После смерти в марте 1985 года Константина Черненко на должность Генерального секретаря ЦК КПСС был избран 54-летний Михаил Горбачев. Это был самый молодой генсек, избранный на эту должность после Великой отечественной войны, а также первый, кто в ней не участвовал. Горбачев получил юридическое образование и работал на различных руководящих должностях в Ставропольском крае. С 1970 по 1978 годы был первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В 1971 годы стал членом ЦК КПСС, а в 1978 году был избран Секретарем ЦК КПСС, отвечавшим за сельское хозяйство, а в 1980 году выдвинут кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.

Уже при Андропове Горбачева стали выдвигать на все более высокие посты. Несомненно, это был умный человек, обладавший качествами руководителя и умевший непринужденно общаться с людьми, чего так не хватало его предшественникам. И все же, его опыта управления государством и знаний в области экономической политики и международных отношений оказалось недостаточно для той должности, которую он занял в 1985 году.

Новый руководитель столкнулся со множеством проблем. Советская экономика была в застое, а основные социальные показатели значительно снизились в результате сбоев в системе, оказавшейся не в состоянии выработать правильный способ постепенного перехода к капитализму. Это наглядно проявилось в том, что процессы управления были сильно забюрократизированы, сменяемость руководящих кадров отсутствовала, социальная активность масс неуклонно снижалась, социалистическая культура оказалась недостаточно развитой, а трудящиеся не принимали реального участия в демократическом управлении обществом.

Именно в свете вышеперечисленных аспектов обращала на себя внимание пассивность советского общества перед лицом повседневных проблем. Это особенно проявилось в последние годы существования СССР.

Касаясь вопроса о необходимости жить по-новому, российский политолог Сергей Кара-Мурза подошел к нему с интересной точки зрения: «… жизнь советского человека с его гарантированным благосостоянием (даже если бы оно было велико!) превращается в бесцельное существование. Среднему человеку жить при развитом советском социализме стало скучно. И никакого выхода из этой скуки наш проект не предлагал. Тот социализм, что строили большевики, был эффективен как проект людей, испытавших беду. Но проект не отвечал запросам общества благополучного — общества, уже пережившего и забывшего беду».

С другой стороны, набирала обороты теневая экономика, объем которой в 1988 году оценивался в 20% от ВВП. Нарушение законности связывали с разрастанием коррупции в советском государственном аппарате во время правления Брежнева, чему уделил особе внимание Юрий Андропов во время своего недолгого пребывания у власти.

В области экономической политики и управления экономикой непоследовательные реформы последних 20 лет не дали желаемых результатов. Тем не менее, следует указать, что, несмотря на перечисленные трудности, советская экономика тогда еще не находилась в безвыходном кризисе, а застой можно было преодолеть при помощи интенсивного развития и повышения производительности труда. Несмотря на трудности, следует отметить, что уровень благосостояния советских людей в среднем по стране значительно вырос с 1965 по 1985 год.

Не следует забывать и о том, что начиная с конца 70-х годов, СССР сталкивался с нарастающим военно-политическим давлением Запада, главными движущими силами которого были президент США Рональд Рейган и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. При помощи санкционной политики они стремились усугубить экономические трудности страны; нарушить военное равновесие, в особенности на европейской театре военных действий, посредством развертывания новых систем вооружений, в частности, противоракетной обороны, и так называемы «звездных войн», а также обострить внутренние противоречия в странах Восточной Европы и углубить их противоречия с Советским Союзом. Вследствие этого давления СССР вынужден был ежегодно тратить от 3 до 4 миллиардов долларов на обеспечение присутствия советского контингента в Афганистане —откуда его выведут лишь в 1989 году- и от 1 до 2 миллиардов долларов ежегодно на поддержку польского правительства, против которого начиная с 1981 года выступал профсоюз «Солидарность», занимавший антисоциалистическую платформу.

Как и следовало ожидать, экономические вопросы стали приоритетными для Горбачева и его сподвижников. Первые же шаги, предпринятые в 1985 году, означали пересмотр задач экономического развития на пятилетку (1986-1990).

Буквально через два месяца после вступления в должность Генеральный секретарь выступил с заявлением, которое вступало в противоречие с духом проводившихся ранее экономических реформ: «Многие из вас видят решение проблем в использовании рыночных механизмов вместо прямого планирования. Некоторые из вас рассматривают рынок как спасательный круг, но, товарищи, вы должны видеть не спасательный круг, а корабль, и этот корабль — социализм». Но эти взгляды высшего советского руководителя вскоре уступят место совершенно иным.

Во внутренней политике СССР последних лет своего существования четко прослеживаются три этапа: 1985-1987, 1988-1989 и 1990-1991 годы.
Во время первых двух лет правления Горбачева по большинству вопросов была продолжена линия его предшественника, направленная на улучшение экономического управления в рамках социалистической системы.

Многие из мыслей относительно необходимости глубоких преобразований были высказаны Горбачевым еще на декабрьском Пленуме ЦК КПСС (уже тогда зашла речь о перестройке), а также не апрельском Пленуме 1985 года. Тогда упор делался на ускоренное развитие благодаря использованию научно-технического потенциала страны.

В феврале 1986 года, на XXVII съезде КПСС была принята обширная программа, направленная в целом на рост эффективности экономики при помощи централизованного управления, наделения предприятий правом хозяйственного ведения, перехода на хозрасчетные методы управления, использования современных способов управления и демократизации всех сторон управленческого процесса.

Фактором, оказавшим влияние на результаты руководства советским обществом, стало решение о немедленной замене руководителей всех уровней, которое, хотя и могло быть оправдано с различных точек зрения, на практике привело к нестабильности управления в течение этих лет. Таким образом, в течение одного года Политбюро обновилось на 50%, были отправлены в отставку 50 из 157 секретарей обкомов и горкомов, а в целом по стране назначили 15 тысяч новых управленцев. Одновременно в Политбюро вошли три новых члена, которые в последующие годы окажут огромное влияние на Горбачева и на развитие всего советского общества.

Александр Яковлев занимал ответственные посты в области пропаганды в ЦК КПСС. Ранее он работал послом СССР в Канаде в течение 10 лет, затем стал секретарем ЦК и одним из главных советников Горбачева по политическим вопросам. Эдуард Шеварднадзе, ранее возглавлявший Компартию Грузии, был министром иностранных дел. Борис Ельцин, первый секретарь Свердловского обкома КПСС, работал секретарем Московского горкома КПСС. Все они, несмотря на свои особенности, придерживались критических и реформаторских взглядов социал-демократической направленности, которые в последующие годы трансформируются в откровенно антисоветские и антикоммунистические лозунги.

В течение этого начального периода достаточно быстро произошел целый ряд социально-экономических событий.

Прежде всего, для ускорения экономического развития в июне 1985 года были созданы 23 новых научных комплекса, а в октябре в пятилетний план были внесены изменения с упором на выпуск передовой наукоемкой продукции. Чтобы представить себе масштаб происходивших перемен, следует учесть, что в то время более 70% научного потенциала СССР напрямую замыкалось на военно-промышленный комплекс, так что внести за короткий срок изменения в его использование с целью увеличить объемы производства и при этом обеспечить обороноспособность страны представляло собой задачу огромной сложности.

Важнейшей социальной мерой стала кампания за трезвость, начатая Горбачевым в мае 1985 года. Проблема злоупотребления алкоголем действительно оказывала отрицательное влияние на здоровье людей и трудовую дисциплину в СССР. С этой целью было сокращено производство ликеро-водочных изделий и ограничено время их продажи. Тем не менее, принятые меры не затронули сложных и глубоких причин этого явления, не получили необходимой поддержки населения и в долгосрочной перспективе оказались неэффективными, поскольку они привели к значительному увеличению подпольного производства самогона.

В мае 1986 года также был принят закон о нетрудовых доходах, который также не искоренил причины этого явления, но зато придал новый импульс развитию теневой экономики и вызвал отрицательные социальные последствия. В ноябре того же года был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, который, тем не менее, не разрешал использование наемного труда, однако впоследствии об этом принципе забыли. И, наконец, в ноябре 1987 года принимается закон, разрешающий аренду госсобственности, ставший своеобразным прологом грядущей приватизации.

В качестве примера масштабных структурных преобразований можно также упомянуть создание в конце 1985 года Госагропрома, призванного улучшить реализацию продукции агропромышленного комплекса. Однако, он тоже не принес желаемых результатов и в апреле 1989 года был упразднен так же быстро, как и создан.

Отношения собственности претерпевали изменения. В октябре 1986 года было разрешено создание кооперативов несельскохозяйственного профиля, которые, по мнению ряда аналитиков, скорее были прикрытием для нелегальной деятельности, чем новой формой производственных отношений. В январе 1987 года страна стала вновь привлекать иностранные инвестиции, чего не наблюдалось со времен НЭПа. Сначала поток иностранных инвестиций был весьма скромным: к концу года он составил лишь 89,3 миллионов долларов.

Значительной вехой в изменении законодательства, касающегося государственной собственности, стало принятие в июне 1987 года закона о государственном предприятии, основополагающими принципами которого были самоуправление, хозрасчет и самофинансирование. Данный документ открывал простор для рыночных отношений, сокращая роль планирования и централизованного руководства предприятиями. Данный закон в значительной мере учитывал опыт экономических реформ, проводившихся в Венгрии в начале 80-х годов.

В июне 1987 года Пленум ЦК КПСС принял Программу радикальных экономических реформ, заложившую основы перехода к рыночному социализму в СССР. В период с 1985 по 1987 год четко прослеживается изменение экономической политики, все более удаляющейся от прежних экономических реформ и стремлений к совершенствованию социализма.

Тут следует напомнить о двух концепциях, определявших содержание преобразований. Речь идет о перестройке и гласности, которые с течением времени претерпели изменения. В обоих случаях масштаб панируемых преобразований укладывался в рамки социализма, соответствуя в этом же ключе требованиям демократизации процессов руководства обществом.

Однако, уже начиная с решений январского Пленума ЦК КПСС (1987), вводится понятие демократизации в либеральной трактовке, присущей буржуазному обществу, выхолащивается социалистическое содержание перестройки и гласности в качестве инструментов совершенствования социализма, которые постепенно превращаются в орудия его разрушения.

Одновременно в СМИ гласность используется для ревизии исторического развития СССР и, в первую, очередь, критической оценки сталинского периода. Во весь голос заявили о себе заклятые враги социализма, не было проведено мало-мальски взвешенного анализа сложного исторического пути, пройденного страной, что в итоге привело к очернению бесспорных достижений социализма в СССР и неразберихе в общественном сознании.

По итогам этих первых двух лет выявилась тенденция к сокращению государственных доходов, снизившихся с 2,3% в 1986 году до 1,6% в 1987; промышленное производство сократилось с 4,4% до 3,8%, продукция сельского хозяйства, составлявшая 5,3%, уменьшилась 0,6%.

Начиная с этого момента, встал вопрос о том, продолжать ли реформы или предпринимать немедленные меры с целью стабилизации экономики.

(Продолжение следует)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.