На минувшей неделе в ночь со среды на четверг португальские ВВС (FAP) перехватили два российских бомбардировщика, которые без соответствующего разрешения вошли в подконтрольное Португалии воздушное пространство.

Как пояснил Publico полковник Руй Рок (Rui Roque), глава Управления FAP по связям с общественностью, перехват бомбардировщиков Ту-95 «Медведь» был осуществлен двумя португальскими F-16 в целях обеспечения безопасности гражданской авиации, поскольку самолеты данного типа не испускают сигналов и не поддерживают радиосвязь, являясь своего рода «невидимками».

Бомбардировщики вошли в воздушное пространство, находящееся в ведении Португалии, к северу от страны, долетели до района Сагреш и снова развернулись на север, все это время их сопровождали два истребителя F-16 португальских ВВС. Воздушные суда ни разу не нарушили суверенное воздушное пространство Португалии.

Под суверенным воздушным пространством той или иной страны понимается вся ее континентальная территория и автономные регионы, плюс 12 морских миль вокруг этих областей. Любое несанкционированное нарушение этой зоны считается угрозой суверенитету государства и должно быть немедленно пресечено.


Тогда как подконтрольное воздушное пространство является частью международного воздушного пространства, которое, однако, находится в ведении конкретной страны, в данном случае Португалии. Последняя в соответствии с рядом международных соглашений отвечает за безопасность воздушных перевозок и поисково-спасательные работы. Речь идет о пространстве площадью около пяти миллионов квадратных километров. Оно поделено на две зоны действий: Санта-Мария (Азорские острова) и Лиссабон. Истребители F-16, перехватившие российские бомбардировщики, вылетели с авиабазы № 5 в Монте-Реал (Лейрия), после того как российские самолеты не ответили на вызовы португальских военных диспетчеров в пункте воздушного командования в Монсанто (Лиссабон).

Как это всегда происходит, миссия проводилась в рамках договоренностей НАТО и с ее ведома.

FAP подчеркивает, что перехват был осуществлен «в первую очередь по соображениям безопасности» гражданской авиации. За время сопровождения российских самолетов с их стороны не наблюдалось враждебности или каких-либо угроз.

Ту-95 «Медведь» — стратегический бомбардировщик с довольно долгой историей (первый самолет этой модели датируется 1952 годом, а в эксплуатации находится с 1956 года), особенное широкое использование получил во времена холодной войны. Сегодня Ту-95 продолжает состоять на вооружении некоторых стран.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.