Борьба с российскими СМИ в Балтии вышла на новый рубеж. Латвийское национальное информагентство LETA в одностороннем порядке разорвало договор о сотрудничестве с латвийским представительством российского новостного агентства Sputnik.


В объяснительном письме член правления LETA Юрис Мендзиньш сослался на то, что деятельность Sputnik противоречит «высшим ценностям, в том числе моральным ценностям и основным принципам» Латвии, закрепленным в Конституции страны. Одновременно стало известно, что сотрудничество со Sputnik в Эстонии резко свернуло агентство BNS. Свое решение руководители компании, в отличие от латвийских коллег, не аргументировали. Месяц назад BNS разорвало контракт с литовским Sputnik.


Тогда заместитель директора компании Вайдотас Бенюшис пояснил, что, хоть материалы от BNS Sputnik и выпускает без искажений, рядом с ними приводятся «неточные и пропагандистские сообщения». Речь шла об интервью Дмитрия Киселева, гендиректора МИА «Россия сегодня», чьим активом является Sputnik, и ведущего программы «Вести недели» на ВГТРК. Поскольку Киселев в странах Балтии считается одним из ключевых командиров «гибридной войны», соседствовать с ним в BNS отказались.

 

Произошедшее не должно никого удивлять. Объявленный балтийскими властями крестовый поход против Sputnik, как распространителя «неправильной» альтернативной точки зрения, начался задолго до его официального пришествия в Литву, Латвию и Эстонию. Политики и спецслужбы готовились встречать действующие под брендом Sputnik радио и информационные порталы в штыки. Регистрацию российского СМИ сравнивали с военным вторжением вражеской силы. Информация о том, что россияне ищут местных журналистов для работы в балтийских редакциях, вызвала настоящий ажиотаж.


Откликнувшихся на предложение трудиться на Sputnik мгновенно записали в предатели Родины, а само агентство обвинили в намерении разрушить государственный строй стран Балтии. Под этим лозунгом Sputnik постоянно чинили препятствия.


В Латвии у него отобрали интернет-домен «.lv». Пресс-секретарь главы МИД Латвии Мартиньш Дрегерис прямо связал этот шаг с тем, что государство считает журналистов агентства инструментом Кремля по распространению дезинформации и пропаганды. Во многих случаях представителей Sputnik отказывались аккредитовывать для работы с государственными органами, такими как министерство иностранных дел, и пускать на важные мероприятия вроде выборов эстонского президента осенью 2016 года.


Практика «затыкания» российских каналов освоена давно и поставлена на поток. Лишь в Эстонии, несмотря на призывы радикально настроенных политиков, «вражеские» каналы не отключают от эфира. Их предпочитают клеймить и маркировать. 6 февраля список «антиэстонских» каналов выпустил Кайтселийт (Союз обороны Эстонии) — в число неугодных вошел и местный Sputnik. Правительство пытается биться за русскоязычную аудиторию, выделяя деньги на запущенный полтора года назад канал ETV+, чей рейтинг не поднимается выше 1%.


В Вильнюсе и Риге подход значительно проще и топорнее: литовский Национальный совет по электронным СМИ и латвийская Комиссия по радио и телевидению регулярно на несколько месяцев отрубают от эфира российские каналы за освещение запретных тем или подачу запретных точек зрения. В отдельных случаях выписываются штрафы. В мае 2014 года ПБК оштрафовали на 3 тысячи 600 евро за то, что он дал слово лицам, «которые считали Майдан незаконным».


По мнению латвийских властей, критика украинского Майдана провоцирует раскол в латвийском (!) обществе. Полиция безопасности в свою очередь посчитала, что критика Майдана на ПБК закрепляет в Латвии предрассудки и «политические мифы» об Украине, поэтому канал стоит отключить и наказать. Подобные жесты исправно вызывали сожаление и возмущение ОБСЕ в лице представителя по свободе СМИ Дуни Миятович, однако балтийские политики стояли и стоят на своем — мнение ОБСЕ им не указ.


Ключевой проблемой Sputnik было то, что, в отличие от «НТВ-Мир», «России РТР» или того же ПБК, его просто так не изгонишь из эфира на три месяца или полгода. В случаях с телеканалами балтийские цензоры брались за ток-шоу. Самый простой способ — вырвать из контекста несколько броских фраз Владимира Жириновского и объявить, что он на полном серьезе призывает взять штурмом Ригу, оккупировать Львов с Киевом и разбомбить Стамбул. Карать канал за эмоциональные выпады лидера ЛДПР — уже абсурд, ведь редакция и ведущие не несут ответственности за поведение гостей в студии, тем более в прямом эфире. Но, так или иначе, применять к Sputnik «метод Жириновского» было затруднительно, поэтому и радикальные меры подключать формально не за что.


Власти решили пойти обходным путем, при помощи «рекомендаций» спецслужб устроив давление на коммерческие организации вроде LETA и BNS, чтобы не мытьем, так катаньем вытеснить ненавистные порталы и радио за пределы информационного пространства.


Началась кампания обструкции — спецслужбы принялись рассылать чиновникам настоятельные советы не общаться с «неправильными» информационными ресурсами.


В Sputnik заверили, что продолжат вещать на страны Балтии. В Литве, Латвии и Эстонии в свою очередь, несомненно, продолжат всячески мешать проникновению неугодной информации.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.