Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поглощение Западных Балкан Европой и спираль унионизма в Молдавии

© РИА Новости Наталья ГребенюкПразднование дня Независимости Косово 17 февраля 2010 г.
Празднование дня Независимости Косово 17 февраля 2010 г.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Брюсселе вырисовывается ясная судьба стран Западных Балкан в рамках Европейского Союза. Окруженный странами ЕС, этот регион стал предметом новой европейской стратегии «заслуживающего доверия расширения» и «расширенного обязательства», которая была объявлена приоритетной на период председательства Болгарии в ЕС.

Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение…

 

В Брюсселе вырисовывается ясная судьба стран Западных Балкан в рамках Европейского Союза. Окруженный странами ЕС, этот регион стал предметом новой европейской стратегии «заслуживающего доверия расширения» и «расширенного обязательства», которая была объявлена приоритетной на период председательства Болгарии в ЕС. Европейские официальные лица ожидают, что первое балканское расширение состоится не ранее чем через 7 лет, после 2025 года. Первыми на очереди стоят Черногория и Сербия, а БЮР Македония, Босния и Герцеговина и Косово закрывают этот список.


Полное поглощение Западных Балкан и расширение ЕС до 33 государств получит конкретный график реализации и будет осуществлено в срок, если ЕС завершит собственную модернизацию, а также цифровую, банковскую, энергетическую и иную интеграцию. Работоспособность правового государства, повышение экономической конкурентоспособности и разрешение территориальных споров с соседями — таковы условия вступления в ЕС. До тех пор Брюссель преисполнен решимости укрепить европейскую демократию, а также облегчить процесс принятия решений за счет поощрения голосования большинством по тем вопросам, которые считаются более чувствительными (внешняя и внутренняя политика и т. д.).


Далее к востоку находится Молдавия, чьи европейские устремления признаны, но чья перспектива вступления в ЕС не подтверждена, сталкивается с ростом унионистского дискурса в публичном пространстве. Поборники унионизма вовсе не скрывают своего утилитарного подхода к европейской интеграции. Это, похоже, не беспокоит общественное мнение ни в Брюсселе, ни в Бухаресте, ни в самом Кишиневе.


Споры вокруг унионизма становятся более активными. Одни считают его антиконституционным движением и инициативой по демонтажу молдавской государственности. Другие, однако, расценивают его как проявление права на самовыражение и как попытку исправить прошлое, искалеченное договоренностями периода Второй мировой войны.


Все же, отсутствует осознание того факта, что унионизм, вне зависимости от подпитывающих его соображений, является тяжким испытанием для европейской повестки дня страны. Для большинства унионистов важен конечный результат, то есть воссоединение с Румынией обычно представляется в качестве единственного способа стать частью Европы. Унионистами европейская интеграция рассматривается скорее как ускоритель геополитического подключения к европейскому пространству, но никоим образом не как конечная цель. Это противоречит аргументу относительно внутренних преобразований, поддерживаемых ЕС посредством реализации Соглашения об ассоциации, которое направлено на укрепление устойчивости Молдавии и, тем самым, на предотвращение распада молдавской государственности, к которому стремятся унионисты.


Евроинтеграция на Западных Балканах, рост унионизма в Молдавии


Почти десять лет назад, сразу после вступления Румынии в ЕС, политики по обе стороны Прута заявляли, что, лишь заняв место в «западнобалканском поезде», Молдавия сможет получить европейские перспективы. Отдельные голоса, включая президента Румынии в 2004-2014 годах Траяна Бэсеску, даже сегодня дают понять, что европейский путь Молдавии окажется успешным в том случае, если он пройдет через Бухарест.


Реальные реформы, которых Евросоюз ждет от государств Западных Балкан, столь же необходимы и для стран Восточного партнерства, которое Россия рассматривает как геополитического банкрота. Вступлению в ЕС должны в обязательном порядке предшествовать содержательные реформы, которых ни один из двух этих регионов не демонстрирует в полном объеме и необратимого характера.


Ущербность реформ, наблюдаемых в странах Западных Балкан, в худшем случае означает отсрочку их вступления в ЕС. Совсем иной смысл, однако, имеет эта ущербность для Молдавии и других стран Восточного партнерства, значительно продвинувшихся в отношениях с ЕС. Для них фиаско реформ не только развеивает европейскую перспективу, но и может стимулировать процессы дезинтеграции, вызванные неконтролируемым ростом лояльности к иным центрам легитимности, нежели самих этих стран.


До тех пор, пока унионистское движение решительно выступает за объединение с Румынией, регионы, в которых доминируют русофильские группы, оставляют за собой право обратиться за помощью к России, если Модавия исчезнет как государственное образование.


За первые месяцы 2018 года более 30 населенных пунктов страны подписали декларации о символическом объединении с Румынией, отметив тем самым столетие объединения румынских княжеств, осуществленного один век назад. Хотя пока этот жест и является символическим, он мобилизует пророссийские политические силы в Молдавии, заявляющие о необходимости стратегического диалога с Россией для спасения молдавской государственности.


Актуальные цифры, относящиеся к унионизму


Ссылаясь на защиту персональных данных, румынские власти не публикуют совокупных официальных данных о количестве молдавских граждан, восстановивших гражданство Румынии и получивших румынские паспорта.


По неофициальным оценкам, число молдавских граждан с румынскими документами может превышать 500 тысяч человек, что составляет около 1/3 населения страны. Доступные на «Евростате» (Eurostat) данные показывают лишь информацию о полученном гражданстве (максимум, в 9 тысяч 399 человек, был в 2009 году, а минимум, в 29 человек, — в 2006-м). Это никоим образом не отражает процента лиц, воспользовавшихся процедурой восстановления гражданства, которая действует для уроженцев Молдавии, Украины и других стран региона.


Согласно опросу IPP от 2007 года, лишь 7% молдавских граждан заявили о наличии у них румынского паспорта. Упрощение порядка восстановления румынского гражданства, особенно во время второго президентского срока Траяна Бэсеску, а также снятие ограничений для румынских граждан на доступ к рынку труда в странах ЕС, стимулировали интерес молдавских граждан к румынским документам.


Недавние опросы подтверждают, что унионистское движение становится более заметным и привлекательным для молдаван. Идея объединения с Румынией пользуется популярностью среди 15-22% молдавских граждан. Однако более 50% выступают против этой идеи.


Российский фактор


Россия критикует планы ЕС по активизации европейской интеграции на Западных Балканах, используя аргументы, аналогичные тем, с помощью которых она осуждает Восточное партнерство. Говоря конкретнее, российская дипломатия считает, что ЕС требует от стран этих регионов сделать выбор между Западом и Россией. Кроме того, по мнению Москвы, Евросоюз вмешивается во внутренние дела стран Западных Балкан, продвигая программу реформ. Российская сторона также обеспокоена слишком высокой скоростью, с которой европейцы хотят решить существующие в регионе проблемы. В том числе, Москва обеспокоена теми критериями, которые были отобраны Брюсселем и касаются судебной системы, демократии, средств массовой информации и т. д.


Превращение стран Западных Балкан, как и стран Восточного партнерства, в работающие демократии — России не очень-то по вкусу. Поэтому она открыто выступает за более медленные реформы и отсутствие каких-либо условий, которые стимулировали бы преобразования, соответствующие европейской модели (демократия, правосудие и т. д.). Однако перспектива вступления в ЕС является тем, чего хотят страны региона, включая Сербию, союзника России.


В случае Модавии и унионизма, демонстрирующего признаки укрепления, Россия не имеет четко выраженной позиции. Во-первых, унионизм используется в качестве страшилки, чтобы пророссийские силы могли мобилизовать электорат на парламентских выборах, которые, возможно, состоятся в декабре 2018 года. Во-вторых, вследствие усиления унионизма президент Игорь Додон и другие политики-русофилы получат новые аргументы для того, чтобы вернуть на повестку дня федерализацию страны. Не в последнюю очередь, толерантно относясь к унионизму, Россия способствует будущей враждебности в отношениях между Украиной с Румынией, которые уже являются напряженными вследствие принятия в 2017 году лингвистического законодательства, которое сокращает долю обучения на родных языках этнических меньшинств, в том числе румын.


Вместо заключения…


Отношение молдаван к вопросу объединения с Румынией может варьироваться в диапазоне от идеологических и исторических соображений до прагматичных и утилитарных аргументов. Однако несомненно, что не все молдавские граждане с румынскими документами одновременно являются поборниками унионизма.


Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение.


Хотя он неприятен и разрушителен для геополитических позиций России в регионе, унионизм содержит в себя элементы, которые могут служить российским интересам. К ним относятся стимулирование пророссийских сил и идеи федерализации Модавии, а также усиление недоверия Украины к Румынии.