Пока партнерский треугольник Ирана, России и Турции пытается урегулировать затянувшийся сирийский кризис, увеличивая шансы на его конечное разрешение за счет выработки точных принципов, создания четырех зон деэскалации и борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), четырехдневный визит короля Салмана в «царские владения» поставил перед экспертами по ближневосточной политике массу вопросов относительно истинных целей саудовцев. В частности, высказывается мнение, что новые власти Саудовской Аравии, наблюдая активную роль Ирана в сирийском кризисе, предприняли конкретные действия, чтобы не отставать от развития ситуации в регионе. Учитывая сосредоточенность американского правительства на северокорейском ядерном кризисе и смещение ближневосточной повестки на второй план, выход из сложившейся ситуации Эр-Рияд видит в сближении с Россией как единственным сильным игроком, от которого зависит дальнейшая судьба Сирии. Таким образом, беспрецедентный визит саудовского короля в Москву свидетельствует о том, что региональная политика Саудовской Аравии зашла в тупик. Стоит отметить, что Эр-Рияд не только завяз в йеменском кризисе, но и в Сирии, уступив позиции своему противнику Ирану. В связи с этим саудовцы путем выстраивания отношений с России стараются использовать влияние этой страны на Ближнем Востоке ради собственных политических интересов. Поэтому неслучайно короля Салмана в его исторической поездке сопровождали несколько сотен крупных саудовских бизнесменов и инвесторов.


Военное сотрудничество России и Саудовской Аравии


В настоящее время российская военная техника и оружие является наиболее притягательной сферой для Саудовской Аравии. Дело в том, что саудиты стремятся избавиться от тотальной зависимости от своих западных партнеров в военной отрасли. Ближневосточный опыт, и особенно отстранение от власти Хосни Мубарака, научил правительство Саудовской Аравии тому, что в условиях кризиса не стоит полагаться на Вашингтон в надежде получить от него защиту от народных протестов. С другой стороны, западные державы, ссылаясь на нарушение прав человека и демократии, отказываются поставлять Эр-Рияду многие образцы новейшей военной техники. Данное обстоятельство обижает правящие круги Саудовской Аравии и заставляет их активно искать альтернативные пути обеспечения собственных военных потребностей. Разумеется, Россия, обладающая новейшими образцами вооружения, особенно притягивает Эр-Рияд в плане реализации им своих политических и военных планов.


Согласно «Видению-2030» (программе по уменьшению нефтезависимости к 2030 году), Королевство планирует заменить собственным производством более 50% импорта военного назначения. По имеющейся информации, Саудовская Аравия занимает пятое место в мире по военным расходам. Военный бюджет этой страны составляет порядка 48,7 миллиарда долларов. Согласно упомянутому выше плану, к 2030 году внутри страны должно быть налажено производство такого вооружения, как автоматы Калашникова, противотанковые и зенитные системы и гранатометы. Подобного рода производство укладывается в рамки российской военной промышленности, к тому же Москва в состоянии сыграть важную роль в строительстве для Саудовской Аравии военных заводов и производстве боевой техники. Именно поэтому на встрече высшего руководства России и Саудовской Аравии было подписано около пятнадцати крупных соглашений о сотрудничестве. Данные соглашения включают широкий спектр нефтяных, космических и военных контрактов и выводят оба государства на совершенно новый уровень сотрудничества. В связи с этим министр энергетики Александр Новак сообщил о планах Эр-Рияда инвестировать один миллиард долларов в российскую нефтегазовую сферу. По некоторым сведениям, также готовится контракт на продажу Саудовской Аравии зенитно-ракетного комплекса С-400 стоимостью три миллиарда долларов.


Давая оценку этим соглашениям, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что на сегодняшний момент российско-саудовские отношения вышли на качественно новый уровень. По словам дипломата, некоторые эти соглашения касаются инвестиций саудовских компаний в российскую нефтегазовую сферу, которая за последние три года понесла большие убытки по причине санкций Брюсселя и Вашингтона. Глава российского дипломатического ведомства, напомнив об опыте сотрудничества двух крупных нефтяных держав в плане стабилизации нефтяного рынка в январе нынешнего года, также подчеркнул: «Подписание соглашения Эр-Рияда и Москвы по контролю уровня добычи нефти свидетельствует о желании обеих сторон больше взаимодействовать в энергетической сфере». С другой стороны, министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель Аль-Джубейр заявил, что отношения между Москвой и Эр-Риядом достигли своего исторического момента. Министр нефти Саудовской Аравии Халед Аль-Фалех, также дав высокую оценку январскому соглашению с Россией по поводу контроля нефтяных цен, сообщил: «Договоренность с Россией подарила ОПЕК вторую жизнь. Несмотря на то, что Россия не является членом организации, она старается координировать свои действия с ключевыми ее членами для регулирования нефтяных рынков». Кроме того, саудовский министр нефти назвал активность саудовских инвесторов в российском нефтяном секторе шагом вперед в деле развития экономических отношений двух стран и заявил: «Благодаря развитию их отношений проясняются перспективы активизации взаимодействия в плане регулирования мировых энергетических рынков».

 

© AP Photo, Pavel Golovkin
Президент РФ Владимир Путин и король Саудовской Аравии Сальман Бен Абдель Азиз Аль Сауд


Обида на Америку


Традиционно Саудовская Аравия считается партнером Америки на Ближнем Востоке. Однако изменение политической ситуации в регионе и появление во властной структуре Королевства нового поколения политиков закрепило в саудовской элите представление о том, что не следует целиком и полностью доверяться Вашингтону в плане решения вопросов региональной политики и поэтому Саудовской Аравии следует выходить на мировой уровень, начав взаимодействовать со всеми крупными державами. В связи с этим Россия притягательна для Саудовской Аравии сразу по нескольким причинам. В первую очередь, она имеет существенный вес и высокий престиж в мировой политике, поэтому саудиты в состоянии воспользоваться дипломатическим потенциалом этой страны для продвижения собственных политических программ. Стоит напомнить, как в ходе катарского кризиса Эр-Рияд сетовал на недостаточную поддержку Трампа в плане введения санкций против Дохи. Саудовская Аравия надеялась, что за счет дипломатического давления американского правительства на Катар власти этой арабской страны повинуются ее требованиям.


Вторым аспектом для Саудовской Аравии является йеменский кризис. Спустя два года авиаударов по позициям хуситов саудиты вынуждены признать свое фиаско. Разумеется, сопротивление шиитских хуситов стало главной причиной провала честолюбивых планов Эр-Рияда в Йемене. На фоне дипломатической поддержки йеменских хуситов со стороны Ирана саудиты стараются путем сближения с Россией убедить эту страну в том, чтобы она положила конец иранской помощи хуситам.


Таким образом, правящие круги Саудовской Аравии, принимая во внимание тупиковую для себя ситуацию в Катаре, Йемене и Сирии, начали крупную политическую игру. В такой ситуации поддержка Москвы может помочь Эр-Рияду положить конец череде его политических промахов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.