1. В начале XXI века, спустя столетие после большевистской революции 1917 года, Россия следует своим уникальным историческим путем. И ее попытки утвердиться в роли великой державы порою производят много шума в международной политике. Об этом свидетельствуют очаги напряженности в отношениях с Европой/Западом, аннексия Крыма, конфликт на востоке Украины, вмешательство в сирийскую войну или поддержка Венесуэлы и Ирана. Однако Россию не так-то непросто вписать в традиционные политические категории или навесить на нее ярлыки. Кто она: преемница Советского Союза или наследница царской России? Защитница социального и политического прогресса или приверженец консерватизма? Адепт государственного или рыночного регулирования экономики?
Распад Советского Союза в 1989-1991 годы, сопровождавшийся потерей бесчисленных территорий, рядом военных конфликтов и крахом экономической модели центрального управления, стал для России крайне травматическим событием. В последние десятилетия мы наблюдали за постепенным формированием «новой России». В ней определенная доля идеологии или сразу нескольких идеологий смешивается с крайне прагматичным политическим реализмом (realpolitik). Ее историко-культурные и геополитические особенности, связанные с решительным следованием национальным интересам, во многом помогают объяснить текущую внешнюю политику и позиционирование России в мире.
2. В ходе нынешней внутренней перестройки в России наблюдается любопытное сближение традиционных православных христиан и атеистов, ностальгирующих по советскому коммунизму. Это происходит в обществе, которое вновь утверждает традиционные и патриотические ценности, но в то же время тесно связано с государственной властью и сильным руководством, напоминающим советскую эпоху. Владимир Путин оказался политиком, сумевшим воплотить в жизнь этот симбиоз, пусть и не лишенный внутренних трений и идеологических противоречий. При нем возродились традиционные российские институты, такие как Православная церковь — исторически вынесенные за скобки советской эпохи. Россия вновь начала гордиться прошлым династии Романовых, которые превратили ее из непросвещенного княжества на задворках Европы в великую евразийскую державу.
Одновременно с этим Россия хранит верность наследию советской эпохи, что понятно по ее стремлению к сильному в военном отношении государству и особенно ревностной защите суверенитета. Она пытается упрочить свое международное влияние посредством альянсов, основанных на реальной политике, а также на идеологическом родстве. Проанализируем эти два элемента, характеризующие ее позиции и шаги на мировой арене.
3. У Бруно Дрвески (Bruno Drweski) есть одна крайне интересная книга «Новая Россия: „правая" или „левая"?» (издательство Página a Página, 2017). Правда ее критикуют за излишнюю благосклонность, с которой автор рассматривает либо вовсе игнорирует наименее привлекательные аспекты советской эпохи. В ней поднимается вопрос об идеологической позиции России в современном международном контексте. Книга раскрывает читателю присущее России видение мира, а также стратегию самоутверждения на международной арене.
Автор так объясняет и характеризует потребность постсоветской России в государственной идеологии (стр. 37): «Россия не может жить без идеологии — т. е. идеального представления о самой себе и своей политике — которая способна оправдывать как в глазах российских граждан, так и в глазах всего мира смысл ее существования и то, почему она имеет право играть важную роль, стремясь подорвать основы однополярного мира». Эта идеология основана на сочетании «разных аргументов, как справа, так и слева, которые позволяют легитимировать ее стратегию и отсылать к разным моментам в прошлом».
4. Русская идеология прошлого и настоящего глубоко укоренена в мессианстве. Когда после падения Константинополя в XV веке православные народы оказались в подчинении у турок-османов, Москва/Россия сделалась оплотом восточного христианства и считала себя «Третьим Римом». В XIX веке славянофилы воссоздали идеализированную традиционную культуру, выступавшую противовесом западной. Разумеется, существование культуры, пропитанной мессианскими убеждениями, архетипом которой является еврейская культура, нельзя назвать чисто русским явлением.
Мессианство свойственно и другим культурам, например американской, которая уверена в своей исключительности.
В итоге это убеждает людей в том, что их миссией является освобождение человечества. В этом одна из причин, по которой русские и американцы все время сталкиваются лбами в международной политике: одно универсалистское мессианство пытается вытеснить другое. В ходе большевистской революции 1917 года русское мессианство предстало в другой, видоизмененной, версии. Первое в мире государство, управляемое рабочими, было пронизано светским мессианством: теперь человечество спасал пролетариат, примкнувший к коммунистической партии. Но это была идеология советского прошлого. А что представляет из себя идеология, заставляющая россиян верить в мессианскую роль их страны сегодня?
5. В постсоветской России мы наблюдаем «возвращение к темам православного христианства, которые могут распространяться на весь пребывающий в глубоком кризисе христианский мир через объявленную поддержку традиционных моральных ценностей». Таким образом, Россия «поддерживает традиционные ценности различных христианских течений, оставленных многими западными церквями, порабощенных капиталистическим потребительством, индивидуализмом и гедонизмом. Отсюда призывы Москвы, обращенные не только к православным христианам, но и к традиционалистам-католикам» (Бруно Дрвески, стр. 37-38).

Это приводит к тому, что Соединенные Штаты и Европа начинают рассматривать Россию как своего рода «консервативный интернационал», или, если брать более уничижительную формулу, как «популистский интернационал» — определения, которые перекликаются с историческим Коммунистическим интернационалом (Коминтерном) на заре Советского Союза.
Как мы уже отмечали, в российской государственной идеологии смешиваются разрозненные идеи и влияния, которые очень сложно вычленить и согласовать, по крайней мере если мы по-прежнему считаем актуальным разделение на левых и правых (и смотрим на Россию сквозь призму западной мысли). Но сводить Россию к простой консервативной или популистской идеологической ориентации значит слишком упрощать картину. Между тем нет сомнений в том, что она отвергает западный либерализм и его ценности.
6. Отвергая экономический и политический либерализм Запада, Россия одновременно отстаивает сохранившиеся с советских времен «принципы борьбы за мир, коллективной безопасности, мирного сосуществования и антиимпериализма», хотя делает это в менее откровенной форме. В своей внешней политике она придерживается «многополярности и в конечном итоге евразийства» (Бруно Дрвески, там же). С этой целью Россия выработала стратегию сотрудничества с Китаем и «многими другими развивающимися державами, которые несмотря на весьма разнообразные легитимирующие идеологические основы желают конкурировать и соперничать со „старыми державами", во главе которых стоят Соединенные Штаты».
В российском государстве, которое всегда было «многонациональным, континентальным, без естественных границ и находилось на периферии нескольких цивилизационных кругов», эта стратегия возникает вполне естественно. Отсюда идея легитимности, которая «исходила из чувства пребывания на периферии — то, что Москва компенсировала развитием веры в собственную историческую универсалистскую миссию» (там же, с. 34). Революционное пламя 1917 года уже не пылает, как сто лет назад, между тем Россия с новой решимостью обращается к идее мессианства, готовая на свой лад формировать мировой порядок.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 4 Какой же винегрет в голове этого Жозе Педру Тейшейра Фернандеша..... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 intuzazist, какой студень будет в головах его читателей, которые знают о России из подобных публикаций! 
| 5 "...конкурировать и соперничать со „старыми державами", во главе которых стоят Соединенные Штаты..." Автор вообще историей США интересовался? Моложе США только Израиль. Всё, что нетрадиционно в Европе и США - сегодня узаконено в традиционности. Всё хорошее, что Россия пытается сохранить у себя - уже стало уникальным для сгнивших и разлагающихся стран Европы и США. Этот смердящий узаконенными инцестами, однополыми браками, гейпарадами, некрофилами, зоофильной молодёжью, препарированием животных для детей, шествиями неофашистов Запад сегодня позволяет себе устанавливать стандарты и критерии "правильной" в его понимании жизни? Не смешите, да не смешными будете! Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Donpedro, моложе США ещё дохреналион стран Африки и Азии. Этот смердящий узаконенными инцестами, однополыми браками, гейпарадами, некрофилами, зоофильной молодёжью, препарированием животных для детей, шествиями неофашистов Запад. В США этого нет, и в Европе далеко не везде. Скандинавы совсем стали отбитыми, это да. А парады неонацистов? Не смешите, Россия лидер неонацизма и неофашизма, расизма и антисемитизма. 
| 0 vmevius, Россия и неонацизм? Есть примеры шествий факельных, как у вас в окраине? 
| 0 Donpedro, я не из Украины. Примеры ищите сами, хоть попы с казаками раскидывающими зиги, хоть группы школьников празднующих День Рождение Гитлера. Но, российский неонацизм, пропагандирует и хорошие вещи. Например, благодаря им не будет однополых браков в России и они хоть как-то регулируют миграционный поток. А ещё они за ЗОЖ:) Хотя немецкие нацисты делали тоже самое. 
| 0 "Существование культуры, пропитанной мессианскими убеждениями, архетипом которой является еврейская культура, нельзя назвать чисто русским явлением." (с) У России существует собственные традиции и ценности, которые гораздо древнее привнесенных иудо-христианами явлений: www.stihi.ru/2013/08/12/6476 Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 СВС, любые привнесенные идеологии и религии не заменяют собой существующие, а ложатся на существующую основу, определяемую тем, что было ранее. К примеру, в Китае нет понятия Единого Бога. Поэтому там так трудно прививается христианство. Классическая фраза "Вначале было Слово, Слово было у Бога и Слово было Бог" в переводе на китайский звучит как "Сначала было Слово, Слово было у Дао и Слово было Дао". Тем более в России, где люди раскиданы и их трудно контролировать, христианство не просто наложилось на прежние верования и понятия, а во многом срослось с ними. Это уже далеко не то христианство, что было привнесено вначале, и к евреям имеет отношение скорее формальное. 
| 0 чудь вычегодская, "к евреям имеет отношение скорее формальное" (с) Такая точка зрения выгодна, в первую очередь, именно евреям. 
| -11 В принципе автор обозначил главную Проблему России - нет национальной идеи, но её и не может быть с компрадорской элитой в погонах. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 1 Чем ты недоволен, укр? Когда у России была национальная идея, твои западные хозяева вообще жидко обгаживались себе в штаны. Живи спокойно. АТО Путин нападет. 
| 0 Александр Рыбакин, зря ругаете. Когда-то ставленник американских шейхов сказал: "Не более чем через ХХ лет мы высадимся на Луну" ,- нет подобных идей 
| 0 А я и не ругаю. Просто указываю, что западникам следует больше опасаться наличия у России национальной идеи, нежели ее отсутствия. 
| 1 inegeld, т.е. как это, нету национальной идеи?! Еще как есть: 1-5-4-1. В воротах — Акинфеев. 
| 0 inegeld, главная национальная идея - жить как нам нравится. А остальным поступать по пословице : не лезь в чужой монастырь со своим уставом. 
| 0 inegeld, Как раз таки автор написал что у России есть идея. Просто она не нравится западному мессианству. Ну ничего, конкуренция дает лучший продукт. Главное чтобы РФ этот продукт, как запад кстати, принимал, а не складывал на полку говоря что это ересь (как многие изобретения или развитие идей в СССР). Европа взяла лучшее из советского пролетариата и капитализма - получился хороший социальный винегрет под соусом демократии, т.к. она может поддерживать этот винегрет на уровне. Жаль что у них всякие излишки, но это просто значит, что они с "жиру бесятся", т.е. есть ресурсы и на всяких отщепенцев и маргиналов общества. Главное не перейти грань разумного, но вроде бы они справляются,хотя последние тенденции по поводу половых признаков на гос. уровне настораживают (т.е. не внесение новых праздников, а запрещение старых, как день отца). 
| -12 Идея в путинской России есть — ограбить народ и свалить за бугор. Всё большее и большее число запутинцев притворяет идею в жизнь. :) Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 3 Вы прослушали краткий набор жизненных целей любого либераста вообще и сявки ираменко в частности. 
| 4 да уж - португез еще тот знаток религии и истории... парень (или кто ты там?) - мессианство в принципе ЧУЖДО православию! ну и насчет "превратили ее из непросвещенного княжества на задворках Европы" - вы там в своей "просвещенной европе" умываться-то когда начали - в 19-м веке ближе к его середине? 
| 0 Христианство плохо сплачивается с коммунизмом. Потому как первые предлагают слиться, а вторые бороться.., какое там уж сплачивание... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 N 99, И христианство, и коммунизм, и глобализм имеют одни и те же корни - иудейские. И цель этих проектов, в общем-то одна и та же: мировое господство (под разным "прикрытием"). 
| 0 На самом деле, коренное отличие нашего мессианства от американского в том, что они хотят распространить его на весь мир, тогда, как мы мечтаем лишь, чтобы оставили в покое Россию и ее непосредственных соседей. Более того, даже на этих соседей наше "мессианство" распростарняется лишь в том смысле, чтобы они были хотя бы нейтральными в военном смысле по отношению к нам, но не входили во враждебные блоки!В остальном могут спокойно жить по своему разумению. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 alex49, есть у нас определенная доля мессианства. Но другого. Не обращаем в свою веру огнем и мечом, а просто начинаем сращиваться с "аборигенами", подтягивать их к себе. Если для Северной Америки характерен был геноцид, для Латинской расслоение, для Российской Империи была характерна ассимиляция народов. Взаимопроникновение было настолько велико и в своей скорости малозаметно, что очень сложно отличить, к примеру, коми деревню от русской. Те же дома, те же печи, те же плетни. Уклад другой, но он скорее определяется экономической деятельностью. 
| 0 Автор так объясняет и характеризует потребность постсоветской России в государственной идеологии (стр. 37): «Россия не может жить без идеологии — т. е. идеального представления о самой себе и своей политике — которая способна оправдывать как в глазах российских граждан, так и в глазах всего мира смысл ее существования и то, почему она имеет право играть важную роль, стремясь подорвать основы однополярного мира». --------- Очень к месту автор вспомнил о стремлении России к подрыву однополярного мира.Сразу понимаешь, что главная "ошибка" России, что она не капитулирова перед Западом, а все остальное так - словесная шелуха западных пономарей. 
| 0 вот только не надо сравнивать хрен с пальцем. Россия идет на помощь, когда зовут. А штаты - сами приходят, когда наоборот, никто не ждет в гости
Показать новые комментарии (0)intuzazist
2m
Donpedro
vmevius
Donpedro
vmevius
СВС
чудь вычегодская
СВС
inegeld
Александр Рыбакин
N 99
Александр Рыбакин
zwaan
yerm
belyikovnikolai
Sаevam_Iram
Александр Рыбакин
Alexxandro
N 99
СВС
alex49
чудь вычегодская
GreyCat
сопротивление /не/ бесполезно
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)