Во время Второй мировой войны небольшое количество советских женщин стали легендами как летчицы, совершавшие боевые вылеты против немецких войск.


Однако после развала Советского Союза в 1991 году военными пилотами в России становились исключительно мужчины. Даже когда Соединенные Штаты, Британия и Израиль, в конечном итоге, разрешили женщинам становится летчицами истребительной авиации, препятствующий продвижению по службе «стеклянный потолок» лишал российских женщин возможности смотреть на мир через стекло кабины пилота.


Однако российские военные недавно объявили о том, что теперь женщинам будет разрешено становиться военными пилотами. «Есть огромное количество девушек, которые хотели бы стать военными летчицами», — сказал российский министр обороны Сергей Шойгу. — Мы получили сотни писем, поэтому приняли решение — в этом году мы будем набирать первую группу девушек в Краснодарское военное авиационное училище«.


Шойгу сообщил, что первая группа девушек-кадетов будет состоять всего из 15 человек. «Но с учетом того количества заявок, которые поступают в адрес (российских) Воздушно-космических сил, мы не можем не ответить на эти просьбы, поэтому с 1 октября этого года первая группа девушек приступит к обучению на военных летчиц», — добавил он.


Женщины в кабине пилота возродят гордую российскую военную традицию. В октябре 1941 года, когда советские вооруженные силы отступали под натиском безжалостного нацистского блицкрига, Сталин приказал сформировать женское бомбардировочное подразделение под командованием полковника (так в тексте — прим. пер.) Марины Расковой. К 1942 году женщины-пилоты уже начали совершать боевые вылеты и уничтожали цели за немецкой линией фронта.


Продолжительность жизни советского солдата на фронте в 1942 году была невысокой, и особенно это относилось к боевым летчикам, которые вынуждены были сражаться с более опытными немецкими пилотами, самолеты которых по своим характеристикам превосходили российские. Однако 588-ой полк ночных бомбардировщиков имел особенно сложное задание. Советские летчицы летали на самолетах Поликарпова По-2, на простых бипланах, совершивших первые полеты еще в 1928 году. До войны они использовались, в основном, как учебные, а также для внесения удобрений.


Двухместный По-2 летал со скоростью 130 километров в час, его кабина была открытой. Однако это был логичный выбор. Задача 588-го полка состояла не в том, чтобы участвовать в бомбардировках стратегического характера или выполнять непосредственную воздушную поддержку. Они должны были не давать спокойно спать немецким солдатам. Летчицы 588-го бомбардировочного полка летали на низкой высоте, на малой скорости, в темноте и сбрасывали 50-килограмовые бомбы — всего По-2 мог взять на борт всего шесть таких бомб, однако этого было достаточно для того, чтобы лишить немецких солдат сна и заставить их скрываться в убежище. Стандартная тактика состояла в том, чтобы совершать полет на высоте всего в несколько десятков метров при выключенном двигателе, и результате самолет планировал над немецкой линией фронта, сбрасывал бомбы, а затем вновь включал двигатель и возвращался на свой аэродром.


Немцы вскоре стали называть осуществлявших регулярные вторжения русских летчиц «ночными ведьмами». Немецкие наземные войска, к тому времени уже истощенные до предела в результате жестокой и безжалостной борьбы с Красной Армией, лишались сна и покоя из-за неожиданно возникавшего свиста и разрывов бомб. Однако ничего поделать с этим они не могли. Хваленые самолеты Люфтваффе, включая истребители Messerschmidt и Focke-Wulf, могли летать только в дневное время, и, кроме того, у них не было радаров. На Восточном фронте в распоряжении немцев было мало самолетов, оснащенных радарами.


Но даже если современный истребитель встречался в воздухе с казавшимся беззащитным бипланом, задача по его уничтожению была отнюдь не простой. Бипланы были намного проворнее и летали намного медленнее, чем быстрые монопланы, — немецкий Me-109 мог снизить скорость почти до 160 километров в час, и, тем не менее это было выше скорости По-2. Немцы награждали «Железным крестом» всех пилотов Люфтваффе, которым удавалось сбить хотя бы один из этих назойливых бипланов. Однако претендентов на такую награду оказалось немного.


Вместе с тем, полеты «ночных ведьм» нельзя было назвать легкой прогулкой. Немецкие летчики были хорошо подготовлены, и, кроме того, у немцев было большое количество зенитных орудий и прожекторов. Не говоря уже об опасностях полетов над восточным фронтом, где технические службы и навигационное оборудование было на примитивном уровне. Однако женщины из 588-го полка разработали свою собственную тактику. «Они летали в группе по три самолета, — подчеркивается на одном из авиационных сайтов. — Два самолета выходили вперед и умышленно привлекали к себе внимание немцев. Когда все прожекторы были направлены на них, два самолета неожиданно разделялись и разлетались в разных направлениях, пытаясь при этом за счет активного маневрирования „стряхнуть" с себя операторов прожекторов, пытавшихся следить за ними. В это время третий самолет пролетал по неосвещенному пути, созданному за счет действий двух других женщин-пилотов, и поражал цели, по сути, без какого-либо сопротивления. Затем проникший за линию фронта самолет возвращался, летчицы менялись местами, и так продолжалось до тех пор, пока они не сбрасывали весь свой бомбовый груз».


В ходе Второй мировой войны «ночные ведьмы» потеряли 30 пилотов. Пожалуй, есть достаточно оснований для того, чтобы Россия возродила эту традицию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.