Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не снимайте санкции с России

Направленные против Кремля меры могут способствовать попыткам договориться по Украине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России деловые интересы и политические мотивы — зачастую одно и то же. Москва стремится превращать экономические связи в инструмент политического влияния. Постепенный уход европейских инвесторов из России помогает европейцам вести независимую внешнюю политику. Этот процесс следует приветствовать, но его должны сопровождать меры, ограничивающие влияние грязных денег.

В этом месяце 28 стран-членов Европейского совета соберутся, чтобы обсудить вопрос о продлении санкций против России, которые были введены в ответ на военную агрессию на востоке Украины и на незаконную аннексию Крыма. Пакет санкций, принятый в июле 2014 года, продлевался с тех пор каждые шесть месяцев. Однако сейчас некоторые страны лоббируют за кулисами постепенный отказ от санкций.

Это было бы ошибкой. К обычным деловым отношениям с Москвой возвращаться пока рано. Отмена санкций стала бы опасным сигналом, демонстрирующим, что Европа слаба и расколота.

Санкции, продление которых будет обсуждаться, затрагивают такие отрасли, как энергетика, оборона и банковский сектор. Они были приняты после того, как в июле 2014 года поддерживаемые Россией повстанцы сбили над Восточной Украиной лайнер Malaysia Airlines. Снятие санкций было увязано с соблюдением Кремлем так называемых вторых Минских соглашений, которые были заключены в феврале 2015 года и должны были снизить накал российско-украинского конфликта. Киев тоже не всегда соблюдает свои обязательства, однако нарушения со стороны Москвы выглядят обширными, систематическими и наглыми.

Восточная граница Украины по-прежнему находится под контролем поддерживаемых Россией боевиков. На украинской территории по-прежнему присутствуют российские войска и наемники, и они по-прежнему продолжают использовать тяжелое вооружение. Все это нарушает соглашения.

Европейцам не следует обманываться символическими жестами доброй воли — такими, как решение президента Владимира Путина освободить украинскую летчицу Надю Савченко, — какими бы отрадными они ни выглядели. Эти шаги нравятся тем, кто стремится восстановить отношения с Россией, однако реальному прогрессу они практически не способствуют.

Санкции также нельзя назвать полностью неэффективными. В сочетании с упавшей ценой на нефть они нанесли серьезный ущерб российской экономике, приведя к сокращению валового внутреннего продукта в 2015 году на 3,8%. Воздействие усиливают сопутствующие эффекты — такие, как снижение иностранных инвестиций и ответные санкции Москвы.

Именно экономическая обстановка подтолкнула Москву сесть за стол переговоров в Минске, что позволило заморозить ситуацию в зоне конфликта. Если сейчас снять санкции, несмотря на отсутствие прогресса, это только будет способствовать возобновлению боевых действий.

Эти санкции ударили по европейцам намного слабее, чем по России. Как и прогнозировала в конце 2015 года Европейская комиссия, воздействие санкций на европейские экономики, которые зависят от России меньше, чем Россия от них, «остается ограниченным». Вдобавок европейские экономики продолжают находить новые, альтернативные рынки и диверсифицировать экспорт.

Это не означает, что санкции совсем не сказываются на Европе. По оценкам Исследовательской службы Европарламента сокращение торговли стоило европейским экономикам 0,3% от ВВП в 2014 году и 0,4% в 2015 году. Однако ситуация не ограничивается экономическим аспектом.

В России деловые интересы и политические мотивы — зачастую одно и то же. Москва стремится превращать экономические связи в инструмент политического влияния. Соответственно, постепенный уход европейских инвесторов из России помогает европейцам вести независимую внешнюю политику.
Этот процесс следует приветствовать, но его должны сопровождать дополнительные меры, ограничивающие влияние грязных денег, которые клептократы отмывают в Европе (обычно с помощью вложений в недвижимость).

Критики санкций — например, премьер-министр Греции Алексис Ципрас — называют диалог путем к прогрессу. Безусловно, западные лидеры должны продолжать взаимодействовать с Москвой. Однако эффективный диалог и жесткая позиция по санкциям не исключают друг друга, а дополняют. Текущая ситуация была создана не европейцами и не американцами, а Россией, в одностороннем порядке пересмотревшей структуру безопасности, которая сложилась после холодной войны, и вторгнувшейся в соседнюю страну. Диалог осложнили в первую очередь именно решения России.

Когда два года назад санкции были единогласно приняты, это стало редким моментом, когда европейцы проявили солидарность и единство в стратегическом вопросе. Сейчас, когда европейцы увлеклись самобичеванием и жалобами на собственную слабость, об этом забывают. И противники, и сторонники политики г-на Путина склонны переоценивать его силу и стратегическое мастерство. Отмена санкций даст России намного больше, чем Европе, и западная стратегия должна отражать эти реалии.