Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как лица, связанные с Россией, маскировали политическую рекламу в Facebook

© AFP 2016 / Karen BleierЭкран телефона с приложением Facebook
Экран телефона с приложением Facebook
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проводящие следствие представители федеральных структур и члены руководства Facebook теперь убеждены, что эти группы и их страницы создавались в рамках тщательно скоординированной дезинформационной кампании, связанной с секретной российской фирмой «Агентство интернет-исследования», расположенной в Санкт-Петербурге.

Сан-Франциско. — Россияне, которые в прошлом году в Facebook выдавали себя за американцев, всячески пытались скрыть свои истинные лица, примеряя множество «масок».


В Facebook была создана страница Defend the 2nd («Защити 2-ю поправку») для тех, кто выступает в поддержку поправки к Конституции США, гарантирующей право на хранение и ношение огнестрельного оружия, украшенная фотографиями оружия и отличавшаяся жесткой риторикой. Была создана и оформленная в цветах радуги страница LGBT United для активистов-защитников прав сексменьшинств. В Facebook была создана даже группа любителей животных с мемами очаровательных щенков, которые распространились по сайту с помощью платной рекламы.


Проводящие следствие представители федеральных структур и члены руководства Facebook теперь убеждены, что эти группы и их страницы создавались в рамках тщательно скоординированной дезинформационной кампании, связанной с секретной российской фирмой «Агентство интернет-исследования», расположенной в Санкт-Петербурге. Эта фирма известна тем, что занимается распространением кремлевской пропаганды и фальшивых новостей по всему интернету. Изданию The New York Times об этой фирме рассказали два человека, знакомые с социальной сетью и ее рекламными объявлениями, не уполномоченные обсуждать их публично.


Руководство Facebook в условиях усиливающегося давления со стороны Конгресса и растущего общественного резонанса в понедельник намерено передать в Комитеты по разведке Сената и Палаты представителей более трех тысяч связанных с Россией рекламных объявлений со своего сайта. Передача этого материала осуществляется в рамках расследования, проводимого с тем, чтобы выяснить, как далеко зашли в своих действиях представители иностранного государства (в чем теперь следователи убеждены), предпринимавшие на протяжении нескольких лет и в широких масштабах попытки с целью вмешательства в президентские выборы в США в 2016 году.


«Мы, безусловно, глубоко обеспокоены этим, — заявил в интервью вице-президент Facebook по общественной политике США Джоэл Каплан (Joel Kaplan). — Рекламные объявления и аккаунты, которые мы обнаружили, судя по всему, способствовали усилению разногласий по политическим вопросам по всему политическому спектру», включая права на хранение и ношение оружия, проблему прав сексуальных меньшинств и движения чернокожих Black Lives Matter.


Представители Facebook отказались назвать или подтвердить какие-либо конкретные группы или рекламные материалы, ссылаясь на ограничения правового характера и на то, что компания по-прежнему оказывает содействие федеральными структурам, ведущим следствие. Информация о нескольких страницах, имеющих отношение к русским, была раскрыта или идентифицирована журналистами. Люди, знакомые с обстоятельствами расследования, рассказали изданию The New York Times по меньшей мере о семи группах в Facebook, связанных с Россией. О некоторых из них прежде не сообщалось.


Объем и содержание контента Facebook, передаваемого в распоряжение структур, ведущих расследование, свидетельствуют о сложном характере расследования и о том, насколько широко использовалась эта социальная сеть (число постоянных пользователей которой составляет более двух миллиардов) для манипулирования американцами и разжигания общественных беспорядков.


Шестого сентября руководство Facebook сообщило, что специалисты компании обнаружили 470 страниц и аккаунтов, связанных с «Агентством интернет-исследований». По его словам, с этих страниц было куплено рекламное пространство для размещения трех тысяч объявлений, образцы которых была предоставлены в Комитеты по разведке Сената и Палаты представителей, ведущих расследование кампании, проводившейся Россией по оказанию влияния на выборы.


В прошлом месяце руководитель Facebook Марк Цукерберг в прямом видеообращении со своей страницы признал опасность и необычность тактики, которая была использована в его соцсети.


«Многие из использовавшихся методов были новыми на этих выборах или использовались в гораздо больших масштабах, чем когда бы то ни было. И в гораздо больших масштабах, чем масштаб вмешательства, которое мы обнаружили», — заявил Цукерберг.


С тех пор, как Facebook сообщила о выявленных фактах, в центре внимания оказались и другие компании Кремниевой долины и то, какую роль сыграли их сети (если они таковую играли) в «формировании» итогов выборов 2016 года.


На прошлой неделе руководство Twitter заявило, что в их сети было обнаружено более 200 аккаунтов со ссылками на те управляемые русскими страницы, которые выявили специалисты Facebook. Сенатор-демократ от штата Виргиния и вице-председатель комитета Сената по разведке Марк Уорнер (Mark Warner) подверг компанию критике за то, что для выявления тайной деятельности русских на своей платформе она не пошла дальше и ограничилась лишь результатами внутреннего расследования, проведенного Facebook.


А в пятницу и представители Google заявили, что компания тоже будет сотрудничать с Конгрессом в расследовании дела о вмешательстве в выборы. Поисковик-гигант начал внутренне расследование, пытаясь выяснить, использовались ли его рекламные продукты и сервисы в рамках связанной с Россией кампании по оказанию влияния.


Представителей руководства всех трех компаний пригласили выступить с показаниями на открытых слушаниях в Конгрессе по вопросу о деятельности России. В Комитете по разведке Палаты представителей слушания состоятся в этом месяце, а в сенатском Комитете по разведке — первого ноября.


Хотя в январе американские спецслужбы пришли к выводу, что главной целью российского президента Владимира Путина было дискредитировать Хиллари Клинтон, действия, проводившиеся в Facebook, показывают, что российские власти глубоко проникли в такую сферу, как разжигание противоречий по политическим вопросам на нескольких фронтах. По словам экспертов по России, Путин рассчитывал нанести урон имиджу американский демократии и помешать распространению мирового влияния США.


В любом случае, по словам двух наших собеседников, знакомых с образцами рекламных материалов, эти люди высказывались в сетях, выдавая себя за американцев, и предполагалось, что их слова адресованы согражданам-единомышленникам. К ярым противникам иммиграции, защитникам права на хранение и ношение огнестрельного оружия, сторонникам прав сексуальных меньшинств, активистам движений чернокожих американцев и (что не совсем к месту) к любителям собак.


На странице ЛГБТ LGBT United и в аккаунте в Twitter с символом радуги под названием @LGBTuni можно было прочесть заявления: «Мы выступаем от имени всех членов ЛГБТ-сообщества по всей стране. Вас характеризуют не ваши гендерные предпочтения. Главное, что вас отличает — ваша личность, индивидуальность».


Выяснилось, что на странице «Defend the 2nd» распространялись сообщения в поддержку права на хранение и ношение огнестрельного оружия.


«Почему у меня пистолет?— спрашивает молодая женщина на одном из изображений, которое, похоже, связано с этой страницей. — Потому что моим родственникам легче вытащить меня из тюрьмы, чем с кладбища». Изображение и лозунг, судя по всему, взяты из арсенала реальных активистов, выступающих за право иметь оружие. А вот отсутствие артикля «а» перед существительным «cemetery» («кладбище») является характерной ошибкой для русских, говорящих по-английски.


Отчасти проблемы Facebook с выявлением и блокированием опасных пользователей, преследующих неблаговидные цели, говорят о самой природе и целях, лежащих в основе создания социальной сети этой компании. В некоторых случаях через аккаунты, связанные с русскими, в сети создавались группы и размещались изображения и контент, предназначенные для быстрого распространения в Facebook.


В целях обеспечения «вирусного» распространения информации владельцы аккаунтов оплачивали «продвигаемые публикации» — так в Facebook называется один из предлагаемых ею видов платных объявлений — которые появлялись в новостных лентах пользователей, центральных колонках, заполненных информацией об обновлении статусов и фотографиями от друзей. В этих постах часто размещались призывы или указания — например, обращение к пользователям с просьбой присоединиться к фиктивной группе или сделать репост.


Кроме того, дезинформационная кампания распространилась далеко за пределы Facebook и проникла в другие популярные социальные сети на таких сайтах, как Reddit, Instagram, 4chan и Imgur, из-за чего каждой из этих сетей было гораздо сложнее сдерживать распространение фальшивых аккаунтов.


Настоящие американские активисты реально вступили в бой с российскими фальшивыми аккаунтами и страницами как минимум в одном случае. Со страницы Blacktivist в Facebook и с аккаунта в Twitter (который, как теперь предполагают, связан с Россией) прозвучал призыв провести марш в Балтиморе на фоне беспорядков, начавшихся после смерти находившегося в полицейском участке чернокожего Фредди Грея (Freddie Gray). Тогда настоящий местный активист выступил через Twitter с претензиями в адрес оператора Blacktivist.


Преподобный Хибер Браун III (Heber Brown III), пастор одной из церквей Балтимора, спросил оператора Blacktivist, находятся ли те, кто стоит за этой группой, в Балтиморе. Человек или люди с этого аккаунта ответили, что они не в Балтиморе, но «мы хотим найти друзей, потому что мы боремся по тем же причинам. Собственно говоря, мы готовы выслушать ваши мнения и предложения».


На что Браун ответил им, что «прежде чем руководить», им следует «приехать, поучиться, послушать других и разобраться», и призвал Blacktivist извиниться публично. Когда в пятницу Браун узнал — сначала из сообщений по телеканалу CNN — что этот аккаунт был создан представителями из России, он удивился и написал в Twitter, что он, оказывается, не делал замечание слишком нетерпеливому иногороднему активисту, а невольно «сорвал секретную операцию русских».

​Еще на одной странице, открытой под названием Secured Borders («Обеспечить безопасные границы»), непрерывно публиковались подстрекательские анти-иммигрантские комментарии. Один из авторов комментариев — Heart of Texas — агитировал за отделение этого штата. А на третьей странице, называвшейся Being Patriotic («Быть патриотом») предпринимались попытки организовать митинги, объединить жителей штата Флорида в поддержку кандидатуры Трампа.


Цель создания страницы любителей собак была не столь понятной. Но некоторые аналитики предложили возможный мотив: набрать большое количество подписчиков, а затем постепенно вводить политический контент. Не просмотрев всей ленты на этой странице, которую Facebook уже закрыла, сказать, пытались ли лица, действовавшие в интересах России, применить такую тактику, невозможно.


По словам Клинтона Уоттса (Clinton Watts), бывшего агента ФБР и нынешнего сотрудника Института внешней политики в Филадельфии, Россия, пытаясь создавать различные каналы влияния, действовала предприимчиво и находчиво. Вполне возможно, что некоторые из них — вроде страницы любителей собак — были созданы без определенной цели и зарезервированы для использования в будущем.


«Они создавали в социальных сетях множество аудиторий, чтобы попытаться повсюду оказывать влияние», — говорит Уоттс, который с 2015 года отслеживал аккаунты, в отношении которых были подозрения, что они созданы русскими.


По заявлению руководства Facebook, компания предпринимает ответные шаги. Компания планирует нанять в группу анализа рекламных материалов более тысячи новых сотрудников и собирается сотрудничать с другими компаниями, работающим в сфере технологий и безопасности, предоставляя им полученную информацию. Компания также планирует запретить использование в рекламных объявлениях «материалов о менее очевидных видах насилия» и требовать предоставления более подробной документации с целью проверки личности рекламодателей, желающих оплатить размещение политической рекламы.


В субботу, по окончании еврейского праздника Йом-Кипур — «Судного дня» или «Дня искупления» — Марк Цукерберг, еврей по национальности, также произнес слова покаяния.


«Я прошу прощения за то, что мою работу использовали не с тем, чтобы сплачивать всех нас, а скорее для того, чтобы разобщать людей, — написал он на своей странице в Facebook. — Я приложу силы, чтобы исправить это».