Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Троллинг вышел за пределы социальных сетей, став инструментом государственной политики и чуть ли не главной составляющей российской пропаганды. Государство, масс-медиа, веб-бригады, ФСБ используют троллинг как средство клеветы, компрометации, публичных высмеиваний и унижений одного человека или целых групп людей, ведущих к испорченной репутации и недоверию.

В последние годы троллинг вышел за пределы социальных сетей, став инструментом государственной политики и чуть ли не главной составляющей российской пропаганды.


Понятие троллинга (от англ. trolling) первоначально связано с рыбалкой и означает ловлю дурной рыбы на блесну или приманку. Цели тролля — замотать, запутать, разозлить оправдывающегося человека и, в конечном счете, оклеветать или унизить его, уличить в неблаговидной деятельности или непатриотизме. По существу, тролль — это ментальный палач.


В социальных сетях троллингу содействует анонимность, отсутствие физического и визуального контакта, позволяющего разоблачать или контролировать провокаторов. Виртуальный мир позволяет создавать любые провокативные образы и ситуации и раскручивать их «на полную катушку». Хотя тонкий троллинг требует определенного профессионализма и изобретательности. Как и любая подрывная деятельность, он остается уделом малоразвитых, тяготеющих к некрофилии. Некрофил испытывает удовольствие от мертвых тел, тролль — от униженных или обгаженных душ.


Тролли никогда и ни за что не прекращают пререкаться первыми, поддерживая спор до тех пор, пока терпение оппонента окончательно не лопнет. Если в ваших словах 99% неопровержимых фактов и 1% спорной информации, всё внимание тролль сосредоточит на последнем. Любимое выражение тролля: «чем докажешь?», хотя доказывать ему бесполезно, ибо он не признает таких понятий как здравый смысл, реальность, конструктивность, ценность, логика, польза и т.д. Тролль лишь прикидывается, что его интересует ваше мнение: его реальная задача совсем иная — выставить вас идиотом.


Выражение «кормить тролля» означает идти у него на поводу. Здесь надо помнить древнюю мудрость: вами управляет тот, кто вас злит. Тролль заинтересован в том, чтобы его замечали. Втягивание в дискуссию с ним увеличивает масштаб его влияния. Поэтому самой надежной защитой от троллинга является полное игнорирование провокатора.


В последние годы троллинг вышел за пределы социальных сетей, став инструментом государственной политики и чуть ли не главной составляющей российской пропаганды. Государство, масс-медиа, веб-бригады, ФСБ используют троллинг как средство клеветы, компрометации, публичных высмеиваний и унижений одного человека или целых групп людей, ведущих к испорченной репутации, недоверию и т.п.


Тролль никогда не заботится о логичности, справедливости или правильности своих доводов. Пусть уличают — этого ему и надобно — втянуть в «дурную дискуссию». Тролль никого не слушает, не старается вникнуть в логику оппонента. Дискуссия с троллем напоминает игру «купи слона», когда в ответ на любые аргументы повторяется в разных вариантах одно и то же жульническое утверждение. Если тролля игнорируют, он «меняет блесну или приманку».


Вся государственная пропаганда превратилась в троллинг, где главный — президент Путин. Спектр хэштегов при этом необычайно широк — от «настамнет», «этонемы» и «авыдокажите» до «крымнаш» или «превратим в ядерную пыль».


Ложь обходится государству поистине в космические суммы. Недавно заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Бенджамин Зифф сообщил: «Кремль выделяет на эти усилия 1,4 миллиарда долларов в год для обеспечения всеобъемлющей работы пропагандистской машины как внутри страны, так и за рубежом… она охватывает 600 миллионов человек в 130 странах на 30-ти языках».


Известные российские тролли-комментаторы способны не просто взбудоражить общество, но спровоцировать массовую агрессию, завербовать инсургентов в Сирию или на Донбасс, превратить СМИ в эффективное орудие гибридной войны.


В РФ существует настоящая индустрия троллинга. Хорошо организованные и специально обученные «веб-бригады» начали здесь возникать с начала 2000-х, то есть тотчас после прихода к власти Путина. Бригады получили ироническое наименование «Виртуального ока старшего брата», не знающего сна-отдыха, обеспечивающего «круглосуточное присутствие на форумах» и «пластичность идеологии, всегда совпадающей с государственной». Обязанности веб-бригадников: ностальгия по СССР, реставрация сталинских и совковых ценностей, культ Путина, милитаризм, ксенофобия, почтение и преклонение перед ВЧК-КГБ-ФСБ-РПЦ, ненависть к перебежчикам, антиамериканизм и антизападничество, ненависть к интеллигенции, к правозащитникам, диссидентам, обвинение всех инакомыслящих в русофобии и т.д.


По утверждению президента исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаила Тульского, еще в 2005 году заместитель руководителя администрации президента России Владислав Сурков разработал план противодействия «цветной угрозе». Его частью стало создание групп блоггеров, «каждая из которых была прикреплена к какому-то ЖЖ-сообществу или оппозиционному сайту».


Тролли прекрасно финансируются и быстро плодятся. За 12 часовую смену сейчас в их обязанности входит написание тематических блогов, а также до сотни «провластных» политических комментариев на заданные темы. Типичный пример веб-бригад — ООО «Агентство интернет-исследований», также известное как «ольгинские тролли» или «фабрика троллей».


Функции «Виртуального ока старшего брата» вышли далеко за пределы границ страны и стали составляющей международной политики до прямого вмешательства в демократические процессы и вхождения в новый виток холодной войны.


Одним из основных признаков веб-бригад является использование специального программного обеспечения, одновременно создающего в наиболее популярных соцсетях и медиа миллионы ложных «сообщений». Используя это обеспечение, «фабрики троллей» целенаправленно вытесняют из соцсетей реальных пользователей, заменяя их ложными «массами». Таким образом обществу навязывают идею о якобы «существовании подавляющего общественного мнения» по тому или иному вопросу.