Дональд Трамп — человек со стороны, и его избрали президентом в значительной степени благодаря тому, что он пообещал устроить чистку в Вашингтоне. Вскоре он выяснит, что самая упорная сила, возражающая против любых касающихся ее изменений, это вашингтонский пресс-корпус. Как показали состоявшиеся на прошлой неделе встречи со СМИ, столкновение неминуемо.


Это столкновение выйдет за рамки идеологии и той личной неприязни, которую СМИ испытывают к Трампу. Оно произойдет из-за того, что хотя американская пресса как институт находится в состоянии упадка по всей стране, комната для брифингов в Белом доме остается одним из последних оплотов власти центральных средств массовой информации. Это то место, где они господствуют — вполне довольные теми традициями и порядками, которые сложились до появления социальных сетей, хотя пресса в целом сталкивается с большими проблемами, особенно финансового характера, а также с трудностями в том, как сегодня надо делать новости и освещать события.

Сам по себе зал для брифингов, в котором сидят репортеры, и прилегающее к нему пространство, где им выделяют кабинеты, демонстрируют мощь и силу ведущих печатных изданий, которые руководствуются в основном теми читательскими привычками американского народа, которые сформировались десятки лет тому назад. Журналисты Associated Press, ABC, NBC, CBS, CNN и Fox News, например, занимают передние ряды, и там даже есть таблички с их именами. Прямо за ними сидят репортеры из Wall Street Journal, New York Times, Washington Post и NPR. В Белом доме аккредитовано примерно 750 репортеров, но в комнате для брифингов — 49 мест, и подавляющее большинство из них занимают представители ведущих средств массовой информации. А интернет-издания там почти не представлены.


Раньше вопрос о рассадке решал пресс-секретарь Белого дома, но при администрации Джорджа Буша эта функция была передана Ассоциации корреспондентов Белого Дома. Новой администрации ничто не мешает лишить ее этого права. Ценные помещения в западном крыле, которые оккупировал пресс-корпус Белого дома, не являются собственностью прессы. Они принадлежат американскому правительству.

Пресса не очень жалует Дональда Трампа — да и не должна этого делать. Однако, как сообщил в октябре журнал Columbia Journalism Review, информация о финансовых источниках предвыборной кампании говорит о том, что работники сферы журналистики в ходе президентской кампании передали штабам Хиллари Клинтон и Трампа 396 тысяч долларов. 96% из этих средств получила Клинтон.

В этом месяце из Los Angeles Times был уволен внештатный корреспондент после того, как он в Твиттере пожелал «смерти Дональду Трампу». Программа CNN Headline News в сентябре заретушировала лозунг «Трампа в президенты» на рубашке человека, у которого ее корреспондент брал интервью. Если даже мельком взглянуть на первые страницы газет и заголовки новостей, убеждаешься в обоснованности жалоб избранного президента на то, как о нем говорят и пишут СМИ.

В мае журнал Politico провел опрос среди журналистов, освещавших ход президентской гонки. Он показал, что большинство репортеров отказались сообщить, за кого будут голосовать. Среди тех, кто согласился, 13 человек заявили, что поддержат Хиллари Клинтон и Берни Сандерса. Лишь три человека сказали, что проголосуют за республиканцев, и только один был за Трампа.

В 2004 году New York Times провела свой опрос СМИ, который показал аналогичные результаты. Газета опросила 153 журналиста. По итогам опроса она сообщила следующее: «Отвечая на вопрос, кто будет самым лучшим президентом, журналисты не из Вашингтона предпочли президенту Джорджу Бушу сенатора Джона Керри в соотношении 3 к 1. А среди вашингтонских журналистов соотношение было 12 к 1».

В 2013 году журнал Atlantic сообщил, что 24 журналиста (не обозреватели и не авторы редакционных статей) пришли на работу в администрацию Обамы. У меня есть подозрение, что многие репортеры, освещавшие гонку 2016 года, заранее подготовили свои резюме для Хиллари.

Жалуется не только Трамп. В сентябре Институт Гэллапа провел социологическое исследование, которое показало, что доверие к средствам массовой информации и вера в то, что они сообщают новости «в полном объеме, точно и честно», упало до минимума за все время работы этой компании. Исследовательский центр Pew в октябре провел опрос, показавший, что лишь пять процентов населения «полностью доверяют» новостным СМИ, а 61% либо «не доверяют», либо «не очень доверяют». Меньше доверия общество испытывает только к избранным руководителям.

Репортеры знают об этих опросах, но ничто в их поведении не меняется. В основном журналистский корпус придерживается либеральных взглядов и состоит из той самой элиты, которая не могла себе представить, что Трамп выиграет номинацию, а уж тем более станет президентом. Слишком многие продолжают жить в своем мирке, где они общаются в основном с журналистами-единомышленниками. Эти люди не понимают, что из-за своей идеологической предвзятости и утраты общественного доверия они могут пострадать от тех перемен, к которым стремится Трамп.

В любую эпоху нации нужна справедливая, честная и бдительная пресса, чтобы контролировать и сдерживать власть президента. Президентам она может не понравиться, однако стране это идет на пользу. Ежедневные брифинги пресс-секретаря давно уже превратились в телешоу, а не в серьезное общение с прессой, однако они все равно нужны. Центральные средства массовой информации должны играть свою роль, как и многие другие издания. Но когда пресса слишком либеральна или несправедлива, СМИ подвергают опасности все то, чем они занимаются.

Я не знаю, какие изменения внесет избранный президент Трамп, но он проявляет необычайную терпимость. Если он решит действовать в обход прессы, отменит ежедневные брифинги, отдаст места самым разным репортерам, назначит боевитого пресс-секретаря и не станет приглашать на обеды журналистский пул, все это сойдет ему с рук, потому что ведущие средства массовой информации утратили доверие американского народа.

Ари Флейшер был пресс-секретарем Белого дома при Джордже Буше с января 2001 по январь 2003 года. Сегодня он возглавляет фирму Ari Fleischer Communications.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.