Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ЦИК Арцахской Республики опубликовал предварительные официальные итоги конституционного референдума, согласно которым, новая Конституция была принята 87,6 процентом голосов. Первое, арцахцы восстановили историческое название своей земли, сменив Нагорно-Карабахскую Республику на Арцахскую Республику. Это важно не только с точки зрения национального самосознания.

ЦИК Арцахской Республики опубликовал предварительные официальные итоги конституционного референдума, согласно которым, новая Конституция была принята 87,6 процентом голосов. На голосовании приняло участие почти 74 процентов граждан, имеющих право голоса. Иностранные наблюдатели и наблюдательские группы дали довольно высокую оценку процессу голосования и подсчета голосов и отметили, что референдум прошел в основном без нарушений. Как с точки зрения внутреннего, так и внешнего восприятия, это одна из самых важных оценок.


Высокий показатель участия на референдуме продемонстрировал, что арцахцы продолжают очень ответственно относиться к вопросу становления государственных институтов, также как было при выборе пути независимости на референдуме декабря 1991 года. Арцах с достоинством сдал очередной экзамен на самоопределение и суверенитет. То, что по итогам референдума увеличились полномочия президента, имеет локальное значение. Намного важнее было то, что с помощью референдума Арцах в очередной раз доказал, что не имеет ничего общего с Азербайджаном в плане стабильности государства и развитости демократических институтов. Для Армении и Арцаха это давно является аксиоматичной истиной. Основной вопрос в международном восприятии. В этом смысле, референдум решил несколько вопросов внешнеполитического значения.


Первое, арцахцы восстановили историческое название своей земли, сменив Нагорно-Карабахскую Республику на Арцахскую Республику. Это важно не только с точки зрения национального самосознания. Это также шаг, который со временем заставит международную общественность рассматривать этот конфликт в контексте права арцахцев на национальное самоопределение, подсознательно укрепляя осознание того факта, что это борьба за право жить и развиваться на своей исторической родине, то есть борьба за защиту естественного права народа Арцаха. «Карабахский конфликт» в международной терминологии сразу не сменится на «арцахский конфликт». Для этого потребуется долгое время. Но для среднестатистического европейца в результате этого изменения названия многие неопределенности начнут проясняться.


Второе, референдум состоялся на фоне известных событий, связанных с «приобретением» блогера Лапшина Азербайджаном. Алиевский режим представляет этот фактор своему обществу, как очередную победу, одновременно используя как средство шантажа по отношению к тем, кто посещает Арцах без разрешения Баку. За процессом референдума, согласно данным ЦИК, следило 104 наблюдателя из более чем 30 стран. Кроме непризнанных или полу признанных государственных образований (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Страна Басков) в качестве наблюдателя на референдуме участвовали представители Уругвая, Боливии, Канады, США, Болгарии, Бельгии, Великобритании, Румынии, Словении, Испании, Латвии, Европарламента и так далее. Такое представительное участие (в обеспечении которого особенно неоценимо значение продолжительной и целеустремленной деятельности Комитета Ай Дата) фактически говорит о том, что азербайджанская политики шантажа ни только проваливается, но и дает обратный эффект — ни только увеличивается число людей, посещающих Арцах, но и расширяется круг людей, формирующих общественное мнение, которые защищают право Арцаха на самоопределение. Министерство иностранных дел Азербайджана уже заявило, что все иностранцы, которые в качестве наблюдателей посетили Арцах, будут включены в «черный список». Но наблюдатели приехали в Арцах, прекрасно зная последствия. И это показывает, что им глубоко наплевать на это. В случае продолжения этого вектора, «черный список» Азербайджана не только станет лишним и смешным, но и начнет работать против самого Баку.


Третье, несмотря на то, что Азербайджан в любом подобном случае применяет весь свой дипломатический арсенал, чтобы добиться официальных заявлений от разных стран о непризнании результатов проводимых в Арцахе референдумов и выборов, эти мероприятия способствуют повышению международного статуса Арцаха, как субъекта международных отношений. Прежде всего — факт, что мировое сообщество уже не ставит под сомнение легитимность властей Арцаха. Уже длительное время сопредседатели Минской группы ОБСЕ в своих устных и письменных заявлениях используют словосочетание «де-факто власти» НКР. Если у сопредседателей имелось бы хоть незначительные сомнения в легитимности процесса формирования этих властей, такие формулировки не использовались бы. Помимо этого, сопредседатели встречаются с этими властями, проводят переговоры в Степанакерте, что является результатом косвенного признания итогов таких общегосударственных выборов и референдумов. И наконец, уже несколько лет, как сопредседатели МГ ОБСЕ в своих заявлениях о непризнании итогов арцахских выборов четко констатируют и отмечают, что арцахцы имеют право таким образом организовывать свою общественную жизнь. Это прямой удар по упорно игнорирующему это право Баку и его дипломатическим усилиям. В этом смысле участие иностранных наблюдателей является самым важным аргументом. Они, конечно, официально не представляют те страны, откуда приехали в Арцах. Однако, собранная ими информация, как в вопросе качества выборов, так и о деятельности государственно-общественных институтов в Арцахе, имеет направляющее значение во время формирования или изменения государственной политики и позиции той или иной страны в вопросе Арцаха. Так что, участие наблюдателей и качественное проведение референдума не только важны с точки зрения обеспечения прозрачности избирательного процесса, что удается успешно сделать, но и с точки зрения самого процесса урегулирования. Это становится скрытым важным элементом процесса урегулирования арцахской проблемы, опираясь на который нужно добиться полноценного возвращения Степанакерта в переговорный формат.