В 2016 году продолжались обсуждения о сопоставлении и противопоставлении интеграционных процессов Армении, о выборе между Европой и ЕАЭС, о правильности и ошибочности сделанного выбора. В конце года не лишним было бы подвести итоги проходящего года и развития интеграционных процессов за этот год.

С точки зрения интеграционных процессов 2016-ый был сложным и вместе с тем важным годом для определения основных векторов развития в будущем. За этот год Армения проводила довольно эффективную политику, как в европейском, так и в евразийском направлениях.

Несмотря на внешние сложности и ряд вопросов, возникающих из-за отсутствия прямых путей коммуникации, Армения достигла самого высокого показателя по экспорту своей продукции на рынки ЕАЭС, в то же время сократив импорт. При этом, самый высокий показатель товарооборота был установлен с Казахстаном — 55.4 процентов. Кроме этого, согласно экспертным оценкам, Армения была самой эффективной в своей монетарной политики из стран ЕАЭС.

Что касается других интеграционных процессов на территории СНГ, политических, и в частности, военно-политических взаимоотношений, то Армения удачно подвела итого своего председательства в ОДКБ. За время своего председательства Армения особое внимание обращала на необходимость координации позиций стран-членов ОДКБ по самым принципиальным и важным внешнеполитическим вопросам, выражения единой позиции или как минимум, исключения заявлений, противоречащих интересам своих союзников по организации. Несмотря на существующие противоречия, Республика Армения во главе с президентом 14-ого октября во время ереванского саммита ОДКБ достигла принятия совместного заявления по карабахскому конфликту. В заявлении говорится, что конфликт должен быть урегулирован «на основе норм и принципов международного права, положений Устава ООН, Хельсинкского Заключительного Акта, в частности, касающихся неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народов на самоопределение». Кроме этого, при председательстве Армении была утверждена стратегия развития ОДКБ до 2025 года, которая является важнейшим документом для организации.

Параллельно этому, власти Армении смогли последовательно и эффективно продвигать переговоры по согласованию нового рамочного соглашения с Евросоюзом. После начала переговоров в декабре 2015 года, было проведено шесть этапов политических и пять этапов экономических переговоров. Уже согласованы политические главы нового договора, которые по большей части повторяют пункты Соглашения об Ассоциации (которое было согласовано, но не подписано Арменией и ЕС — от ред.). Сейчас продолжается согласование экономически пунктов соглашения, которое предусматривается завершить весной и подписать новое двухстороннее соглашение между Арменией и ЕС.

Переговоры между Арменией и Евросоюзом имеют особое значение не только для Армении, но для всего региона. В 2013 году после того, как Армения заявила о своем намерении присоединится к процессам евразийской интеграции, переговоры с Евросоюзом перешли на трудный этап. Но благодаря последовательной работе властей Армении удалось достичь того, что с армянской стороны предлагалось еще в 2013-ом году — сохранения Соглашения об Ассоциации, с пересмотром его экономической составляющей, уже с учетом вхождения Армении в ЕАЭС. То есть, сохранения наиболее широкого спектра для сотрудничества.

Сейчас переговоры по экономической составляющей нового рамочного соглашения с ЕС направлены на пересмотр тех пунктов бывшего Соглашения о формировании зоны свободной торговли, которые не сопоставимы с нормами ЕАЭС и на нахождение новых подходов и выходов, чтобы уже в новой ситуации обеспечить возможность наиболее тесного сотрудничества по широкому спектру вопросов.

Новое соглашении не подразумевает аннулирования таможенных выплат, но по крайней мере, десять их бывших двенадцати направлений сотрудничества сохраняются, и к ним добавляются еще одно-два новых.

По сути, при подписании, ратификации и реализации нового рамочного соглашения между Арменией и Евросоюзом, заявленный официальным Ереваном принцип «и-и» в интеграционных процессах будет воплощен в жизнь. Можно с уверенностью утверждать, что в этом случае итоги не заставят долго себя ждать.

Анна Карапетян, эксперт Аналитического центр прикладной политики и исследований «Взгляд».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.