Сотрудничество в рамках «Одного пояса, одного пути» столкнет лбами Россию и Китай?


14 и 15 мая в Пекине проходил форум «Один пояс, один путь». Это идея экономической зоны, которую пропагандирует Китай. Один пояс — это экономическая зона Шелкового пути, проходящая из Китая в Европу через Центральную Азию. Один путь — морская экономическая зона Шелкового пути, простирающаяся из Малакки в Европу через Индийский океан.


Чтобы покрыть громадные финансовые потребности, Китай создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AБИИ). Япония и США не проявили к этой идее никакого интереса, однако к банку присоединилось большое количество стран: с учетом последних членов их количество составило 77 стран. Это продемонстрировало политическое и экономическое влияние Китая.


Как же Япония должна вести себя в отношении «Одного пояса, одного пути» и АБИИ?


Необходимо изменить свое отношение и присоединиться к банку.


Причина следующая: оказывать влияние на «Один пояс, один путь» и АБИИ. Во-первых, Японии можно будет скорректировать неудобные для себя аспекты в области инвестиций и развития. Кроме того, благодаря этому она получит шанс выйти на интересующие ее рынки. Также удастся немного притормозить усиление зависимости «Одного пояса, одного пути» от Китая и обеспечить пространство для маневра Японии в эту сферу для оказания экономического и культурного влияния.


Кроме того, можно ожидать, что это принесет выгоду с точки зрения безопасности. Если Китай укрепит свои позиции в Центральной Азии, возникнут трения и противоречия с Россией. Если все сделать правильно, может дойти даже до столкновения. Поясню.


Можно изменить цели Китая


«Один пояс, один путь» — это не плохо для Японии. Если Китай будет развивать «Пояс и путь», то есть забирать под свой политический и экономический контроль Центральную Азию, это приведет к появлению трений с Россией.


Россия не станет терпеть китаизацию Центральной Азии. До развала СССР, который произошел 20 лет назад, это была ее территория. Подобные шаги вызовут у России чувство потери территорий. Россия не согласилась с тем, чтобы Украина двигалась на Запад. Поэтому она вмешается и в Центральной Азии.


Другими словами, конфликтуя с Россией, Китай оступится в Центральной Азии.


Это выгодно Японии с точки зрения безопасности. КНР станет активнее расширять свою экспансию на Запад. Дипломатические и военные силы Китая увязнут в Центральной Азии, до которой Японии нет никакого дела. Соответственно, уменьшится китайское давление в Восточно-Китайском море и Тихом океане.


Если дойдет до российско-китайского конфликта, возможно, Китай будет вынужден скорректировать свои отношения и с Японией. Есть исторические примеры: в 60-е годы в результате советско-китайских конфликтов в районе Джунгарских ворот на острове Даманский резко улучшились отношения между Японией и КНР. Китай изменил свое жесткое отношение к Японии и даже согласился подписать мирный договор, отказавшись от компенсации.


Покупать газ


Что делать конкретно?


Япония должна покупать газ в Китае. Это приободрит энергетические компании, которые сильны с политической точки зрения, и ускорит их выход на рынок Центральной Азии.


Китай увеличивает объемы импорта природного газа в качестве развития Центральной Азии. Суть проекта состоит в переправке газа из западной в восточную часть страны. Газ из Туркменистана, который Россия получала практически даром, поставляется в восточную часть КНР.


По некоторым прогнозам, в ближайшее время этот газ будет в избытке. В соответствии с проектом должно быть построено пять трубопроводов от Хоргоса до Шанхая и Гуанчжоу. В настоящее время построено уже три трубопровода.

 


Тем не менее были сомнения по поводу строительства четвертой и пятой трубы. Более того, по некоторым данным, потребительские цены будут высокими. Возникнут излишки газа с учетом развития китайских энергосберегающих технологий и изменения промышленной структуры.


Япония может покупать эти излишки. Если поддерживать китайскую газовую отрасль за счет торговли, то выход на рынки Средней Азии скорее всего будет проходить в штатном порядке. Газ стоит не очень дешево, однако если он будет способствовать проникновению в Среднюю Азию, это совсем неплохо.


Инвестировать в железные дороги


Также можно инвестировать в железные дороги. Изменение размера колеи будет стимулировать Россию.


Развитие «Пояса и пути» подразумевает создание железнодорожной сети между Китаем и Европой. Этот проект называется «китайский сухопутный коридор». Этот проект используется в регионах, которые расположены далеко от портов. Для отправки грузов в Европу также применяются японские и корейские вагоны.


У «китайского сухопутного коридора» есть слабое место. В Центральной Азии приходится переходить на российскую колею (1530 миллиметров). Это значительно увеличивает расходы.


Япония может инвестировать в изменение размера колеи, чтобы «устранить эту проблему». Благодаря приведению колеи в соответствие с китайскими и европейскими стандартами (1435 миллиметров) у россиян и российского правительства сложится впечатление, что они лишились своей сферы влияния.


Это можно делать различными способами. Присоединиться к АБИИ и давить изнутри или же предоставлять кредиты в йенах на китайские проекты, а также давать правительственные гарантии на частные инвестиции, что приведет к тому, что китайская сторона окажется в зависимости. В случае кредитов Китай их будет выплачивать во что бы то ни стало. КНР еще ни разу не задерживала платежи.


Или же Япония может развивать экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии напрямую. Если Токио объявит о своем намерении осуществлять инвестиции, это косвенно обеспечит поддержку центральноазиатским странам и Китаю. Это в определенной степени снизит их опасения вызвать недовольство России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.