Европейское объединение угля и стали между Германией и Францией берет свое начало в речи Роберта Шумана 9 мая 1950 года. Население Земли составляло тогда 2,5 миллиарда человек. Почти каждый четвертый жил в Европе.

В 2050 году население Земли составит 9 миллиардов человек, но лишь 7% из них будут европейцами.

Это говорит нам об одном: европейские страны не будут столь значимы по одиночке, чем объединенные в одном союзе.

Трудно решать в одиночку

В речи Роберта Шумана в 1950 году говорилось больше о мире, чем об угле и стали.

В 1914 году Шуман был немецким солдатом. В 1950 году он был министром иностранных дел Франции. Его родной город Страсбург был попеременно три раза то французским, то немецким в период с 1870 по 1945 год.

Шуман понимал лучше многих, как важно было избавиться от того, чтобы Франция и Германия однажды снова начал войну друг с другом.

Роль ЕС как мирного проекта Европы уже несомненно забыта теми пожилыми избирателями, которые отправили британцев из ЕС, в то время как молодежь хотела остаться там.

Выход Великобритании из ЕС ослабляет европейское сообщество, оставившее свой след в послевоенном времени.

Невозможно решить вызовы Европы по одиночке.

Ведущая роль ЕС

Политика безопасности является хорошим примером.

ЕС играл ведущую роль и выступал единым фронтом в вопросе о санкциях против России в связи с вторжение в Крым.

НАТО находилось на трибуне для зрителей. Это парадокс Норвегии, которая основывает свою политику безопасности на членстве в НАТО и на том, чтобы не вступать в ЕС.

Общий объединенный ответ наших государств гораздо более эффективен, чем 28 различных подходов к той же самой проблеме.

Лучшие предпосылки эффективного ответа

Финансовый кризис без ЕС мог быстро превратиться в более широкий протекционизм, большее количество территориальных барьеров и негативную спираль девальваций в Европе.

ЕС решал кризис лучше, чем утверждали различные критики, и создал новые регуляторы в банковском и финансовом секторе, делающие Европу лучше вооруженной в борьбе с будущими экономическими трудностями.

Миграционный кризис и изменения климата — это другие примеры тех вызовов, которые не знают государственных границ, вызовов, где ЕС как единое целое имеет лучшие возможности эффективного ответа, чем разобщенные страны-участницы.

Фундаментальное непонимание того, чем является ЕС

ЕС подвергается критике с двух направлений.

Одна сторона утверждает, что ЕС делает слишком мало для решения проблем, которые возникают в странах-участницах и создаются ими.

Другая сторона утверждает, что ЕС делает много и вмешивается в дела, которые страны-участницы должны решать сами.

Совершенно ясно, что невозможно делать и то и другое одновременно.

Критика также основывается на фундаментальном непонимании того, чем является ЕС.

Вызовы, не знающие границ

ЕС не является федеративным государством. ЕС — это сумма того, что страны-участницы и до известной степени прямые народные избранники в парламенте ЕС хотят, чтобы было.

В общем и целом речь идет о трудностях, не знающих границ, об эффективном внутреннем рынке товаров, услуг и капитала — и о свободном перемещении людей, которые хотят жить и трудиться в других странах-участницах, а не только в тех, где они родились.

Хорошо функционирующий внутренний рынок предполагает общие правила игры, обеспечивающие всем равные права и доступ ко всем частям рынка.

Внутренний рынок ЕС — это самый свободный рынок, потому что он регулируется самым лучшим образом в мире.

Ответственность национальных правительств

Не вина ЕС, что многие европейские страны имеют плохую экономику, высокую безработицу и растущую социальную разницу.

Ответственность за это должны брать на себя, главным образом, национальные правительства.

Есть много примеров стран, которые живут не по средствам, берут слишком большие кредиты и избегают проводить необходимые реформы на рынке рабочей силы и в государственном секторе.

С начала 70-х годов Франция не имеет положительного государственного бюджета.

Греция в течение ряда лет обманывала своих кредиторов.

Это все не вина ЕС, но обязанностью ЕС является способствовать решению тех вызовов, когда проблемы в одной стране могут создать проблемы для всего союза.

Великобритания — доминирующий партнер

Партия центра и Социалистическая левая партия считают, что Брексит может дать Норвегии новые возможности «более широкого договора» с ЕС или новым партнером в Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) или Европейском экономическом пространстве (EØS).

Нельзя исключать, что Великобритания захочет вступать в Европейскую ассоциацию свободной торговли. В этом случае это будет означать, что Великобритания становится доминирующим партнером при ведении переговоров о торговых договорах с третьими странами.

Норвежские интересы, которые сегодня играют главную роль, становятся, таким образом, менее значимыми.

Договор о Европейском экономическом пространстве (EØS) становится немыслимым для Великобритании. В Европейском экономическом пространстве Великобритания теряет все влияние и получает свободный доступ миграционной рабочей силы. Это будет находиться в полном противоречии с исходным пунктом голосовавших за Брексит.

Объединение вокруг договора о Европейском экономическом пространстве

«Лучший договор» с ЕС звучит надежно, если сравнивать с договором, который Норвегия имеет о Европейском экономическом пространстве. Но лучшим для норвежского бизнеса является полный доступ к внутреннему рынку на тех же условиях, что и у наших главных конкурентов.

80% всего нашего экспорта идет в ЕС. Значение этого для небольшой открытой экспортной экономики неоценимо.

У Норвегии нет права голоса, и это большая проблема, которую можно решить только при полном членстве, но интересы нашего бизнеса, тем не менее, обеспечены. А вот договор, который напротив ослабляет интересы нашего бизнеса, не будет «лучшим договором» с норвежской точки зрения.

Поэтому норвежские политики должны сплотиться вокруг договора о Европейском экономическом пространстве.

Все вероятные союзные партнеры Юнаса Гар Стёре (руководитель Рабочей партии, — прим. перев.): Партия центра, Социалистическая левая партия и партия Красные, посылали противоположные сигналы. Это создает  неуверенность для норвежских рабочих мест.

Рабочая партия пока не определилась с вопросом о Европейском экономическом пространстве и должна его решить заранее перед парламентскими выборами 2017 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.