Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В минувший понедельник газета «Республика», издающаяся в оккупированном Цхинвале, опубликовала статью «Когда решится вопрос создания Музея геноцида?», в которой утверждается, что «все два последние десятилетия» против осетинского народа проводится геноцид. Другой автор утверждает, геноцид против осетин проводится с 1920 года.

В минувший понедельник газета «Республика», издающаяся в оккупированном Цхинвале, опубликовала статью «Когда решится вопрос создания Музея геноцида?», в которой утверждается, что «все два последние десятилетия» против осетинского народа проводится геноцид. Другой автор утверждает, геноцид против осетин проводится с 1920 года. Еще один современный «летописец» считает, что с 1320 года было «14 перманентных геноцидов». Что это такое и почему об этом часто вспоминают в Цхинвале?


Невозможно понять, читали ли авторы этих утверждений хотя бы один справочник, чтобы узнать точное определение термина «геноцид», который с 1948 года имеет статус международного преступления. С 1933 года, со времени введения в обиход этого юридического термина, международными организациями были признаны несколько случаев геноцида — истребление германскими колонизаторами жителей Юго-Западной Африки, евреев во время Второй мировой войны, депортации народов во время правления Сталина, истребление камбоджийцев, массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами, и уничтожение 800 тысяч человек из племени тутси в Руанде. В событиях последних ста с лишним лет нет ни одного упоминания народа под названием «осетины».


Стало быть, вольное использование термина это всего лишь самодеятельность марионеточных чиновников Цхинвала, которые пытаются таким образом привлечь к себе внимание. Если все-таки посмотреть на статистику расселения этнических осетин в Грузии, то можно легко увидеть, что за пределами оккупированной «Южной Осетии», внутри страны их живет больше, чем в Цхинвале и его окрестностях. В период политической и экономической нестабильности 1990-х годов этнические осетины уезжали из Грузии, как и представители других народов, включая этнических грузин. Уезжали в основном в Россию, по имперской привычке, в метрополию, где, как казалось, легче жить и люди говорят на понятном языке. Динамика изменения этнического состава осетин, как и количества населения разных национальностей ничем не отличается от грузин. Напротив, несколько грузинских районов, например, Ванский или Сачхерский, Харагаульский или Багдатский отличились тем, что прирост осетин составил за последние три десятилетия от 11 до 143 процентов. Тогда как после войны 2008 года из «Южной Осетии» оккупанты выселили всех этнических грузин.


В докладе ООН приводятся данные, согласно которым на территории «Южной Осетии» до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек, по данным марионеточных властей оккупированной территории, численность составляла 72 тысячи человек. Сотрудница центра «Демос» Варвара Пахоменко приводит другие цифры, основанные на данных избирательных комиссий: в 2009 году численность населения, могла достигать в пределах от 26 до 32 тысяч человек, из которых в Цхинвале проживало не более 17 тысяч человек. Национальный состав «Южной Осетии» изменился после августовской войны 2008 года, когда оккупационные формирования и сепаратисты изгнали из родных домов более 20 тысяч человек, прежде всего этнических грузин, а также осетин из смешанных браков, уехавших с грузинскими родственниками.


Сейчас процент этнических осетин в «Южной Осетии» составляет 89,1 процента из общего числа населения, что совершенно необычно, если учитывать, что до прихода большевиков в 1921 году в Цхинвале не было ни одной осетинской семьи, этническим большинство были евреи, грузины и армяне. Изменять этнический состав стали большевики, у которых была цель создать этнический регион там, где его никогда не было. В книге царевича и историка 18 века Вахушти Багратиони «Описание Царства Грузинского» говорится, как менялся этнический состав Северной Грузии: «В этих горных местах, где селились осетины, поначалу жили грузинские крестьяне. Затем ими стали владеть осетины, а грузины спустились в долины, ибо из-за врагов население долин сократилось». Чужеземец, пришедший и осевший на грузинской земле зовется «хизани», а в третьем поколении уже считается коренным жителем — «мквидри».


Скорее всего, первые осетины появились из-за Кавказского хребта в период монгольского нашествия в 13 веке. Этнический осетин, известный иранист Василий Абаев писал: «Исторические и языковые факты подтверждают, что поселение ксанских осетин в теперешних местах по Ксанскому ущелью произошло не так давно, примерно в последние 200 лет». Примерно так расселялись осетины по всей Грузии, строя свои дома рядом с грузинами и в их отношениях никогда не было проблем или распрей. Все началось в 1918-1920 годах, когда Грузия восстановила свою независимость от России, а Юго-Осетинский комитет большевистской партии периодически провоцировал восстания. Всего за этот период их было три, и все они проходили под лозунгом установления советской власти и присоединения Южной Осетии к РСФСР.


Уже тогда в 1920 году власти Советской России стали употреблять административное название — «Южная Осетия», придуманное имперским «Обществом по восстановлению православного христианства на Кавказе» в 1860-х годах, хотя официально в период независимости Грузии 1918-1921 годов территория называлась Цхинвальский регион, как и в современной Конституции Грузии. 28 мая 1920 года «трудящимися Южной Осетии» был принят меморандум, в котором говорилось, что «Южная Осетия является и должна остаться неотъемлемой частью свободной советской большевистской России». По существу, история осетинского сепаратизма, инициированного и поддержанного Москвой, началась 98 лет назад. Причина та же, что и последние годы — шантажировать Тбилиси территориальной целостностью и пытаться склонить независимую Грузию на прежние зависимые отношения с Россией.


В феврале 1921 года Красная армия захватила независимую Грузию, но несмотря на ожидания осетин, Сталин не стал объединять территории и создавать единую осетинскую автономию. Через год, 20 апреля 1922 года Центральный комитет компартии Грузии образовал Автономную область Юго-Осетии (АОЮО), позже переименованную в Юго-Осетинскую автономную область. В Цхинвале появились первые этнические осетины, переселенные из окрестностей и других районов Грузии. Современный миф о «спящем осетинском Цхинвале» оказался выдумкой не только пропагандистов, но и историков: в 1802 году в Ахалгори жили только грузины и армяне, в Джаве — только грузины, в Цхинвале — грузины, армяне и евреи. Осетины жили только в селах, многие вперемешку с грузинскими домами. В 1886 году, согласно статистики, в Цхинвале вообще не было осетин, а в 1922 году их стало уже 613 человек.


На этом история осетинского сепаратизма не заканчивается: 9 марта 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии» в котором объявил, что ввод войск Советской России в Грузию в феврале 1921 года и занятие всей ее территории являлись «с правовой точки зрения военным вмешательством (интервенцией) и оккупацией с целью свержения существовавшего политического строя» (Грузинской Демократической Республики), «а с политической точки зрения фактической аннексией». Также было объявлено о начале переговоров о восстановлении независимого грузинского государства, поскольку Договор об образовании СССР, по мнению депутатов, «являлся в отношении Грузии незаконным». В Москве началась паника, Кремль срочно мобилизовал сепаратистов, которые 20 сентября 1990 года, «в связи в связи с возможным выходом Грузии из состава СССР», провозгласили Юго-Осетинскую Советскую демократическую республику в составе СССР, а действие законов ГССР на территории Южной Осетии приостановлено.


Через два месяца в Москве признали ошибку и из сепаратистского названия «Советская демократическая республика» убрали среднее слово. 11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии упразднил Юго-Осетинскую Автономную область, в ответ через год сепаратисты приняли Декларацию о независимости Республики Южная Осетия. С этого времени сепаратисты уже полностью были под полным контролем Кремля, провели «референдум о независимости». Попытки властей Грузии вернуть территорию под свой контроль сталкивалось с противостоянием с Москвой. В августе 2008 года Москва попыталась окончательно решить для себя «грузинский вопрос», со 2 августа концентрируя подразделения 58-й армии в «Южной Осетии», чтобы начать войну и дойти до Тбилиси.


В историях взаимоотношений стран и народов можно найти много неприятных ситуаций — от конфликтов до войн, «геноцид» — тягчайшее преступление, связанное с политикой целенаправленного уничтожения определенного народа, носителя определенной культуры. Как быть с десятками тысяч этнических осетин, до сих пор живущих по всей территории Грузии, а в некоторым местах, к примеру, в Западной Грузии за несколько сот километров от «Южной Осетии», составляющих довольно многочисленные общины. В правительстве Грузии времен Михаила Саакашвили министром энергетики и природных ресурсов в 2007-2012 годах был Александр Хетагури, представитель старинного дворянского рода осетинского происхождения.


Во многом на население «Южной Осетии» оказывает влияние номенклатура Северной Осетии, именно они поддерживают сепаратизм, выполняя роль ретранслятора кремлевских идей. Даже потенциальное объединение двух Осетий не решит экономических или социальных проблем, это всего лишь очередная кремлевская прихоть, желание шантажировать Тбилиси, отвлекая внимание людей от настоящих проблем. Бюджет «Южной Осетии» почти на 90 процентов состоит из российской «помощи», без которой оккупированная территория просто не выживет.


Невозможно отмахнуться от политической проблемы, когда «независимость», кроме нищих друзей Кремля и таких же сепаратистских образований, никтоне признает. Следовательно, нужно найти какое-то, хотя бы и такое нелепое объяснение, как спасение выстраданного в «четырнадцати геноцидах» народа. В пропаганде обычно не подразумевает обратное общение, а тем более, дискуссию. Легче придумывать истории и ежедневно вдалбливать в головы населения, чтобы те и подумать не могли задавать вопросы о безработице или социальных проблемах. «Геноцид» каждые 50 или 100 лет — это же страшно, если этому на самом деле поверить.