Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как далеко Америка и Россия ушли от «примирения»?

© AP Photo / Mindaugas KulbisГраффити на одной из стен в Старом городе в Вильнюсе
Граффити на одной из стен в Старом городе в Вильнюсе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того как Трамп стал президентом, стремительно возникшие суждения о «новой эре в российско-американских отношениях» постепенно начали стихать. Он столкнулся с мощью американской бюрократической машины, которая не дает ему развернуться. Но если Трамп действительно хочет «сделать Америку снова великой», то он неизбежно будет сотрудничать с Россией. Несмотря ни на что.

Во время недавней встречи с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что «Вашингтон и впредь будет поддерживать Киев», а санкции против России пока останутся в силе. Вскоре после этого Америка впервые открыто обвинила Россию в размещении ракет наземного базирования, которые нарушают подписанный 30 лет назад договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Кремль немедленно отверг обвинения в нарушении договора. В последнем номере американского журнала Foreign Policy говорится о том, что Россия и Америка вернулись к соперничеству на Ближнем Востоке…. После того как Трамп вступил в полномочия президента, стремительно возникшие суждения о начале «новой эры в российско-американских отношениях» постепенно начали стихать. В сложившейся ситуации необходимо снова внимательно рассмотреть возможные направления развития российско-американских отношений.


Разразившийся в начале 2014 года украинский кризис и его последствия привели к тому, что в российско-американских отношениях наступил самый серьезный кризис со времен распада СССР. Спустя три года споров и разногласий 20 января 2017 года 45-м президентом США официально стал бизнес-магнат Дональд Трамп. Он неоднократно осуждал действия американских политиков, их неуважение к внешнеполитическим интересам России и открыто выказывал личную симпатию к Путину. Значительная часть всех слоев населения придерживается точки зрения о том, что демонстрирующий отвращение к гуманитарной интервенции и демократическому строительству Трамп не сможет с высоты морали указать России на недостатки ее внутренней и внешней политики, а будет на равных вести с ней прагматичный диалог. Активная позиция России и Америки наталкивает на предположения о примирении двух сторон.


Однако подобная точка зрения — это не столько надежда, сколько предсказание, потому что «пророссийская» позиция Трампа вовсе не может напрямую привести к мирному течению отношений Америки и России. Предпосылкой для такого умозаключения служит необходимость одновременно учитывать объективные и субъективные факторы. Существует несколько ключевых вопросов, на которые необходимо ответить: Действительно ли Трамп имеет пророссийские взгляды? Сможет ли Трамп, как и собирался, вести диалог с Путиным? Смогут ли Россия и Америка достигнуть взаимопонимания по вопросам, оказывающим решительное влияние на двусторонние отношения?


Безусловно, если одна из сторон не захочет налаживать двусторонние отношения, то об улучшении и говорить не стоит. Поэтому вышезаданные вопросы основаны на предположении о желании Кремля налаживать отношения.


Диалог возможен, но надежды на мирную договоренность нет


Если взглянуть на всю историю Америки, Трамп покажется традиционным, и в то же время довольно необычным президентом. Традиционном его можно назвать потому, что его внешняя политика стремится соответствовать внешнеполитическим идеям изоляционизма и исключительности, существовавшим с момента основания США в 1776 году и по сегодняшний день, а не послевоенному «интернационализму», сложившемуся после холодной войны. После окончания Второй мировой войны на фоне бедственного положения Европы и геополитического и идеологического противостояния США и СССР Америка стала нести знамя так называемого «свободного мира», который только после распада Советского союза в 1991 г. превратился в деспотию однополярного мира, длящуюся уже более 20 лет.


Трампа от предшественников, занимавших пост президента США после окончания Холодной войны, отличает статус бизнесмена, а также его напыщенность, яркость, целеустремленность и «обороты речи», присущие успешному бизнесмену. Его суждения о том, что «Америка не так уж невинна» с одной стороны отражают его характер, а с другой стороны показывают, что он отличается от обычных «политиканов».


В действительности позитивное отношение Трампа к России и Путину полностью соответствует его основной политической идее «Сделаем Америку снова великой». По мнению Трампа, раскол в российско-американских отношениях не соответствует естественным интересам Америки, а похвала Путина — это лишь признание лидера с точки зрения реальной политики, экономики и геополитики, при котором превыше всего ставятся государственные интересы. Пророссийские настроения Трампа происходят из его стремления удовлетворить интересы Америки, поэтому в ближайшее время улучшение российско-американских отношений должно начаться с точного определения слова «диалог», а не с «примирение».


Несмотря на это, даже если у Трампа есть личное стремление наладить российско-американские отношения, американское правительство и внутриполитическая обстановка ограничивают кардинальные и решительные действия Трампа во внешней политике. Во время предвыборной гонки многие кандидаты в президенты могли осуждать внешнюю политику своих предшественников, продвигая совершенно новые идеи. Однако, попадая в Овальный кабинет Белого дома, политик все равно склоняется к линии преемственности внешней политики, сильно отличающейся от его предвыборной полемики.


С одной стороны, бюрократический аппарат обладает мощной силой. Он предоставляет президенту много информации и предлагает на выбор политические решения. Это необходимый помощник и опора для президента. С другой стороны, внесение серьезных изменений во внешнеполитический курс новым избранным президентом вряд ли может встретить одобрение и поддержку среди населения, которое хочет сохранить прежнюю структуру союзов.


Наибольшая угроза для администрации Трампа исходит не от международной политики, а изнутри. Спустя всего месяц на посту президента у Трампа уже имеются серьезные противоречия с бюрократическим аппаратом. Законность его избрания ставится под сомнение из-за скандала с советником по безопасности Майклом Флинном, и даже после отставки Флинна эта полемика не утихает.


В то же время экономическая политика Трампа должна изменить соотношения сил и денежные отношения внутри страны. Сопротивление этому процессу может стать серьезной преградой в правлении Трампа. Кроме того, поддержавшие Трампа избиратели в основном надеялись на разрешение внутренних проблем благосостояния населения, что не обязательно означает, что они поддерживают его внешнеполитический курс. Поэтому для Трампа намного приоритетнее внутренние проблемы, и пока он не найдет надлежащий способ их решения, неразумно совершать резкие повороты в международных вопросах.


Российско-американская «сделка»: взвешенная оценка и игра с нулевой суммой


Предпринимательское прошлое и реалистические взгляды на международную политику придают дипломатии Трампа характер «тактической сделки». Его диалог с Путиным также демонстрирует классический обмен интересами. Это означает, что интересы обеих сторон и возможность удовлетворить потребности противоположной стороны определят ход и результаты этой сделки.


Трамп должен «сделать Америку снова великой». И разрешение ряда международных проблем в сотрудничестве с Россией является частью этого лозунга.


Во-первых, для Америки крайне важно создать стабильную безопасную внутреннюю и международную обстановку. Для этого ей следует усилить сотрудничество с Россией по борьбе с терроризмом. Участие России поможет при меньших затратах добиться хороших результатов в истреблении радикального исламизма. Если Трамп хочет вытянуть Америку из трясины сирийской войны, ему необходимо достигнуть согласия с Россией.


Во-вторых, Америка также нуждается в сотрудничестве с Россией в сферах нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями. Россия, будучи сильной ядерной и военной державой, а также имея весомое право голоса и большое влияние в переговорах по проблемам Ирана и Корейского полуострова, может в большой степени повлиять на национальную безопасность Америки и интересы международной безопасности.


В-третьих, Америке нужно достигнуть взаимопонимания с Россией в сфере международной кибербезопасности и прийти к системным международным нормам поведения в мировом интернет-пространстве. США неоднократно обвиняли Россию в хакерских атаках и угрозе ее национальным интересам.


В-четвертых, важно усилить стабилизирующую роль России в китайско-американских отношениях соперничества и сотрудничества. Трамп осуждал «невежественные действия» администрации Обамы, которые подтолкнули Россию и Китай в лагерь противостояния Америке. Это означает, что он постарается избежать повторения этой ошибки. В то же время в сотрудничестве и соперничестве Китая и Америке, которые в основном сосредоточены в торгово-экономической сфере и вопросах модели развития, Россия должна уравновешивать возвышение Китая в Центральной Азии.

 

Что касается Путина, то его задачи довольно ясны и исходят из неудовлетворенности положением на международной арене. Эта неудовлетворенность постепенно накапливалась с распада Советского союза и вырвалась в 2014 году во время украинского кризиса. Путин хочет, чтобы международное сообщество осознало реалии украинской проблемы и признало вхождение Крыма в состав России свершившимся фактом. Также большое значение имеет отмена антироссийских экономических санкций, признание места России на мировой арене и диалог с Америкой на равных. Америка больше не должна вмешиваться во внутренние дела России с высокой позиции «свободной демократии», особенно в период предстоящих президентских выборов.


Таким образом, можно увидеть, что у России и Америки нет общих интересов. Их внешнеполитические курсы в реализации политики, оценке угроз и восприятии проблем сильно расходятся. Однако Россия различными способами может в определенной степени удовлетворить требования Америки. А если Америка и Россия смогут достигнуть соглашения по вышеперечисленным вопросам, то России обязательно удастся воплотить свои стремления в повышении международного престижа и ведении мирного и равноправного диалога с США.


Тем не менее российско-американское сотрудничество по большей части зависит от того, как разрешится украинская проблема и того, какие последствия она за собой повлечет, а это уже игра с нулевой суммой. Необратимость того, что Крым вошел в состав России, приводит к тяжелейшей ситуации с безопасностью в России и Европе, близкой к периоду холодной войны. Если бы Трамп ослабил украинский кризис и наладил отношения с Россией, это неизбежно привело бы к ослаблению влияния Америки в Европе и НАТО, вплоть до того, что ему придется поплатиться своими союзниками и ценностями «свободного мира». Не говоря уже об отмене антироссийских санкций и признания Крыма российской территорией. Россия же больше не сможет проиграть в украинском кризисе, так как вызванные им проблемы уже взяты под контроль. К тому же, Россия вполне довольна распадом союза с Европой и разрывом крепких американо-европейских отношений. Вряд ли существует возможность единого соглашения в украинской проблеме.