Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нидерландский лабиринт для соглашения об Ассоциации Украина-ЕС

Спустя полгода после референдума в Нидерландах премьер Рютте заявил, что его страна не ратифицирует соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС. Какая судьба ожидает документ?

© AP Photo / Peter DejongАктивисты в Амстердаме призывают сказать «нет» на референдуме об ассоциации Украины с ЕС в Нидерландах
Активисты в Амстердаме призывают сказать «нет» на референдуме об ассоциации Украины с ЕС в Нидерландах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ситуация вокруг ратификации Нидерландами соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, похоже, становится все более запутанной. На референдуме в апреле 2016 года более 60 процентов избирателей высказались против соглашения между Брюсселем и Киевом. На днях премьер-министр Нидерландов Марк Рютте констатировал, что его страна, скорее всего, документ все же не ратифицирует.

Ситуация вокруг ратификации Нидерландами соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, похоже, становится все более запутанной. На референдуме в апреле 2016 года более 60 процентов избирателей высказались против соглашения между Брюсселем и Киевом.

Тогда премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявлял о необходимости поиска правового компромисса. На днях же он констатировал, что его страна, скорее всего, документ все же не ратифицирует. В то же время Рютте выразил надежду на то, что правительству в Гааге и Евросоюзу еще удастся найти компромиссное решение по соглашению.

Никаких предложений — лишь заявления


С момента референдума прошло уже более пяти месяцев, но до сих пор нет не только решения проблемы, но даже каких-либо официальных предложений от нидерландской стороны, удивляется эксперт Центра европейских политических исследований (CEPS) в Брюсселе Гийом ван дер Лоо. «Премьер Рютте сказал, что хочет добиться трех вещей: обязывающего решения, которое получило бы поддержку со стороны ЕС, а также со стороны нидерландских парламентариев. Но каким должно быть это решение, непонятно», — говорит эксперт.

Нынешние заявления нидерландского премьера хоть и дополнительно подогревают дискуссию, но ни одного ответа на эти вопросы не дают. «Это просто заявления Рютте, которые ничего не меняют. По сути дела, со времени референдума ничего не произошло», — говорит ван дер Лоо.

В то, что из Гааги поступит официальное сообщение в Брюссель об отказе ратифицировать документ, эксперт не верит. В самом ЕС в ответ на запрос DW только процитировали заявление Совета ЕС, датированное июнем этого года, в котором содержится призыв к поиску компромиссов. «Насколько мы понимаем, внутренняя работа в Нидерландах (над соответствующими предложениями для Брюсселя. — Ред.) идет», — отметили в структурах ЕС.

Варианты для Рютте

Если Нидерланды действительно не ратифицируют документ на уровне государства, то возможен и их отказ поддержать его в Совете ЕС, который должен окончательно утвердить соглашение на уровне всего Евросоюза.

При этом юридически это две разные вещи, объясняет ван дер Лоо: на референдуме поднимались только вопросы, касающиеся компетенции отдельных стран-членов ЕС, но не всего соглашения, а это — лишь 20 процентов содержания документа, в которых речь идет, прежде всего, о кооперации в сфере безопасности. То есть с правовой точки зрения стране ничто не мешает поддержать документ на уровне ЕС, говорит эксперт: «Но, конечно, это трудно объяснить избирателям, которые не думали об этом, заполняя бюллетени шесть месяцев назад».

Гийом ван дер Лоо

Впрочем, сложная ситуация для правительства в Гааге является абсолютно благоприятной для судьбы самого документа, говорит ван дер Лоо. Временное применение соглашения, которое в полном объеме заработало с 1 января 2016 года, согласно правилам, прекращается только тогда, когда документ вступает в силу официально, то есть после ратификации всеми странами-членами и Советом Евросоюза.

«Примечательно, что такая процедура не имеет никакого дедлайна и может продолжаться вечно», — говорит эксперт. Впрочем, в Нидерландах все громче звучат голоса тех, кто считает такой порядок недемократичным и требует прекращения даже временного применения документа до нахождения компромисса. Но для этого необходимо такое же единогласное решение Совета ЕС, как и в случае с вступлением в силу соглашения. «То есть, когда принималось решение о временном применении соглашения, нидерландское правительство голосовало за это вместе с другими представителями Совета ЕС. И теперь прекратить его — непростая задача. Ведь снова нужны голоса всех членов ЕС, которые поддерживать такое решение не будут», — объясняет ван дер Лоо.

Жесткий тон из Киева

В Киеве заявления нидерландского премьера о будущем соглашения между Украиной и ЕС восприняли с негодованием. Вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе назвала позицию Нидерландов «неприемлемой» и свидетельствующей о неготовности правительства страны взять на себя ответственность за принятые в прошлом решения. Ведь ратификация соглашения, мол, уже была поддержана парламентом страны — задолго до референдума, а именно в июле 2015 года. Теперь, по мнению вице-премьера, Нидерланды должны ратифицировать документ, «возможно, с указанием особой позиции относительно того, что двусторонние нормы, касающиеся исключительно отдельных стран», применяться их государством не будут.

Обсуждать возможные компромиссы еще в октябре в Брюсселе намерен и президент Украины Петр Порошенко. Гийом ван дер Лоо из центра CEPS называет попытки ЕС и Киева найти выход из ситуации, спровоцированной Нидерландами, странными. Ведь, мол, «мяч на их стороне, потом на очереди Брюссель, и только уже в конце — Киев», говорит он.

Для ЕС и Украины подходящим был бы вариант, когда Нидерланды все же поддержат соглашение, по крайней мере, в Совете ЕС, однако ратифицировано оно будет с «дополнительной декларацией», говорит эксперт. «Там были бы указаны пожелания, которые выразили нидерландские граждане, в частности, о том, что соглашение об ассоциации не должно предусматривать автоматического членства (Украины. — Ред.) в ЕС, военной кооперации, а также бесконтрольного использования финансовой помощи или же слишком больших взносов со стороны Нидерландов в рамках этой помощи», — объясняет он. Будут ли предложения нидерландской стороны соответствовать этим представлениям, покажет время. Эксперт убежден, что в Брюсселе получат долгожданные предложения из Гааги уже к концу 2016 года.