Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трамп обязан избежать фальстарта с Россией

Для конструктивных отношений нужны не только хорошие личные связи между Трампом и Путиным.

© AFP 2017 / Saul LoebБарак Обама пожимает руку избранному президенту США Дональду Трампу. 20 января 2017
Барак Обама пожимает руку избранному президенту США Дональду Трампу. 20 января 2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У США и России немало общих интересов по широкому кругу вопросов безопасности, и содействие Москвы в урегулировании текущих мировых проблем можно только приветствовать. Президент Трамп открыто заявил о своем твердом намерении улучшать отношения с Россией, но эта идея не нова. Удастся ли Трампу добиться успеха там, где два его предшественника потерпели неудачу?

Президент Трамп открыто заявил о своем твердом намерении улучшать отношения с Россией. Это привлекательная идея, но она не нова. Удастся ли Трампу добиться успеха там, где два его предшественника потерпели неудачу? Есть шанс на то, что удастся.


У этих двух стран немало общих интересов по широкому кругу вопросов безопасности, и содействие России в урегулировании текущих мировых проблем можно только приветствовать. Но для конструктивных отношений с Москвой потребуется нечто большее, чем хорошие личные связи между Трампом и Путиным, и чем их общие националистические и прагматические взгляды.


Взаимодействие и сотрудничество с Россией также сопряжено с рисками. Одна из опасностей заключается в том, что все может закончиться провалом и привести к усилению российской агрессивности. Но риски можно снизить, а шансы на успех увеличить, если Трамп будет взаимодействовать с Россией с позиции силы, и если Вашингтон начнет эту работу в трех областях, где достижение соглашений наиболее реально. Это исламский терроризм, Европа и контроль вооружений.


Взаимодействие с позиции силы означает, что отношения с Москвой следует выстраивать последовательно и осмотрительно. Чтобы сотрудничество с Россией не ослабило единство альянса, президент Трамп должен вначале встретиться с европейскими союзниками, которые нервничают из-за его заявлений о НАТО, Евросоюзе и России, и скептически относятся к возможностям примирения с Москвой.


Обеспокоенность европейцев дает Вашингтону возможность добиться от них принятия давно уже назревших обязательств по укреплению вооруженных сил и закупкам оружия для противостояния сегодняшним и будущим угрозам, включая сотрудничество по наращиванию оборонительного потенциала против возможных российских кибератак, которые могут повлиять на предстоящие выборы в Германии, Италии и Франции. Администрация Трампа также должна приступить к реализации программы по укреплению обороноспособности США с целью устранения недостатков в сфере обычных, кибернетических и ядерных вооружений, параллельно осуществляя сотрудничество с Россией.


Переговорные навыки Трампа подвергнутся серьезному испытанию с самого начала этого процесса, так как для достижения успеха ему понадобится добиться значительных уступок от Путина. Это крайне важно для того, чтобы успокоить конгресс, где в обеих партиях преобладают антипутинские настроения, связанные с российскими кибератаками, неразборчивыми бомбардировками в Сирии и враждебной политикой России в целом ряде регионов. С другой стороны, такие настроения ограничат возможности нового президента по облегчению санкций. На самом деле, конгресс готов принять закон о введении дополнительных санкций. Россия, со своей стороны, может вывести войска с востока Украины и убедить своих ставленников на Украине согласиться на длительное прекращение огня, а также ослабить давление на прибалтийские государства и остальные страны Европы.


После этого у администрации Трампа появится гораздо больше возможностей для расширения сотрудничества по трем главным направлениям.


Во-первых, интересы США и России больше всего совпадают в вопросах борьбы с исламистской террористической угрозой, в первую очередь, со стороны ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. пер.). План совместной кампании по уничтожению «Исламского государства» в Сирии стал бы хорошим началом в этом отношении, и вполне мог бы привести к соглашению о последующих действиях в Сирии. Вашингтон и Москва могут выступить посредниками при заключении сделки, в рамках которой режим сохранит свою власть на подконтрольных ему в настоящее время территориях, а в удерживаемых оппозиционными силами районах будут созданы конфедеративные административные образования, после чего начнется долгосрочное политическое урегулирование, и будет решена судьба Асада.


Во-вторых, Вашингтон во взаимодействии с союзниками может помочь Киеву и Москве прийти к соглашению, в котором будут соблюдены законные интересы Москвы и обеспечена украинская независимость. В современной истории есть несколько прецедентов, которые Украина может использовать в качестве примера. Теоретически она может вступить в НАТО. Но есть и более практический вариант на ближайшую перспективу, при котором она выберет полный нейтралитет, как это делала Австрия во время и после холодной войны. Украина, подобно Швеции, может остаться нейтральным государством, налаживая при этом прочные связи с НАТО. Либо же она, как Финляндия, может остаться полностью нейтральной, а потом в подходящее время стать партнером НАТО. Трамп должен настоять на мерах по защите украинской независимости и суверенитета. Отношение к Крыму, между тем, может быть таким же, как к прибалтийским странам во времена холодной войны. Не признавая Крым частью России, Вашингтон, тем не менее, может поддерживать с ней нормальные отношения.


Контроль вооружений дает третью возможность для взаимодействия. Россия и Соединенные Штаты Америки заинтересованы в нераспространении оружия массового уничтожения в Иране, Северной Корее и даже в Китае. Президент Трамп выразил желание сократить количество ядерных вооружений, которыми обладают США и Россия. Новой администрации надо будет разработать конкретные предложения. Но почти при любом сценарии Россия наверняка будет выражать обеспокоенность по поводу американской системы противоракетной обороны. Несмотря на заверения США в том, что ПРО в Европе предназначена для противодействия угрозам со стороны Ирана, Москва считает, что эта система ослабляет ее силы стратегического сдерживания. Соединенные Штаты должны подумать о том, как можно снизить эту обеспокоенность России, не отказываясь при этом от систем противоракетной обороны от иранских ракет. Это должно стать частью общего соглашения о контроле вооружений.


Многочисленные провалы попыток заключить крупную сделку между США и Россией вызывают озабоченность, и эти неудачи требуют серьезного анализа и извлечения уроков. Но обе стороны заинтересованы в том, чтобы такая сделка состоялась и заработала. Россия нуждается в улучшении отношений с Западом для развития собственной экономики, а враждебные отношения с Москвой лишают США потенциально ценного партнера на Ближнем Востоке и в борьбе с терроризмом. Кроме того, враждебные отношения забирают ресурсы, необходимые для противодействия усиливающемуся Китаю, в чем Россия также должна быть заинтересована.


Президент Трамп должен проверить, можно ли улучшить отношения между Россией и США к выгоде обеих стран. Шанс на успех у него есть. В отличие от двух предшественников, он по всей видимости не склонен добиваться внутренних перемен в России и ратовать за немедленное дальнейшее расширение НАТО. Эти корректировки в американской политике вполне могут вызвать благоприятную реакцию со стороны Путина. Тем не менее, состояние отношений между двумя странами в последнее время требует, чтобы Трамп делал это на базе укрепления американской мощи и сил сдерживания.


Залмай Халилзад был представителем США в ООН при президенте Джордже Буше.