Россия стремится обеспечить свои жизненно важные интересы в области обороны на территории бывшего Советского Союза, поддерживая на этой территории доминирующую позицию. Россия хочет интегрировать бывшие советские республики, или так называемые страны ближнего зарубежья, в свою сферу влияния и обеспечить себе положение великой державы.

Из доклада, подготовленного для министерства обороны Финляндии, становится ясно, что для достижения вышеупомянутых целей Россия в основном использует три метода, которые противоречат международному праву.



Во-первых, Россия ставит свои особые права на территории стран ближнего зарубежья выше государственного суверенитета этих стран. Одновременно требуя от западных стран равноправного отношения к себе, сама Россия оспаривает суверенное равноправие стран ближнего зарубежья.

Во-вторых, Россия разыгрывает карту соотечественников, то есть демонстрирует готовность защитить своих граждан или «соотечественников» от мнимой угрозы при помощи военной интервенции. Для того, чтобы упрочить свою позицию, Россия вручила российские паспорта русским меньшинствам, проживающим в странах, с которыми она находится в напряженных отношениях. Так произошло, например, в Южной Осетии и Крыму.

В-третьих, Россия использует так называемый прецедент Косово в конфликтных ситуациях на территориях стран СНГ в тех случаях, когда это подходит для ее целей. Она намеренно истолковывает заявления международного суда неправильно и считает себя вправе способствовать отделению части государств от метрополии.

В докладе «Роль международного права во внешней политике современной России в свете государственного суверенитета, запрета использования вооруженных сил и права народов на самоопределение», подготовленном для министерства обороны Финляндии, критикуется способ, при помощи которого современная Россия осуществляет политику безопасности с точки зрения международного права. Особенностью доклада является то, что точка зрения, выраженная в нем, не является позицией заказчика, то есть министерства обороны, но является исключительно ответственностью составителей доклада, о чем они и заявляют во вступительной части.

«Красная черта» Путина

Подготовившие доклад заслуженный профессор международного права Лаури Ханникайнен (Lauri Hannikainen) и докторант Теро Лундстедт (Tero Lundstedt) из Института им. Эрика Кастрена при Хельсинкском университете, поднимают вопрос об оценке российскими исследователями Конышевым и Сергуниным принципов внешней политики России. Особенно интересен с точки зрения составителей доклада анализ «красной черты» Путина, за которую западным странам нельзя ступать. За красной чертой остаются Украина, Грузия, Финляндия и Швеция. В соответствии с российским представлением, эти четыре страны должны оставаться буферной зоной, неприсоединившейся к блокам.

Финляндия и Швеция не относятся напрямую к ближнему зарубежью России. В положении этих стран, тем не менее, можно заметить много общего с так называемым ближним зарубежьем. Россия демонстрирует, что она готова пойти на все вблизи своих границ, если она почувствует угрозу в своей сфере влияния, имеющей оборонное значение.

Например, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал прошлой осенью, что возможные намерения Украины стать членом НАТО приведут к ответным действиям со стороны России. Он добавил, что президент Путин многократно предупреждал, что украинским политикам придется раскаяться. По сути, такой же комментарий дал президент Путин во время своего визита в Финляндию, отвечая на вопрос о реакции России на возможное членство Финляндии в НАТО.

Особые права

Составители доклада отмечают, что европейская система безопасности, в основе которой лежит международное право, долговременные и многосторонние договоры, сильно подорвана присоединением Крыма и активным вмешательством России в ведение военных действий на Украине.

В соответствии с докладом, отношения России с бывшими советскими республиками приобретают характер, противоречащий международному праву. Россия считает, что ее ближнее зарубежье может получить адекватную защиту в соответствии с международным правом только от так называемых нормальных государств. Россия считает прямой угрозой для стран ближнего зарубежья приходящие к власти «антироссийские правительства», особенно если они приходят к власти с помощью переворота. Бранным словом для России является «цветная революция», им было, в частности, охарактеризовано народное восстание на Украине в 2014 году.

Россия разыгрывает «Карту Косово»

В докладе отмечается, что после того, как Косово получило независимость, в российской политике появился новый опасный аспект.

В соответствии с докладом, Россия рассматривает получение Косово независимости как прецедент и оправдание для признания изменения границ даже на территории стран СНГ. Это неоднократно подчеркивали как российский президент Владимир Путин, так и Дмитрий Медведев, президент России во время так называемого переходного периода.

Как в Абхазии, так и в Южной Осетии и Крыму Россия выдала свои паспорта местным жителям, затем стала защищать своих «граждан» с помощью оружия, и, в конце концов, признала факт провозглашения ими независимости в одностороннем порядке. При этом Россия предъявила искусственные доказательства сходства с прецедентом в Косово.

В докладе указывается, что Путин сопоставил получение Косово независимости с референдумом в Крыму. Россия полагала, что в отношении Крыма она действовала в соответствии с принципами международного права.

Это Путин подчеркнул также на встрече в Наантали с президентом Финляндии Саули Ниинисте (Sauli Niinistö).

Однако международный суд ООН в 2010 году определил, что отделение территории в одностороннем порядке противозаконно, если оно произошло незаконным способом. В докладе, подготовленном для министерства обороны, однозначно говорится, что участие России в событиях Крыма грубо нарушает принципы международного права. Крым не имел конституционно закрепленного права на отделение от Украины. Кроме того, так называемый референдум не отвечал ни одному критерию.

За так называемой «картой Косово» стоит провозглашение независимости Косово в 2008 году. Страна провозгласила свою независимость после длительных, зашедших в тупик международных переговоров. Вскоре многие страны, в том числе и Финляндия, признали независимость Косово. С точки зрения России, провозглашение независимости Косово являлось попранием международного права, которое произошло под руководством США и их союзников. Западные страны расценивали события в Косово как особый случай, однако Россия опасалась, что он станет прецедентом для замороженного конфликта в Абхазии и Южной Осетии. В конце концов, все закончилось войной в Грузии, участником которой стала Россия.