Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Может ли такая диктатура как Китай играть роль мирового лидера?

© AP Photo / Thomas Peter/PoolПрезидент Китая Си Цзиньпин на форуме «Один пояс - один путь» в Пекине
Президент Китая Си Цзиньпин на форуме «Один пояс - один путь» в Пекине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того, как президент Дональд Трамп сообщил, что выводит США из Парижского договора, мир принялся искать нового лидера. Кто же этот новый лидер? ЕС? Китай? Предложения по кандидатам выдвигаются без основательного анализа вопроса, кто подходит для того, чтобы стать экономическим, политическим и моральным лидером. Норвежский политолог не считает, что на эту роль подходит Китай.

Мечта Китая о прежнем величии не безопасна.


Особенно после того, как президент Дональд Трамп (Donald Trump) сообщил, что выводит США из Парижского договора, и мир принялся искать нового лидера. Кто же этот новый лидер? ЕС? Китай? Предложения по кандидатам выдвигаются без основательного анализа вопроса, кто же подходит для того, чтобы стать экономическим, политическим и моральным лидером.


Если вы спросите Стейна Рингена (Stein Ringen), норвежского политолога и профессора Оксфордского университета, то Китай вряд ли будет его ответом. Его последняя книга о современном Китае «Великолепная диктатура» может вылить ушат холодной воды на голову как китайских руководителей с их амбициями, так и других государственных руководителей с их открытым восхищением быстрым ростом китайской экономики. Вместе этого Ринген основательно разбирает вопрос: в каком направлении движется Китай?


Когда нынешний президент Китая Си Цзиньпин пришел к власти в 2012 году, многие считали, что он будет развивать страну в либеральном направлении, чтобы экономические реформы необходимо привели к политическим. Но оказывается, что произошло противоположное. Он сделал «маоистский левый поворот» в направлении к более плотному контролю и агрессивному национализму. Си укрепил диктаторский режим. Стейн Ринген называет китайское партийное государство «контроллекратией» и рассуждает, насколько радикальным будет это укрепление.


Он выдвигает пять сценариев развития Китая:


Сценарий 1: «Стабильный курс», означающий прежний экономический рост, желание избегать международных рисков и конфронтации с соседями, большой упор на стабильность. Ринген считает этот сценарий вполне вероятным, но подчеркивает, что Си Цзиньпин может иметь более сильные амбиции, чем преемственность.


Сценарий 2
: «Конец», что означает, что рост остановился, что олигархический класс продолжает грабить государство, в котором больше нечего грабить, что контроль за интернетом исчезает, этнические меньшинства бунтуют, военные вмешиваются и начинается война. Возможно, но не очень вероятно, считает Ринген. По его мнению, контроллекратия сумеет противостоять этому.


Сценарий 3: «Утопия», что означает, что коммунистическая партия реализует идеал, изложенный в уставе партии, то есть создает социалистическое безопасное, гармоничное и свободное государство. Уменьшается различие между бедными и богатыми, развивается правовое государство и растет благосостояние, происходит мирный переход к сбалансированным отношениям между государством и обществом. Маловероятно, считает Ринген и указывает, что все предыдущие движения, выдвигавшие требования демократии, были уничтожены в зародыше.


Сценарий 4:
«Демократия», что в случае с Китаем может означать систему с непрямыми выборами в государстве и партии. Это не особенно вероятно, считает Ринген и говорит: «Китай снова изобрел диктатуру, а не демократию».


Сценарий 5:
«Отличное фашистское государство». Ринген считает, что в Китае есть все внешние признаки силового государства. Он пишет, что нынешнее руководство продвигает национализм, милитаризм и агрессивность в языке, поведении и пропаганде, а также в отношении к соседним странам. Возникает вопрос: а сегодняшний Китай управляется в соответствии с обновленной идеологией или нет? Что означают слова Си Цзиньпина «Китайская мечта»?


Китайская мечта
может быть истолкована как сказка о Китае, который возродил свое прежнее величие. Речь идет не столько о марксистской идеологии, сколько о китайской истории. Это рассказ о великой и мощной «Поднебесной империи». Мечта о возвращении национального величия возведена в статус ведущей идеологии.


Марксизм и революция
стали пустыми понятиями в обществе, где все собственными глазами видят гигантское неравноправие. Так называемый коэффициент Джини, разрыв между богатыми и бедными, в Китае больше, чем в капиталистических странах. Коррупция процветает повсюду в клептократии, где партийные деятели и государственные чиновники обогащаются, грабя государство и присваивая общенациональную собственность.


Главная идея — это национальная честь, считает Стейн Ринген. Национализм хорошо продается народу. Мечта Си изучается в школах и университетах, в партии, государственных СМИ и интернете. Мечта истолковывается как идея о том, что национальное величие и индивидуальное счастье тесно переплетаются друг с другом.


Диктатура Китая очень утонченна, она, по словам Рингена, убеждает народ в том, что существует для его пользы. Но убежден ли остальной мир в способности этой быстро растущей супердержавы быть глобальным лидером?