Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Серпы и молоты, свастики, Сталин и Гитлер

Статуи и памятники имеют для людей большое значение. Будь то мемориал Красной армии в Кошице или памятник генералу гражданской войны в Шарлотсвилле.

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoПамятник героям революции 1905 года в Москве рядом с посольством США
Памятник героям революции 1905 года в Москве рядом с посольством США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В спорах о разрушении памятников историческим личностям или символов мы сталкиваемся с одним важным моментом. Главное, кто был тот человек, которому поставили памятник, каким был режим, который символизирует знак. Заслуживает ли Адольф Гитлер памятника? Нужно ли в его честь называть площади? А ведь в честь Сталина, чей режим отправил на смерть миллионы безвинных людей, названы улицы.

Недавно произошло два важных события, связанных с памятниками. Первое — протест в американском городе Шарлотсвилл, где националисты вместе с неонацистами протестовали против демонтажа памятника генералу Роберту Ли. Того самого Ли, который под флагом конфедерации воевал за отмену рабства.


Второе событие — арест художника Любоша Лоренца, который сорвал с памятников Советской армии в центре Кошиц серпы и молоты — символы социализма.


Это вызвало негативную реакцию Кремля, привело к задержанию Лоренца. В социальных сетях пользователи разделились на тех, кто защищает художника, и тех, кто предпочел бы наказать его лично.


Они лишили нас демократии


У людей — особенное отношение к памятникам. Еще не так давно, после ноября 1989 года, по всей стране начали разрушать символы социализма.


Серп и молот, бюсты Ленина и Сталина — все это стало совершенно неприемлемым проявлением того, чего мы больше не хотели видеть в своей стране.


Стихийные разгромы монументов происходили по всей Словакии и даже по всей Чехословакии.


Так было во всех странах, которые на рубеже 80 — 90-х годов вздохнули с облегчением. Я помню статьи в газетах, где критиковались те города, в которых остались площади, названные в честь советских руководителей.


А что касается Красной армии, то после 1968 года большая часть общества воспринимала ее как оккупационную. Таким образом, ее роль в освободительной борьбе отошла на второй план, и стало превалировать мнение о том, что Красная армия вместе с армиями других стран Варшавского договора лишила нас свободы и демократии.


Давайте громить памятники?


Почти 30 лет назад мало кто задумывался о том, этично ли, правильно ли, нравственно ли демонтировать 25-метровое изваяние серпа и молота, которые стояли перед Жилиной у дороги из Мартина.


Этот монумент возвышался там с 1973 года как символ социализма. Не стало социализма — не стало и памятника. Я не знаю никого, кто возразил бы тогда, сказав, что памятник — произведение академического скульптора Ладислава Берака, и поэтому к монументу нужно относиться как к искусству.


Вы помните еще те кадры из Ирака, на которых люди уничтожали монументальные изваяния Саддама Хусейна? Те кадры стали символом политических изменений в стране.


Нечто подобное было и на Украине после аннексии Крыма. Но там это была реакция людей на захват их земли чужим государством. С декабря 2013 года по сентябрь 2014 на Украине было демонтировано сто памятников Владимиру Ильичу Ленину.


В спорах о разрушении памятников историческим личностям или символов мы сталкиваемся с одним важным моментом. Главное, кто был тот человек, которому поставили памятник, каким был режим, который символизирует знак (свастика, серп и молот).


Заслуживает ли Адольф Гитлер памятника? Нужно ли в его честь называть площади? А ведь в честь Сталина, чей режим отправил на смерть миллионы безвинных людей, до сих пор, как и раньше, названы улицы; стоят его памятники.


История действительно повторяется


По мнению россиян, Сталин является величайшей исторической личностью страны. В опросах он опередил Владимира Путина и поэта Александра Пушкина.


Сегодня, когда перед нами стоят этические вопросы о том, чьи памятники нам разрушать и какие символы убирать, мы должны со всей ответственностью отнестись и к тому, какие символы нашего времени мы хотим изваять из камня для будущих поколений.


Чтобы им, как нам сегодня, не пришлось ломать голову на той же дилеммой.


Создание культа личности современных лидеров, формирование некой национальной гордости на базе истории, порой просто очень искаженной, а порой целенаправленно извращенной в пропагандистских целях, а также поиск идолов в людях, чьи воззрения опасны для мира и демократии на планете…


История повторяется, и пока мы не извлечем из нее уроки, остается угроза, что режимы и системы, которые, как нам казалось, не могут повториться, вернутся. И, возможно, это произойдет в мгновение ока.


Из нашей памяти ушли ужасы нацизма и фашизма, а также социализма. Мы перестали им сопротивляться, поскольку мы уверовали, что они уже никогда не повторятся. Но то, что мы в это не верим и теряем бдительность, еще не значит, что они не вернутся. Скорее, наоборот.