Украинскую дипломатию ждет непростой год. Поиск контактов с администрацией Дональда Трампа, попытки восстановления доверия в отношениях с Европейским Союзом, очередные упреки в неэффективности министра Павла Климкина и МИД в целом — всего этого не избежать.


Однако есть ряд направлений для приложения усилий, которые выглядят не только перспективными, но и способными принести «перемогу без зрады», чего ждут многие украинцы и что так нужно нашей стране. И дополнительное финансирование внешнеполитического ведомства размером в миллиард гривен должно стать максимально эффективным.


Поговорим о первоочередных задачах.


Изменить парадигму позиционирования Украины в мире


Пора трезво подойти к собственному позиционированию в мире. Действительно, мировое сообщество достаточно благосклонно к Украине, однако у многих его членов есть собственные интересы и резоны.


Не стоит надеяться на массу желающих бросить вызов России. Лучше приложить усилия для изменения позиционирования Украины, проводить активные преобразования, которые дадут возможность говорить не о «крупнейшей европейской проблеме», но о «пространстве возможностей» — экономических, транзитных, энергетических — кстати, крупнейшем в Европе.


Стимулировать интерес к Украине креативными мероприятиями, а не гиперболизировать иновещание как средство донесения информации о нашем государстве.


Сочетать дипломатические усилия и реалии развития государства


Настало время отказаться от геополитического попрошайничества, ведь возрождение Вооруженных сил существенно укрепило обороноспособность Украины. В целом дипломатические усилия должны сочетаться с реалиями развития страны, среди которых, прежде всего, внутренние преобразования.


Мир вступает в период не только бурного проявления эмоций на высшем уровне, но и прагматических подходов к потенциалу разных стран.


Это не ярмарка тщеславия, а конкурентная среда, где нужно целенаправленно заявлять о себе.


Провести ревизию стратегических партнеров



Сейчас Украина имеет более двух десятков (точную цифру назвать трудно) стран, с которыми ее связывают отношения стратегического партнерства, о которых с интенсивностью, достойной лучшего применения, провозглашали Леонид Кучма и Виктор Ющенко.


Среди них и Россия, хотя в реальности двусторонние дипломатические отношения заморожены гибридной войной, Туркменистан, с которым нас связывали исключительно газовые интересы, Грузия и Беларусь, в которых больше года нет украинских послов.


Очевидно, что целесообразно четко определить параметры стратегического партнерства, провести ревизию партнеров и сосредоточиться на развитии отношений с ними, не распыляя усилия.


Обнародовать стратегию возвращения Крыма и Донбасса


Появления этого документа ждали с прошлого года, однако этого так и не произошло. И это — плохой сигнал, поскольку наблюдается заметное падение интереса мировой общественности и влиятельных международных игроков к событиям на востоке Украины и в Крыму, их вытесняют из информационного пространства другие драматические сюжеты международных отношений.


Обнародовать стратегию возвращения территорий необходимо не только для того, чтобы продемонстрировать миру решимость бороться за них, но и подбодрить граждан Украины, проживающих в ОРДЛО и в Крыму, напомнить им, что Родина о них помнит.


Быть готовыми к смене Нормандского формата


Дипломатия — это всегда люди, которые защищают соответствующие государственные интересы, поэтому изменения формата будут проходить в ближайшее время.


Уходит на пост президента Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, и вряд ли его преемником станет более авторитетный дипломат, как минимум, до осени 2017-го. Весной уйдет с должности Франсуа Олланд, осенью пост канцлера может потерять Ангела Меркель.


Стоит обратить внимание и на попытку России создать с участием Надежды Савченко и главарей террористов фейковый трехсторонний формат переговоров в Минске. Да, Нормандский формат и Минские договоренности не вызывают восторга у многих украинских политиков, однако альтернатива им должна быть адекватной, а не вынужденной.


Учитывать десакрализацию дипломатии



Мир становится все более динамичным, в нем все меньше признанных авторитетов. Дипломатическая деятельность активно комментируется, а после резонансных событий в социальных сетях наблюдается нашествие «специалистов».


Десакрализация дипломатии предполагает и ее приближение к повседневной повестке дня государства, ускорение реагирования на информационные вызовы, разъяснительную работу не только с представителями других государств, но и с собственными согражданами.


Голосование Украины в Совете Безопасности ООН за резолюцию, осуждающую Израиль за строительство поселений на палестинских землях, и дальнейшее развитие ситуации в информационном пространстве должно стать уроком для внешнеполитического ведомства.


Максимально использовать председательство в Совете Безопасности ООН


Украине нужно постоянно напоминать о себе, искать контакты не только со странами-лидерами мира, но и с представителями Азии и Африки, отношения с которыми следует строить на основе прагматизма.


Председательство в Совбезе ООН — это не только повод троллить российского представителя Виталия Чуркина, но и возможность напомнить миру об Украине как влиятельной европейской стране.


Активизироваться на региональном уровне



Европейская и евроатлантическая интеграция, учитывая объективные и субъективные причины — скорее, средне- и долгосрочные задачи. Их нужно решать комплексно, однако не все зависит от Украины.


Тем временем развитие отношений с соседями — сфера компетенции Украины. И здесь есть, как минимум, два перспективных направления — развитие отношений с Вышеградской четверкой и поиск путей реанимации ГУАМ, что возможно за счет появления экономического интереса, общего для квартета постсоветских стран, у каждой из которых есть проблемы в отношениях с Россией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.