Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Экономическая гаррота» и ответ Кремля

Эксперты — о принятии Конгрессом США санкций против РФ за агрессию на Украине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После принятия американским Конгрессом 27 июля закона об усилении санкций против России напряжение в отношениях между Вашингтоном и Москвой будет только расти. Свидетельством этого стала реакция российской власти на принятие данного закона, и в частности объявление президентом РФ Владимиром Путиным решения о том, что Россию должны оставить 755 дипломатов США.

Похоже, что после принятия американским Конгрессом 27 июля закона об усилении санкций против России напряжение в отношениях между Вашингтоном и Москвой будет только расти. Свидетельством этого стала реакция российской власти на принятие данного закона, и в частности объявление президентом РФ Владимиром Путиным решения о том, что Россию должны оставить 755 дипломатов США.


Напомним, что российский раздел утвержденного Конгрессом США закона под названием H.R.3364 — Countering America's Adversaries Through Sanctions Act (Закон по противодействию соперникам США через санкции), имеет три основные цели. Первая — придать законодательную силу четырем указам президента Обамы, изданным в 2014 году и направленным против так называемых сепаратистов на Украине и тех, кто поддерживает их деятельность, чиновников Януковича и лиц из ближайшего окружения Путина. Эти распоряжения также ограничивают возможности привлечения американских инвестиций в финансовый сектор России, оборонные технологии и энергетику.


Вторая — расширить существующие санкции, обязывая президента, а не просто предоставляя ему право, вводить усиленные санкции, которые касаются ограничения привлечения займа для энергетического, финансового секторов, а также добычи нефти, возможности государственных российских предприятий привлекать финансирование через приватизацию или инвестирование на сумму от 10 миллионов долларов.


Третья — внедрить новые санкции, связанные с кибервмешательством и нарушениями прав человека со стороны Российской Федерации, а также санкции, связанные со значительной коррупцией в России.


Критерии для внесения изменений в санкции остаются практически неизменными и касаются урегулирования кризиса на Украине, как предусмотрено «Минскими договоренностями». Полномочия налагать санкции и определять перечень лиц, которые подпадают под санкции, остаются за президентом, а вот для внесения изменений к санкциям, а также для снятия санкций необходимо будет получить согласие Конгресса.


Закон четко определяет приоритеты внешней политики, которых должен придерживаться президент в отношении России, в частности:


• призывать правительство России вывести силы с территории Грузии, Украины и Молдавии;


• отдать контроль над границей этих территорий соответствующим правительствам;


• прекратить действия, которые наносят вред избранным правительствам этих стран и др.


Приоритетность поддержки энергетической безопасности Украины определена отдельным положением и содержит, среди прочего, пункты о поддержке реформ энергетического рынка, противостояния российскому проекту «Северный поток-2», продвижении энергетической безопасности Украины в сотрудничестве с европейскими странами.


Акцент делается также и на усилении сотрудничества с ЕС, в частности используя Фонд противодействия влиянию России с бюджетом в 250 млн долларов на 2018-2019 бюджетные годы.


Большинство экспертов одобрительно восприняли решение американского Конгресса усилить санкции против России. Правда, некоторые эксперты считают такое решение ошибочным. В частности, такого мнения придерживается директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований и профессор управления и дипломатической службы в Джорджтаунском университете, Вашингтон, Анжела Стент, которая написала статью под названием «Закон об американских санкциях является выигрышем для России».


Между тем министр экономики Германии Бригитта Циприс назвала законопроект США относительно санкций против России нарушением международного права. Довольно странным является такое заявление на фоне того, что Москва нарушила все возможные нормы международного права, аннексировав Крым, проводя агрессию на востоке Украины, не говоря о вмешательстве в другие страны.


«День» обратился к украинским, российским и американским экспертам с просьбой прокомментировать значение принятого Конгрессом закона и вопросом, как новые ограничительные меры могут повлиять на российский режим.


«Новые санкции увеличат потери»


Джон Гербст, глава Евразийского центра Дину Патричиу в Атлантическом Совете США, экс-посол США на Украине, Вашингтон:


— Закон о санкциях, принятый Конгрессом, — это серьезный удар по Кремлю. Поскольку Трамп стал вероятным кандидатом от Республиканской партии в конце весны 2016 года, то до начала работы в администрации Трампа Москва надеялась, что президент Трамп отменит санкции, установленные в конце 2014 года и регулярно возобновляемые с того времени. Трамп четко рассматривал это в первые недели своего пребывания в офисе.


Но вместо этого были приняты эти законы. МВФ отметил, что в 2015 году санкции стоили России 1-1,25% ВВП. Недавно Алексей Кудрин (экс-министр финансов, заместитель главы правительства РФ. — прим. авт.) отметил, что существующие санкции обойдутся России в 5% ВВП. Новые санкции увеличат потери России.


Что касается статьи «Закон об американских санкциях является выигрышем для России», Ангела Стент — известный специалист по России, чье мнение я уважаю. Но наши новые санкции усложнят жизнь Путина. Они являются важным шагом в укреплении политики США против ревизионистской Москвы.


«Американцы поняли важную вещь: Россию нужно останавливать»


Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия 21», Киев:


— Наиболее болезненный вариант, который предусматривают эти санкции, это удар по всем «игрушкам» Путина, прежде всего по «Северному потоку-2» и по второй нити «Турецкого потока», которая должна была идти на Европу. Поэтому такой санкционный шаг вызвал такую бурную реакцию в Москве, Берлине и Вене, в целом ряде стран, причастных к реализации этих потоков.


Что касается более широких аспектов новых санкций США, то новые ограничения касаются еще большего сокращения поставок новейших технологий и оборудования, а также объемов финансирования и инвестирования в проекты по расширению добычи энергоносителей в России. И теперь речь идет даже об ограничении финансирования, начиная с одного миллиона долларов. Следовательно, все перспективные проекты по добыче энергоносителей в России закрываются. Поэтому ситуация с внедрением санкций на перспективу бьет по попыткам России наращивать свой добывающий и соответственно экспортный потенциал.


И самое главное, что данный закон лишил президента возможности в одностороннем порядке пересмотреть режим санкций без согласия американского Конгресса. А это значит, что эти санкции будут иметь долгосрочный характер.


И важным моментом является то, что санкции могут быть пересмотрены только тогда, когда российские войска будут выведены с оккупированных территорий Украины, Грузии и Молдавии. Такой подход должен был бы быть в случае европейских санкций, где все сводится к Минским договоренностям.


Что касается заявлений европейцев о нарушении американцами международного права при внедрении таких санкций, реально у европейцев нет аргументов. Это манипуляции с их стороны, в частности со стороны немцев, австрийцев и французов, которым больше всего хочется протолкнуть выгодные, как они считают, для ЕС проекты с Россией, прежде всего «Северный поток-2». Поэтому они манипулируют международным правом.


Здесь нужно отметить следующее. Американцы, в противовес европейцам, поняли одну вещь: что Россию нужно останавливать. Санкции Запада, которые действуют на сегодня, в частности европейские, недостаточны и не останавливают Россию. А речь уже идет о кибервмешательстве, в частности вмешательстве в американские выборы, что лишний раз подтвердило настроенность США. А между тем европейцы продолжали придерживаться подхода: не важно, кто агрессор, а кто жертва, возможно, там и нет агрессии, поэтому нужно заставить обоих выполнять Минские договоренности. А поскольку санкции не работают, то они здесь ни к чему.


США как лидер западного мира стали действовать превентивно, чтобы все же заставить Россию пересмотреть свою экспансионистскую политику. И кстати, в декларации саммита G7 была отмечена необходимость усиления санкций против России. Поэтому США ничего не нарушили, а наоборот, в отличие от ЕС действовали в контексте договоренностей в рамках G7. Просто у американцев лопнуло терпение.


А тут проявляются отрицательные черты политической Европы. Когда несколько крупных европейских компаний плюс пророссийское лобби через свои национальные правительства практически трех основных стран-членов, Германии, Австрии и Франции, формируют решение европейских институтов непрямым образом, влияя на озвучивание тех или иных позиций, которые отображают не консенсусную позицию 28 стран, а тех стран, которые выступают за диалог, сотрудничество с Россией, смягчение санкций ради реализации вместе с российскими компаниями выгодных проектов.


Вот это как раз и должно было бы стать предметом рассмотрения Европейского парламента или расследований со стороны национальных компетентных органов, почему Европейская комиссия в случае российской агрессии долго и нудно анализировала ситуацию, а тут мгновенная реакция на американские санкции. Никто не занимался тем, куда исчез проект Nabucco, который был приоритетом номер один для Евросоюза и менеджером которого была австрийская компания, которая в настоящий момент активно поддерживает проект «Северный поток-2». Поэтому здесь есть много нюансов, и думаю, что Агентство национальной безопасности США со временем найдет необходимые файлы, которые покажут глубокую коррумпированность ряда европейских структур, а также на национальном уровне в ведущих странах-членах, насколько глубоко российская газовая коррупция въелась в тело европейской бюрократии и манипулирует ею.


«Россия не знает, как ответить на американский вызов»


Лилия Шевцова, российский публицист, Москва:

 

— Вначале давайте оценим, что означает еще не подписанный Трампом пакет американских санкций против России. Этот пакет фактически выбрасывает Россию из круга нормальных международных акторов прямо в гетто, включая Россию в список государств-изгоев наравне с Ираном и Северной Кореей. Да, пока это коллективная оценка роли России американским истеблишментом. Но ведь речь идет об отношении со стороны мирового лидера и локомотива международных отношений. И это отношение, несомненно, будет влиять и на позицию мирового сообщества. Кроме того, санкции ограничивают участие России в процессе глобализации, подводя Россию к исключению из мировой финансовой системы и отстраняя ее от глобальных рынков капиталов и технологий. Это мощнейший удар по российской экономике и будущему страны.


На этом фоне реакция президента Путина выглядит не просто невнятной, слабой и неадекватной. Подумаешь — Москва высылает 755 американских дипломатов и забирает арендованную посольством США дачу и склад(!)! Ну, неприятно и головная боль для американцев. Но это же несерьезно! Это укус комара, который слон и не почувствует! Кстати, советую тем, кто интересуется сюжетом, посмотреть интервью Путина ВГТРК и ведущему Соловьеву. Это увлекательная картинка. Путин выглядит удивительно растерянным, мрачным, несобранным и совершенно невразумительным. Но далеко не агрессивным, что можно было предположить. Ведь уже целую неделю остальные российские политики и комментаторы намеренно играли роль стаи бульдогов, которые были готовы разорвать Америку. Но не Путин… Нет… Он был воплощением миролюбия и умиротворенности. Да, он обвинил американцев в «хамстве». Только и всего. Он мягко предупреждал, что у России есть и «другие ответы». Но все им сказанное говорило о том, что таких ответов фактически нет. Если только Москва не собирается по своему обыкновению стрелять России «в ногу» и «бомбить Воронеж» своими ответками, которые будут направлены против своих же граждан. Так что вот вывод: Россия не знает, как ответить на американский вызов.


Это не означает, что Кремль не придумает очередной глупости, которая вызовет обратку Вашингтона и мир будет ввергнут в ситуацию нового ядерного противостояния. Но пока Кремль не хочет обострения. Пытается избежать его. Это очевидно. Сам Путин понимает, что обострение приведет к тому, что Россия лишится важнейшего ресурса выживания — за счет Запада.


Что дальше? События разворачиваются, как в фильмах Хичкока. Состояние неотвратимой угрозы продолжает довлеть над международной ситуацией. Но на этот раз ее источником является не только Москва. Но и президент Трамп, который раскачивает мировой порядок, подрывая международное лидерство Америки. А мир без лидерства начинает скатываться к хаосу…


Влияние санкций на Россию? Самое катастрофическое. Они способны разрушить не только российскую энергетику, но и подрывают другие отрасли, которые нуждаются в технологиях и средствах, обрезают источники международного финансирования. Словом, санкции становятся, как я это называю, «экономической гарротой», которая способна медленно, но неотвратимо душить российскую экономику… И Кремль это прекрасно понимает.


Могут ли санкции стать подарком для Путина? Каким подарком? Дать ему повод для антиамериканской истерии? Но он может ее спровоцировать при помощи телевидения и без санкций. Хотя сейчас народ не очень податлив на такого рода истерию — граждан волнует, что у них там в холодильнике. Так, что не вижу, что Кремль может реально увидеть в санкциях что-либо для себя позитивное.


Заставят ли санкции Кремль уйти из Донбасса? Ну, говорить об этом слишком рано. Сейчас Москва пока пытается понять, что они означают. В какой степени Европа сможет или не сможет помочь России не оказаться в гетто. В какой степени санкции будут реально осуществляться, а не манкироваться. Пока не вижу поводов для серьезного пересмотра Москвой своей политики в отношении Украины. А эта политика такова: делать все возможное, чтобы сохранять Украину в сфере своих «интересов». Либо, по крайней мере, осложнять Украине укрепление собственной государственности.