Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему невозможно достичь прогресса в процессе урегулирования карабахского конфликта?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Апрельская война, естественно, не могла не иметь своего воздействия как на процесс урегулирования карабахского конфликта, так и на позиции двух сторон конфликта. После встреч президентов Армении и Азербайджана процесс политического урегулирования зашел в определенный тупик, что более чем логично, так как просто немыслимо ожидать реального прогресса, пока нет взаимного доверия.

Апрельская война, естественно, не могла не иметь своего воздействия как на процесс урегулирования карабахского конфликта, так и на позиции двух сторон конфликта. После встреч президентов Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге процесс политического урегулирования зашел в определенный тупик, что более чем логично, так как просто немыслимо ожидать реального прогресса, пока нет взаимного доверия, нет гарантий, что не будет новых эскалаций. Именно этой позиции придерживаются армянские стороны конфликта, и не случайно, что для них приоритетным на данный момент является воплощение в жизнь достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей.


Что касается перспектив урегулирования конфликта, то можно выделить шесть условий, удовлетворив которые только можно будет говорить о возможности достижения реального прогресса в переговорном процессе.


Первое, когда будут беспрекословно выполнятся обязательства сторон по сохранению перемирия как на границах Армения-Азербайджан, так и НКР-Азербайджан, согласованные по бессрочным трехсторонним соглашениям о достижении перемирия от 1994-1995 годов. Когда будут существовать и применяться механизмы расследования инцидентов на границах, будут установлены нормы предусмотренной ответственности за нарушение перемирия. Когда снайперы будут отведены от линии соприкосновения войск. Когда офис специального представителя действующего председателя ОБСЕ будет расширен и прямо или косвенно будет содействовать предотвращению эскалации. Когда Армения, Арцах (Карабах) и Азербайджан подпишут соглашение о неприменении силы и угрозы применения силы, включающее, в том числе, международные гарантии.


Второе, когда в Азербайджане армянофобия уступит свое место перспективе добрососедства, мирного проживания двух народов бок о бок. Когда в Азербайджане осознают, что внедряемый яд армянофобии в первую очередь наносит вред молодому поколению азербайджанцев, что в долгосрочной перспективе может сделать регион более взрывоопасным. Когда со стороны посредников будут внедрены измеряемые механизмы, направленные на снижение и истребление ксенофобии и будет определена ответственность за их несоблюдение. Яд армянофобии в Азербайджане существует на самых разных уровнях, начиная от публичных заявлений самых высокопоставленных лиц, до СМИ и образовательной системы. Армения не пошла и не пойдет по этому пути, потому что, во-первых, для нее дорого психологическое здоровье ее молодого поколения, а во вторых, даже на уровне президента многократно заявлялось, что Армения не считает своим врагом народ Азербайджана, который живет своими рутинными проблемами.


Третье, когда будут предприняты шаги по формированию и укреплению взаимного доверия, будут выполняться взятые обязательства и это станет постоянным почерком. Фактически, сегодня мы имеем дело с абсолютно противоположным явлением.


Четвертое, когда будет осознание того, что будущее не строится путем формирования образа врага и сокрытия собственных проблем. Когда будет готовность идти на взаимные уступки, и это не будет восприниматься как знак слабости, а наоборот, будет считаться доказательством зрелости и желания оставить следующим поколениям в наследство мир и стабильность. Когда Азербайджан осознает все это, не будет необходимости заставлять их за закрытыми дверями признать независимость Нагорно-Карабахской Республики. Это будет само по себе осознанным и выполненным решением.


Пятое, когда наши партнеры их различных международных организаций и институтов будут руководствоваться принципом «не навреди», понимая, что потакая различным политическим авантюрам Азербайджана, они тоже становятся ответственными за пролитую кровь и искаженные судьбы.


Шестое, когда посредники будут выступать с более адресными оценками и постараются на первое место ставить понятное и логичное, а не принцип уравнивания.


Если все это будет учитываться и применяется, переговоры, конечно, будут давать результат, от чего выиграют все и в первую очередь армянский и азербайджанский народы. Увы, пока политика и подходы азербайджанских властей остаются неизменными, не может быть надежды на оптимизм в вопросе реального прогресса в переговорном процессе.