Это длилось долго. Десять лет федеральное правительство воздерживалось от того, чтобы взяться за принципиальное стратегическое определение своей позиции. Теперь новая Белая книга, то есть высшая директива по принятию решений в сфере политики безопасности, недалека от завершения: опубликованный министерством обороны проект был подвергнут корректуре другими ответственными за политику безопасности ведомствами. Еще до летних каникул насчитывающий 80 страниц труд должен быть принят и представлен кабинетом министров.

Последний вариант Белой книги датируется 2006 годом. Поэтому нельзя сказать, что правительство совершенно неожиданно приходит к выводу о том, что ситуация в сфере политики безопасности коренным образом изменилась. Считается, что международный порядок переживает переломный момент, и особенно затронута этим Германия. Все «стало более сложным, изменчивым, динамичным, и поэтому все труднее делать прогнозы. Помимо прежних, возникли и угрозы нового типа. На Германию воздействуют самые различные вызовы — с ранее небывалой одновременностью и интенсивностью».

Десять самых значимых угроз безопасности:

1. Террористы видят в Германии цель для нападения

Вызов, бросаемый международным терроризмом, набирает силу, констатируется в   Белой книге. В ней отмечено, что наряду с «Аль-Каидой» и ее региональными организациями возникло  ИГ (террористическая организация, запрещенная в России), которое укрепилось в различных частях Ближнего Востока, образовав сходные с государственными структуры. Германия является «врагом и целью для нападения» террористов. Теракты представляют «самую непосредственную угрозу нашей безопасности».

Риск возрастает в силу радикализации симпатизирующих террористам и возвращения в Германию так называемых зарубежных бойцов. Террористы используют социальные сети и электронные каналы коммуникации, чтобы генерировать ресурсы, приобретать сторонников, распространять пропаганду и планировать атаки. У них все больше возможностей проводить кибератаки или использовать при нападениях химические,  а в будущем, возможно, биологические и радиоактивные вещества.

2. Атаки с помощью компьютерных вирусов угрожают электронной коммуникации

«Качественный скачок в том, что касается угроз» делается в киберпространстве. Оно охватывает все информационные системы, связанные с интернетом и электронными сетями, и благодаря интерфейсам доступные всюду в мире, вне зависимости от территориальных границ. Техническая модернизация — от запуска простых вирусов до сложных, трудно распознаваемых атак — делает государство, общество и экономику особенно уязвимыми, говорится в Белой книге.

Эффект от кибератак может быть сопоставим с эффектом от вооруженных столкновений и переходить в «невиртуальный мир». Как особая опасность расцениваются атаки на важную инфраструктуру с тяжелыми последствиями для гражданского населения (водо- или энергоснабжение) или помехами для осуществления военного командования.

3. Москва стирает границы между войной и миром

Россия — больше не партнер, констатирует правительство, а соперник. В Крыму и на востоке Украины она проявила готовность отстаивать собственные интересы, в том числе насильственными методами, и в одностороннем порядке нарушать гарантированные международным правом границы. Тем самым Россия открыто  ставит под вопрос созданный после холодной войны европейский миропорядок.

Считается что это имеет далеко идущие последствия и для безопасности Германии. Россия отворачивается от Запада, подчеркивает стратегическое соперничество и повышает военную активность вблизи внешних границ ЕС. Особое опасение федеральному правительству внушает то, что все больше используются «гибридные инструменты для целенаправленного стирания границ между войной и миром», «подрывная деятельность по отношению к другим государствам».


В качестве особой угрозы упоминается использование электронной коммуникации для оказания влияния на общественное мнение —от целенаправленного скрытого управления дискуссиями в соцсетях до манипуляции информацией на новостных порталах. Вывод Белой книги: «Таки образом, при отсутствии принципиальной смены курса Россия в обозримом будущем останется вызовом безопасности на нашем континенте».

4. Потерпевшие неудачу государства предоставляют плацдарм для отступления

Политические, этнические, религиозные и конфессиональные разногласия, а также гражданские войны характеризуют соседей Европы в «кризисной дуге» от Северной Африки, Сахели, Африканского Рога до Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии.

Данная нестабильность являет собой «непосредственную угрозу возникновения возможных плацдармов для отступления действующих по всему миру террористических организаций и криминальных структур, а также угрозу глобальной системе энерго- и ресурсообеспечения и международной торговле». Тем самым, она приобретает центральную значимость для безопасности Германии.

5. Миграция может выйти из-под контроля

Из-за гражданской ли войны, изгнания, нищеты или голода: уже сейчас миллионы людей по всему миру покидают свою родину. Из-за глобальной разницы в доходах в грядущие десятилетия ожидается «растущий миграционный потенциал», констатирует Белая книга. Европа и в особенности Германия при этом становятся привлекательной целью для мигрантов и беженцев.

Правда, миграция сама по себе не несет угрозы безопасности Германии, пишет правительство. Напротив, федеральное правительство в силу демографического развития Германии заинтересовано в миграции. Есть и ограничение: «Длительные притоки беженцев, а также неконтролируемая и нерегулярная миграция могут, все же, представлять опасность безопасности как непосредственно затронутых этим областей, так и Европы и Германии».

Способности принять новых беженцев и интегрировать их может не хватать, непосредственным следствием чего будет возникновение нестабильности. Иными словами: правительство Германии обозначает собственную политику 2015 года — неконтролируемую миграцию — как угрозу безопасности.

6. Радикальный национализм раскалывает общество

ЕС грозят особые риски «вследствие одновременности последствий экономического и финансового кризиса, кризиса в ситуации с беженцами и нестабильности на внешних границах», говорится в Белой книге. Из-за стремления учесть национальные интересы в некоторых странах-членах ЕС европейский проект находится под давлением: ЕС стоит перед задачей «сохранения внутренней сплоченности и солидарности между отдельными своими членами».

Лишь если путем значительных затрат удастся «преодолеть линии внутреннего разлома, успешно противостоять центробежным силам и тем самым основательно усилить внутреннюю сплоченность и единство ЕС, этот обладающий и в будущем стабилизирующим действием эффект распространится и на наших соседей». Данный процесс не обозначается в Белой книге как угроза безопасности Германии.

Подлежит описанию и упрочение сил антиглобализации: описывается «интровертный и часто радикальный национализм, склонный к насилию экстремизм и религиозный фанатизм как выражение дефицита идентичности и легитимности». Дело может заключаться в том, что при этом речь идет не о внешней угрозе, а о внутренней: силы АдГ без проблем могут классифицироваться формулой «интровертный национализм», равно как и другие партии в других государствах ЕС. Однако не исключено, что данная угроза европейскому мирному порядку действительно выйдет за границы Белой книги.

7. Спираль гонки вооружения снова раскручивается

Притязания на господство растущих в экономическом плане государств все активней реализуются в региональной гонке вооружения. Данная тенденция к наращиванию вооружения может угрожать стабильности международной системы и непосредственно безопасности Германии, говорится в Белой книге.

Это действительно как для обычных вооружений, так и для новых технологий, которые пока не учитываются действующими режимами контроля за вооружением. Риски, которые сложно рассчитать, связаны и с пролиферацией ядерного, биологического и химического оружия.

8. Под угрозой пути поставок сырья

Экономическое процветание Германии в значительной мере зависит от беспрепятственного использования глобальных информационных, коммуникационных, ресурсных, транспортных и торговых путей, а также от обеспечения снабжения сырьем и энергией. Барьеры на пути доступа к этим ресурсам скрывают за собой значительную угрозу «функциональности нашего государства и благосостоянию».

Названные ресурсы находятся под угрозой, прежде всего, атак террористов и пиратов. Также растущие инвестиции различных государств в реализацию возможностей, «которые должны затруднить третьим сторонам доступ в определенные регионы („антидоступ/антиотказ в доступе“), приобретают особую значимость».

9. Изменение климата дестабилизирует целые государства

Климатические изменения обладают значительными последствиями, угрожающими существованию многочисленных государств и их населения, пишет правительство Германии. Вопрос доступа к воде и другим ограниченным жизненным ресурсам для все большего числа государств и регионов становится угрозой существованию и потому приобретает значимость в контексте политики безопасности, — также и для Германии. Ибо ограниченность ресурсов и демографический рост в регионах с хрупкой государственностью будут обладать дополнительным дестабилизирующим эффектом и вызывать войны и миграцию.

10. Рост населения повышает угрозу риска возникновения эпидемий


Рост населения в мире в сочетании с возрастающей глобальной мобильностью может способствовать распространению по всему миру болезней и эпидемий, а также вызывать пандемии. Опасные возбудители болезней могут попасть и в Германию и представлять угрозу для населения. Это означает возникновение масштабных угроз для нашей системы здравоохранения и значительные экономические затраты.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.