Не так давно в Китае прошел XIX съезд КПК, приковавший к себе взгляды всего мира. 3,5-часовой доклад генерального секретаря КПК Си Цзиньпина затрагивал такие сферы, как политика, экономика, армия, дипломатические отношения и другие темы, однако внимание соседних государств привлекли слова об укреплении мощи Китая.
У КПК есть цели, намеченные к «двум столетним юбилеям»: во-первых, полностью построить в Китае среднезажиточное общество к столетнему юбилею КПК в 2021 году, во-вторых, превратить Китай в модернизированное социалистическое государство к столетию КНР в 2049 году. Согласно дорожной карте, предложенной Си Цзиньпином, эти цели будут достигаться в два этапа. Первый этап (2025-2035) — осуществление социалистической модернизации на основе всестороннего строительства среднезажиточного общества.
Второй этап (2035 — середина XXI века) — превращение Китая за 15 лет в «богатое и могущественное, демократическое и цивилизованное, гармоничное и прекрасное, модернизированное социалистическое государство». Это включает в себя повышение материальной, политической, духовной, социальной и экологической культуры; модернизацию системы управления и создание потенциала в этой области; превращение Китая в передовое государство с большой совокупной мощью и серьезным влиянием на международной арене; полное осуществление концепции общего процветания народа.
Как отмечают некоторые ученые, если рассматривать речь Си Цзиньпина комплексно, то окажется, что важнейшей задачей является решение многочисленных внутренних проблем Китая, например, обеспечение стабильного функционирования экономики в течение следующих 30 лет. Это, соответственно, требует стабильной внутренней обстановки. Однако, чтобы реализовать цели «двух столетий», расширить китайское экономическое влияние, продвинуть стратегию «Один пояс — один путь», обеспечить равномерное движение «большого корабля» китайской экономики в «безбрежном море» и сохранить установленные темпы прироста, необходима мирная внешняя обстановка.
Как мы видим, есть потребность во внутренней и внешней стабильности. И хотя Китай перешел от концепции «держаться в тени» времен Дэн Сяопина к идее «достичь результатов», объективно говоря, Китаю все так же необходимо придерживаться мирных и дружественных способов выстраивания отношений с другими странами, постоянно выдвигая следующий дипломатический тезис: «какого бы уровня в своем развитии ни достиг Китай, он никогда не будет претендовать на положение гегемона и не будет проводить политику экспансии».
По мере роста совокупной мощи Китая его дипломатия получает все больше ресурсов для проецирования своей силы и влиятельности. Предполагается, что это отражается на поведении китайской стороны, которая ведет себя все более и более уверенно. Неизбежно и то, что для собственного развития и безопасности Китай будет защищать свои стратегические интересы с помощью политики, кардинально отличающейся от прошлой.
Тем не менее общеизвестно, что намеренная или ненамеренная агрессивность китайской дипломатии последних лет заставила соседние страны почувствовать себя не в своей тарелке. Это в определенной степени способствовало распространению «теории желтой угрозы». Именно поэтому Китаю необходимо наладить отношения с ближайшими странами, действуя быстро и решительно, проводить в жизнь внешнеполитический курс, направленный на выстраивание дружеских и партнерских отношений с соседями.
С точки зрения исторического опыта. положение гегемона имеет свою цену в виде длительного истощения ресурсов и сил государства. Если говорить объективно, то на современном этапе Китай еще не соответствует всем критериям, необходимым для того, чтобы стать мировым лидером, неважно, говорим мы об экономической или военной сфере. Следовательно, «не претендовать на положение гегемона и не проводить политику экспансии» вполне рационально. Допустим даже, что по достижении целей «двух столетий» Китай осознает себя как великую державу, тогда отказ от стремления к мировому господству, от насилия все еще будет разумным дипломатическим выбором. В противном случае будет невозможно воплотить в жизнь стратегию мирной дипломатии с китайской спецификой.
Не вмешиваться во внутренние дела других стран; не притеснять слабых, пользуясь силой; не жертвовать интересами других стран ради собственного развития; продвигать создание новой системы международных отношений, основанной на взаимном уважении, честности и справедливости, взаимовыгодном сотрудничестве; не делить страны на маленькие и большие, сильные и слабые, богатые и бедные; придерживаться всеобщего равенства перед законом — все это принципы «добросовестной» дипломатии, на которые очень надеются соседи Китая. Тем не менее более важно, чтобы все международное сообщество предпринимало реальные действия.
За последние 30 лет Китай в самые короткие сроки победил бедность, достиг поразительного уровня экономического развития, стал второй экономикой мира. И он добьется цели «двух столетий», только если сохранит стабильный и здоровый рост в течение последующих 30 лет. Это значит, что сотрудничество с другими странами, защита мира на Земле, создание благоприятной дипломатической среды — необходимые условия для развития. Мы верим, что, если Китай усилит свою мощь, все его партнеры, включая Сингапур, отнесутся к этому благосклонно. Но когда это действительно произойдет, международное сообщество будет ожидать от Китая ответственности, где в равной степени будут важны обязательства и национальная мощь.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Все комментарии

| 0 Вообще-то, мог бы пару миллиардов человек и в Америку послать господин Си, так сказать мелкую группу активистов, да устроить небольшой майданчик на капитолийском холмике с раздачей рисовых лепешек... 
| 0 Стремительное восхождение Китая, на определенном этапе послужившее инструментом решения проблемы американского гегемонизма и позволившее быстро восстановить глобальный баланс сил после распада советского блока, теперь само по себе превращается в проблему. Китай, как классическое восточное общество, непроницаем для внешних сил. И если Японию, как оккупированную страну, можно было контролировать, то в случае с Китаем такого контроля не существует. Силы, стоящие за кулисами мировой сцены, до сих пор не проникли туда в сколь-нибудь заметной степени. И вряд ли смогут сделать это в обозримом будущем. И если на предыдущем этапе для контроля хватало внешних рычагов воздействия, то теперь, когда Китай превратился в настоящего гиганта, они стали слишком слабы, чтобы с их помощью можно было направлять его развитие. Это серьезная проблема, решение которой пока не найдено, и которая со временем только усугубляется. Было бы печально, если бы в конечном итоге пришлось прибегнуть к ультимативному средству решения всех проблем - к новой большой войне. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Okko de Dio, но большую опасность для США будет представлять как раз деоккупированная Япония, а не Китай... Китай стремится воссоздать Великую сухопутную империю, по подобию Монгольской империи (ее границы совпадают географически с территориями республик СССР и Китая), причем делая это с помощью мягкой силы (Великий шелковый путь). В орбиту их союзников разными путями втягиваются бывший СССР, Пакистан, Иран и страны Ближнего Востока. Кстати всего скорее восстановление Сирии будет происходить на деньги Китая... Согласен с Вами, что американцы не знают, и не имеют возможности сдержать Китай... А вот Япония очень стремится вернуть себе статус военно-морской державы..
Показать новые комментарии (0)Donpedro
Okko de Dio
895109582
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)