Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еще одно оружие, еще одни вооруженные силы

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкМинистр обороны РФ Сергей Шойгу на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ
Министр обороны РФ Сергей Шойгу на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда говорим о машине российской пропаганды, часто представляем себе ее как совершенно функционирующую систему, в которой какой-нибудь один деятель в операторской нажимает на кнопки и передвигает подключенные к ним фигурки. Но так ли на самом деле? Как действует сложный механизм российской пропаганды? Чем он отличается и чем похож на действие пропаганды советского времени?

Когда говорим о машине российской пропаганды, часто представляем себе ее как совершенно функционирующую систему, в которой какой-нибудь один деятель в операторской нажимает на кнопки и передвигает подключенные к ним фигурки. Но так ли на самом деле? Как действует сложный механизм российской пропаганды? Чем он отличается и чем похож на действие пропаганды советского времени?

Тоталитарные советский и нацистский режимы располагали ведомства, которые отвечали конкретно за эту сферу — Министерство пропаганды в нацистской Германии и Отдел пропаганды и агитации в СССР. Однако в современной России ответственность разделена между разными ведомствами, поэтому, чтобы лучше понять действие кремлевской пропаганды, стоит попробовать раскрыть структуру распространения российской пропаганды.

Действующая в России вертикально интегрированная политическая система в том же направлении обрамляет и координирование кремлевской пропаганды. Это позволяют утверждать документы «Реформа Администрации президента РФ», которые в 2000 г. были опубликованы в газете «Коммерсант», в них очертили принципы этой структуры после прихода к власти Владимира Путина. Они обусловлены централизацией власти: президент через свою администрацию должен приобрести рычаги и эффективно «создать «нужные» политические ситуации, управлять социальными и политическими процессами в РФ и ближнем зарубежье».

Ученые финского Института международных отношений Карти Пиннонеми и Андраз Рац, которые исследовали принципы распространения и структуру пропаганды СССР и путинской России, отмечают, что сегодняшняя машина пропаганды не только перенимает многие методы советской пропаганды, но и воссоздает похожую структуру. По их словам, центр координирования пропаганды — администрация президента, а разделительной чертой пропаганды сегодня стал не «Железный занавес», как во время холодной войны, а русский язык.

Это значит, что русскоязычные и жители России попадают в один блок аудитории, а ориентированная на Запад пропаганда (для иноязычных) создает отдельный блок. Координирование распространения пропаганды происходит на уровне президентской администрации, а техническо-исполнительную работу проводит правительство и ответственные министерства. Существенное различие есть между русскоязычной и иноязычной аудиториями, а это определяет и разные каналы распространения.

Русскоязычные жители, которые пользуются русскими источниками информации, получают тот же поток пропаганды, независимо от своего физического места нахождения. Между тем в случае с иноязычными аудиториями каналы распространения отличаются. Напрямую их достигают через созданные и распространяемые сейчас СМИ (например, RT и Sputnik), через субсидируемую продукцию, агентства связей с общественностью и заказные статьи. Распространению пропаганды способствуют создаваемые Кремлем и содержащиеся на его деньги местные СМИ, неправительственные организации, «тролли» в социальных сетях.

В СССР, нацистской Германии, тоталитарных странах с жестким режимом действовали правительственные структуры, которые готовили и распространяли пропаганду. Сейчас российская пропаганда институционализирована, но не является объектом какого-то одного института. Оценивая российскую политику, как пропаганду, мы должны учесть, что информационные действия, которые становятся пропагандными сообщениями и явлением информационной войны, осуществляют разные институты власти.

Координирование политики распространения информации (пропаганды) осуществляется на уровне Администрации президента. Различные источники показывают, что за это отвечают двое первых заместителей главы администрации и близкие соратники Владимира Путина Алексей Громов и Вячеслав Володин. Администрация президента — то место, где рождаются идеи информационной политики, а Громов поддерживает постоянный контакт с главами крупнейших российских каналов и постоянно дает им строгие указания, какие темы акцентировать и о чем говорить осторожно. Таким образом все крупные российские каналы должны транслировать новости по сути в том же направлении, заданном Кремлем.

Между тем техническо-исполнительную работу осуществляет правительство, возможно, ее контролирует вице-премьер Аркадий Дворкович. Можно сказать, что напрямую эти функции выполняют министерства культуры, науки и образования, иностранных дел, а также обороны и отчасти — внутренних дел.

Министерство культуры с 2012 г. возглавляет историк Владимир Мединский, который до этого 12 лет работал в Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории. Мединский отрицает оккупацию стран Балтии и преступления в ГУЛАГе, а наряду с распространением этого исторического нарратива второе его политическое стремление — борьба с «русофобией за рубежом и в России». Министерство культуры субсидирует российскую кино— и телепродукцию (особенно ту, которая пробуждает «патриотические чувства и моральный ренессанс общества»), которая широко распространена не только на российском телевидении, но из-за низкой стоимости широко транслируется на коммерческих литовских телеканалах.


МИД координирует один из важнейших инструментов «мягкой силы» — федеральное агентство «Россотрудничество», основная цель которого — объединение живущих за рубежом русских, распространять русский язык и русскую культуру в мире и формировать положительный имидж России. До 2020 г. агентство поставило целью создание сети в 104 странах (сейчас в 76)и начать действовать по принципу западных структур — USAID или British Council, т.е. от в основном культурной помощи перейти к развитию проектов, которые будут укреплять действие России в этих странах. В числе основных целей (таких как распространение образования на русском языке, оказание помощи русским школам, организация ознакомительных экскурсий для молодежи в Россию, создание сети центров российской культуры и научных центров) действия «Россотрудничества» за границей есть и «координирование пропаганды». Фонд «Русский мир», созданный МИД и Министерством образования и науки, также оказывает различную помощь распространению русского языка и культуры в Литве.

За вовлечение СМИ в пропаганду отвечает и один из самых влиятельных людей российской политической системы, министр обороны Сергей Шойгу. Министерство обороны в 2015 г. начало организацию награждения российских журналистов Media-Ace, цель которых — улучшение имиджа российских вооруженных сил. Во время награждения Шойгу охарактеризовал медиа как одну из важнейших форм войны: «Пришло время, когда мы поняли, что слова, камера, фотографии, интернет и информация вместе — еще одно оружие, еще одни вооруженные силы».

Между тем, когда Россия начала гибридную войну на Украине, Министерство внутренних дел и подчиненные ему структуры от аналогичных дружественных деятелей в украинских ведомствах получили информацию о потенциальных агентах и ресурсах, которые могут помочь деятельности России в Восточной Украине.

Этот обзор показал, что в сегодняшней России нет ведомства, которое отвечало бы конкретно за пропаганду, вертикаль путинской власти создает и довольно ясную и строгую иерархию в существующих условиях. Однако, система намного более сложная чем в СССР, поскольку для того, чтобы отследить происхождение конкретной пропагандной вести, нужно наблюдать за более широкой сетью ведомств.