Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лишат ли Украину безвиза с ЕС: важная информация о претензиях Европы

Еврокомиссия выдвинула ряд требований к Киеву.

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкСотрудница пограничной службы Украины на международном пункте пропуска через украинско-польскую границу
Сотрудница пограничной службы Украины на международном пункте пропуска через украинско-польскую границу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейцы, которые, как известно, все ходы предпочитают записыват, выдали под елочку отчет, в котором довели до сведения господ во властных кабинетах Украины, что еще чуть-чуть — и наша страна может вписаться в опасные критерии и, как следствие, не вписаться в интеграционный поворот на Европу, лишившись безвиза. Какие претензии у ЕС к Украине?

В феврале этого года Европейский Союз утвердил критерии приостановления безвизового режима с третьими странами. Украина согласилась с этими критериями (еще бы!), и уже в июне под декламацию президентом Петром Порошенко стихов Лермонтова и аккомпанемент торжеств на Европейской площади вся страна праздновала «перемогу». Но европейцы, которые, как известно, все ходы предпочитают записывать, в среду, 20 декабря, выдали под елочку отчет, в котором довели до сведения господ во властных кабинетах Украины, что еще чуть-чуть — и наша страна может вписаться в опасные критерии и, как следствие, не вписаться в интеграционный поворот на Европу, лишившись безвиза. Какие претензии у ЕС к Украине, разбирался «Апостроф».


Требования ЕС


Критериев, по которым гражданам третьих стран могут закрыть свободный въезд в Европу, всего пять. Четыре из них касаются чисто миграционных вопросов: увеличение числа нелегалов, рост преступлений, совершенных в ЕС гражданами третьей страны, неудовлетворительное сотрудничество со страной по возвращению нелегалов на родину и лавина необоснованных прошений об убежище в сытой Европе.


Но самый интересный — пятый критерий. Прежде чем получить зеленый свет на свободный въезд в Европу, Украина должна была выполнить требования европейцев, записанные в «Плане действий визовой либерализации» (ПДВЛ). Отметим, что основные пункты этого плана касаются именно борьбы с коррупцией и предусматривают создание новых антикоррупционных органов (НАБУ, НАПК, САП), системы электронного декларирования и многих других неприятных для чиновников бонусов. Худо-бедно реформы провели, но теперь, если включить заднюю и откатить реформы или превратить их в фарс, можно лишиться безвиза. Именно это и является пятым критерием — мониторинг выполнения ПДВЛ, причем в течение семи лет.


Промониторив выполнение украинского ПДВЛ в 2017 году, Еврокомиссия пришла к выводу, что дела у Украины очень не очень. Тактичные европейцы отметили, что «в целом» критерии либерализации визового режима наша страна выполняет, но необходимо предпринять «незамедлительные действия для имплементации и стабильности уже проведенных реформ», особенно в контексте борьбы с коррупцией.


Итак, чего же ждут от нас европейцы:


— Создания антикоррупционного суда в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.


— Восстановления авторитета НАПК и запуска эффективной автоматической системы проверки электронных деклараций.


— Отмены электронного декларирования для общественников, которые занимаются антикоррупционной деятельностью.


— Обеспечения независимости работы НАБУ и САП. Например, ЕС беспокоит законопроект №7362, в котором предусмотрена возможность увольнения парламентом глав НАБУ, ГБР, НАПК и антикоррупционного прокурора. То есть потенциальные клиенты этих органов смогут при наличии политической воли отправлять в отставку любого топового чиновника-антикоррупционера. И нет сомнений, что в нужный момент политическая воля обязательно будет.


— Активизации усилий по борьбе с организованной преступностью и улучшения сотрудничества с правоохранительными органами.


Еще два требования касаются миграционных вопросов: усиление информационной кампании, разъясняющей механизм работы безвиза, и расширение сотрудничества с ЕС для предотвращения нерегулярной миграции.


Как видим, европейцы наступают на больную мозоль украинской власти, ведь Киеву хочется и безвиз сохранить, и не слишком-то рьяно бороться с коррупционерами, чтобы в ходе расследований не выйти на самих себя.


Оставят ли безвиз


По словам главы правления «Центра противодействия коррупции» Виталия Шабунина, претензии Еврокомиссии более чем серьезные.


«Формулировки настолько жесткие, что жестче может быть только приостановление безвиза, — уверяет Шабунин. — При этом по нормативке, если будет такая рекомендация в следующем отчете, ЕС не дискутирует, не думает, не считает, а просто приостанавливает безвиз».


«Первоначальное решение об остановке безвиза действует девять месяцев, — поясняет бюрократическую процедуру Брюсселя эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко. — После этого мониторят, улучшилась ли ситуация в стране. Если улучшилась, то страны голосуют — и безвизовый режим возвращают. Если улучшений нет, то еще на такой же срок продлевают приостановку безвизового режима».


В свою очередь член парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Сергей Лещенко считает, что украинская власть уверенно идет курсом прощания с безвизом.


«Если Украина будет продолжать откат в реформах, я думаю, что на уровне политических органов ЕС все чаще станут звучать предложения приостановить безвиз. И бюрократам из Брюсселя и Еврокомиссии не останется другого выхода, как реагировать на эти заявления, потому как бюрократы чувствительны к позиции политических органов ЕС, — говорит депутат. — Для власти важно не просто блокировать реформы, а добиться отката назад в тех достижениях, которые уже имеются, например, сделать НАБУ ручным, чтобы антикоррупционный суд не был создан, чтобы прекратились расследования в отношении высокопоставленных коррупционеров. На самом деле процесс отката только начинается».


Однако потерять такую победу, как безвиз, для Петра Порошенко сродни политическому самоубийству. Соответственно, власть для собственного выживания просто обязана сохранить баланс между выполнением требований ЕС и тем, чтобы и себя не обидеть.


«Но тут вопрос — что у людей в головах, — добавляет Шабунин. — Принимая во внимание то, что попытались учудить с НАБУ, когда главы фракций большинства подали законопроект, который фактически уничтожал НАБУ. Они же понимали, чем это может грозить и какие будут последствия. И они получили эти последствия: жесткие заявления на уровне Госдепартамента США, спикера ЕС, не говоря уже о послах крупных стран. Но все равно они решили попробовать. Да, под давлением законопроект убрали из повестки дня, но «красные линии» уже начерчены. Я надеюсь, что если не совесть, то хотя бы инстинкт самосохранения у власти есть».


Впрочем, у власти может и не оказаться такого «инстинкта» по той причине, что на Банковой уверены: отменить безвиз невыгодно для самой Европы.


«Отменять безвизовый режим не будут из-за внутренней ситуации в ЕС, — говорит информированный источник в дипломатических кругах. — [Председатель Европейского совета Дональд] Туск, [председатель Европейской комиссии Жан-Клод] Юнкер и среднее руководство ЕС много инвестировали в то, чтобы дать Украине безвиз. Сейчас отмена безвиза будет в первую очередь ударом по руководству ЕС. Но сигнал того, что Европа сейчас недовольна, — отмена макрофинансовой помощи».


«Если Украина не будет дальше проводить реформы, вряд ли это станет основанием для приостановки безвиза, — добавляет Ярошенко. — В ЕС не хотят идти на такой крайний шаг, потому как понимают политические риски. Ведь если забрать безвиз, Украина еще дальше отодвинется от реформ. Вопрос о приостановке безвиза может встать только в случае резкого сворачивания демократических преобразований, например, развала работы НАБУ. Но если Украина достигла каких-то реформ и просто не идет дальше, вопрос об отмене безвиза поднимать не будут».