В Армении давно ждали президента Ирана, который этой весной завершает свой срок правления. Но визит Хасана Роухани каждый раз переносился по разным причинам, среди которых часто чувствовалась возможность откровенного шантажа со стороны Азербайджана.

А информация, поступающая из хорошо осведомленных кругов, свидетельствовала о том, что умеренно-реформаторская администрация Хасана Роухани также в свою очередь, имеет серьезные планы, связанные с Азербайджаном, а следовательно, пока что терпеливо относится к большим и малым шалостям Баку.

Пользуясь этим, после состоявшегося прошлым летом визита министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна в Тегеран, Баку начал через неофициальные каналы угрожать Тегерану, что если президент Ирана Роухани посетит Армению, в ответ на это президент Азербайджана поедет в Израиль и откроет посольство Азербайджана в Иерусалиме.

После этого сохранялась некоторая неопределенность вокруг сроков визита Хасана Роухани в Армению, до тех пор, пока недавно в Баку не приехал премьер-министр Израиля

Биньямина Натаньяху. Это наполнило чашу терпения иранцев, и за день до назначенного визита президента Роухани в Армению, 20-ого декабря, официальный представитель МИД Ирана Бахрам Хасемин заявил, что Азербайджан не должен был соглашаться на визит Натаньяху, а в конце дипломатически добавил, что считает это внутренним делом этой страны.

Понятно, что после всего этого Азербайджан не может ничего сделать, так как получит ответ с таким же дипломатическим содержанием. Потому что в контексте тенденций нового обострения противостояния США и Израиля с Ираном после президентских выборов в США, Азербайджан и Армения, кажется, начинают превращаться в своеобразные качели.

Армения, как тесный соратник Ирана, вовсе не желает становиться участницей сложных игр, которые образуются в результате капризов своего другого соседа, так как Армения считает Иран не только хорошим соседом, но и долгосрочным партнером. То есть, армянская сторона не желает по примеру Азербайджана выстраивать свои отношения с Ираном по тактике торговли и на уровне взаимных сцен ревности.

Тем временем, многие сроки армяно-иранских двухсторонних стратегических проектов, которые разрабатывались на протяжении многих лет, уже давно истекли, но часть из них так и не была реализована. Другие проекты были отложены по причине экономической изоляции Ирана и финансовых трудностей.

Сейчас наступил удобный момент, который может внести ясность как с точки зрения выполнения прежних договоренностей, так и достижения новых.

Осознание этого связано с некоторыми изменениями во внешнеэкономических приоритетах Ирана после деизоляции, в частности, с ростом значения и роли европейского вектора во внешней политике Ирана. Это очень важно для Армении, так как вне зависимости от того, какими транспортными средствами будет осуществляться перевозка грузов, Армения превратится не только в экономический, но и в геополитически-стратегический важный мост.

В этой схеме осуществления транзита, серьезные выгоды будет иметь также и Грузия, морские порты которой будут связаны с Болгарией и Грецией, обеспечивая для них большую проходимость.

Для Ирана Армения может также обеспечить дополнительную возможность распространения своей деятельности на рынке ЕАЭС, особенно, благодаря формированию зоны свободной торговли в Зангезуре. Отметим, что детальный список таких возможностей уже представлен в большой аналитической справке в «Независимой газете».

В качестве первого доказательства сказанного, в Агараке и Мегри, которые являются южными воротами Зангезура, накануне от иранского газа были зажжены первые факелы. Они символизируют источник надежды для двух стран и верных соседей, которые из многолетнего опыта убедились в необходимости передать армяно-иранским отношениям стратегический уровень и воплотить их в конкретные планы.

И как будто подтверждая непоколебимость этой действительности, президент Ирана накануне в Ереване заявил, что карабахский конфликт не имеет военного решения, что это для Ирана является не общим желанием стабильности в регионе, а средством сохранения мира на своих границах и предотвращения вмешательства третьих стран в этот конфликт.

Визит президента Ирана в Армению завершился большим и детальным заявлением лидеров двух стран, в котором содержались совместные оценки сложившейся в регионе ситуации и перечислялись основные направления и приоритеты дальнейшего армяно-иранского сотрудничества.

Все это внушает надежду, что в армяно-иранских отношениях наступает пора перехода от слов к действиям и необходимости руководствоваться стратегическими категориями.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.