Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Один из руководителей Фейсбук извинился перед своей компанией — и перед Робертом Мюллером

© AFP 2018 / Daniel Leal-OlivasШтаб-квартира Facebook в Лондоне
Штаб-квартира Facebook в Лондоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В пятницу секретариат специального советника Роберта Мюллера опубликовал текст обвинения в отношении 13 российских оперативников за вмешательство в американские выборы. А спустя примерно восемь часов Роб Голдман, вице-президент компании Фейсбук по рекламе, решил, что он должен добавить несколько деталей. И допустил две ошибки, из-за которых ему пришлось попросить извинения.

В пятницу утром, почти в 10:00 по времени восточного побережья, секретариат специального советника Роберта Мюллера (Robert Mueller) опубликовал текст обвинения в отношении 13 российских оперативников за вмешательство в американские выборы. Этот документ состоит из 37 страниц, и в нем компания Фейсбук упоминается 35 раз. В документе приводятся детали того, как российские оперативники использовали платформу Фейсбук для продвижения мемов, планирования митингов, создания фейковых аккаунтов, организации помех для выборов, разжигания расизма и так далее.


Как Фред Фогелштейн (Fred Vogelstein) и я уже указывали в вынесенной на обложку статье в журнале «Вайед» (Wired), последние два года были трудными для компании Фейсбук, в том числе в Вашингтоне. Ее подвергали резкой критике как справа, так и слева, а еще ее основательно отчитали в конгрессе. Руководство компании Фейсбук обвинили в том, что оно не заметило российских операций, а затем плохо сотрудничало с расследованием, проводившимся палатой представителей и сенатом для того, чтобы разобраться в этом вопросе. Внимательные читатели увидят, насколько осторожно компания Фейсбук работала вместе со специальным прокурором и как много ее руководство узнало о российских интригах. Казалось, что пятница может оказаться хорошим днем.


Но затем, спустя примерно восемь часов после появления во всемирной сети текста обвинения, Роб Голдман (Rob Goldman), вице-президент компании Фейсбук по рекламе, решил, что он должен добавить несколько деталей к этим дебатам. Он делал это по собственной инициативе и не обсудил предварительно свои мысли с кем-либо из коммуникационной команды компании или из высшего руководства.

 


«Был очень взволнован, когда увидел сегодня обвинение Мюллера. Мы поделились данными о российской рекламе с конгрессом, с Мюллером и с американским народом для того, чтобы помощь обществу понять, как русские использовали нашу систему в своих интересах. Тем не менее существуют ключевые факты по поводу российских действий, которые все еще не совсем хорошо понимаются».

 


«Большая часть оплаченной русскими рекламы приходится на период ПОСЛЕ выборов. Мы сообщили эти данные, однако лишь немногие средства массовой информации опубликовали их, поскольку они не вписываются в основной нарратив прессы по поводу Трампа и выборов».

 


«Главная цель российской пропаганды и усилий в области дезинформации — раскол Америки с помощью таких наших институтов, как свобода слова и социальные сети. Эти действия породили страх и ненависть среди американцев. Все это невероятно успешно работает. Мы довольно сильно разделены как нация».


Компанию Фейсбук хвалят (в частности, журнал Диджидей (Digiday) за то, что ее руководители активно выступают в социальной сети Твиттер, и сам Голдман несколько раз воспользовался такой возможностью — он комментировал российские пропагандистские операции, делал ретвиты заметок о слабости либералов, уступающих под давлением критики, а также помогал людям, обеспокоенным трафиком в направлении места проведения фестиваля «Горящий человек» (Burning Man). Однако Голдман сильно отстает от наиболее известных руководителей компании Фейсбук. У него было всего 1600 подписчиков, и его твиты не привлекли большого внимания вечером в пятницу.


Однако он сделал две большие ошибки, одна из них была очевидной, а другая не была заметна сразу. Очевидная ошибка состояла в его утверждении о том, что масштаб российской пропагандистской кампании можно оценить просто с помощью рекламных объявлений. Российские объявления были просмотрены приблизительно 11 миллионов раз, тогда как посты, размещенные контролируемыми Россией аккаунтами, были просмотрены 150 миллионов раз.


Если оставить в стороне чисто количественные показатели, можно сказать следующее: любой человек, прочитавший обвинение, понимал, что рекламные объявления были незначительной частью операции. Компания Фейсбук любит подчеркивать, что русские потратили всего сто тысяч долларов на свое рекламные объявления, и это небольшая сумма в сравнении с 1,25 миллиона долларов, которые российское Агентство интернет-исследований тратило в месяц на свою кампанию по оказанию воздействия на выборы.


К тому времени, когда в тот вечер руководители Фейсбук отправились спать, они что-то знали об опубликованных твитах, но не особенно беспокоились по этому поводу. Один из более высокопоставленных руководителей Фейсбук, вице-президент по имени Эндрю Босворт (Andrew Bosworth), даже немного способствовал движению в этом направлении — он сделал ретвит и заметил, что «здесь важное направление».


Буря в Твиттер начала распространяться ранним утром в субботу. Она привлекла к себе внимание президента «Про Паблика» (Pro Publica) — организации, которая подвергала особенно резкой критике практику Фейсбук в области размещения рекламных объявлений. Бывший заместитель директора по коммуникации избирательного штаба Клинтон тоже обратил на это внимание.


Затем эти сообщения привлекли внимание главнокомандующего по Твиттер (намек на президента Трампа — прим. пер.). И таким образом, в субботу, как раз в то время, когда руководители Фейсбук должны были заняться своим завтраком, пользователь под именем @realdonaldtrump решил, что он хочет представить 48 миллионов своих подписчиков Роберту Голдману.

 

​«Фейковые средства массовой информации никогда не подводят. Трудно скрыть этот факт от вице-президента Фейсбук по рекламе Роба Голдмана!»

 


«Я видел все российские рекламные объявления и могу сказать весьма определенно, что воздействие на результаты выборов НЕ БЫЛО главной целью».


Именно в этот момент, по словам руководителей Фейсбук, они поняли, что основательно влипли. И именно в тот момент руководители осознали совершенную Голдманом ошибку более тонкого свойства: он все представил так, как будто его компания опровергает результаты работы специального прокурора Роберта Мюллера.


У компании Фейсбук уже давно напряженные отношения с Дональдом Трампом. Она располагается в Кремниевой долине, и большинство управленцев и сотрудников — сторонники Демократической партии. Марк Цукерберг твердо верит в то, что задача его платформы состоит в том, чтобы делать мир более открытым и более подключенным. Предвыборная кампания Трампа была основана на трайбализме — на противопоставлении Америки всему остальному миру, а также на разделении Америки на враждующие друг с другом группы.


В то же время Фейсбук стремится к тому, чтобы служить всей стране и всему миру. Нельзя сделать Америку более подключенной, если игнорировать Республиканскую партию. Вашингтонский офис Фейсбук нельзя назвать глупым — его сотрудники понимают, кому принадлежит власть в столице, и они совсем не заинтересованы в отчуждении тех людей, которые могут регулировать деятельность компании.


Компания Фейсбук пыталась справиться с этой напряженностью в течение последних двух лет. В значительно мере по причине опасений насчет того, что ее позицию могут назвать пристрастной, она не заметила признаков распространения фейковых новостей на своей платформе в течение лета 2016 года. Желание не показаться предвзятой, возможно, сделало, в первую очередь, более сложной задачей обнаружение российских операций, а также, вероятно, способствовало формированию флегматичного отношения к проводившим расследование представителями конгресса.


Члены Комитета по разведке палаты представителей и Комитета по разведке сената воспринимаются многими в Кремниевой долине как склонные к утечкам и предвзятые, и поэтому, возможно, лучшим вариантом там считают находиться от них на некоторой дистанции. Как сообщают многочисленные источники в Фейсбук, когда стали известны выдвинутые Мюллером обвинения, все в компании пришли к выводу, что Фейсбук сделала что-то правильно. 35 упоминаний явно указывают на то, что компаний Фейсбук в полной мере сотрудничала с властями.


Многие детали предъявленного обвинения, особенно те, что находятся на страницах 25 — 30, включая детали относительно обмена сообщениями между частными аккаутнтами, были предоставлены Мюллеру руководством компании Фейсбук. Это могло бы оказаться хорошей историей. Но именно в этот момент Роберт Голдман решил высказать свое мнение, используя для этого платформу своих соперников. Сегодня у него в Твиттер 10500 подписчиков, однако значительно меньше друзей на работе.


В воскресенье вечером Джоэль Каплан (Joel Kaplan), вице-президент Фейсбук по глобальной публичной политике, опубликовал заявление, в котором, в частности, говорилось: «Ничто из того, что было обнаружено нами, не противоречит обвинениям, выдвинутым специальным советником. Любое противоположное мнение следует считать неправильным». В грубом переводе это означает: «Мы попросили Роба Голдмана выбросить свой телефон в реку».


По своей сути ошибка, которую допустил Голдман, распространена в Кремниевой долине: управленец, который хорошо разбирается в одной области, похоже, начинает думать, что он на самом деле хорошо разбирается и в других вопросах. Голдман, конечно же, знает обо всех тех рекламных объявлениях, которые были закуплены на этой платформе российским Агентством интернет-исследований. Возможно, он видел целиком то досье, которое, как говорят, руководство Фейсбук предоставило Мюллеру со всеми деталями частных сообщений и чатов, процитированных в обвинении.


Однако никто в компании Фейсбук не имеет доступа ко всей полноте использованной в обвинении информации — включая денежные переводы с помощью системы PayPal и внутренние электронные сообщения, направленные сотрудниками Агентства интернет-исследований. Компания Фейсбук уже давно подозревала о том, что Агентство национальной безопасности (NSA) каким-то образом раскрыло деятельность Агентства интернет-исследований — эта компания впервые подумала о российских пропагандистских группировках, покупающих рекламные места на этой платформе, благодаря информации неназванного высокопоставленного сотрудника разведки, опубликованной в журнале «Тайм» (Time), и представляется весьма вероятным, что этими данными воспользовался и Мюллер при подготовке своего доклада.


Более важно то, что все еще существуют три гипотезы относительно переплетающихся целей распространителей российской пропаганды. Первая из них (не нее указывает Голдман), состоит просто в намерении посеять рознь. Русские просто хотели, чтобы американцы начали бороться друг с другом. А вот как об этом говорит Голдман: «Главной целью российской пропаганды и усилий в области дезинформации является раскол Америки с помощью таких наших институтов как свобода слова и социальные сети».

© AP Photo / Rick T. Wilking/PoolДональд Трамп и Хиллари Клинтон во время предвыборных дебатов
Дональд Трамп и Хиллари Клинтон во время предвыборных дебатов


Согласно второй гипотезе, (по мнению других сотрудников Фейсбук, она была наиболее важной) задача состояла на самом деле в том, чтобы ослабить позиции Хиллари. Вот почему русские поддерживали Берни Сандерса (Bernie Sanders), а затем Трампа. Как и большая часть остального мира, Путин считал, что победу одержит Хиллари. И он хотел, чтобы ситуация для нее была бы сложной после победы — она должна будет отбиваться от вымышленных мемов по поводу ее махинаций, ее симпатий к законам шариата и по поводу ее убийств.


По третьей гипотезе, атаки были весьма конкретно направлены на то, чтобы победа на выборах досталась Трампу. Как показывает опубликованное обвинение, русские сфокусировали свое внимание на тех штатах, которые могли повлиять на расклад голосов коллегии выборщиков. Они также атаковали Теда Круза (Ted Cruz) и Марко Рубио (Marco Rubio), что было необязательным ходом, если цель состояла просто в ослаблении позиции Хиллари.


По мнению самых непосредственных наблюдателей за этой операцией и самых внимательных читателей предъявленного обвинения, Россия, вероятно, в разное время вела работу по всем этим трем целям. Сама кампания, судя по всему, началась с попыток посеять раскол, затем началась работа по ослаблению позиций Хиллари, а затем, уже перед выборами, она срочно превратилась в спринтерский забег для оказания помощи Трампу.


Главный грех Голдмана состоял в том, что он взял всего один из этих нарративов, и на самом деле он взял тот, который минимизировал роль Фейсбук в избрании Трампа. Однако при этом он игнорировал более широкие интересы компании Фейсбук, и, кроме того, он нарушил один из наиболее важных принципов, которым руководствуются люди, изучающие обвинение Мюллера — никто не знает точно, в каком направлении оно ведется и чем оно уже располагает.


В понедельник я разговаривал с одним из руководителей Фейсбук, знакомым с деталями сотрудничества компании с Мюллером, и я просил его о том, какая из трех гипотез находится ближе всего к истине, если основываться на имеющихся у него данных. «Я не думаю, что кто-то в Фейсбук может определенно поддержать ту или иную версию, — сказал он. — Мы технологическая компания. Почему у нас должен быть ответ? Я бы не стал доверять нам, если бы я сказал, что у нас есть ответ».


Позднее в тот же день Роб Голдман, похоже, пришел к тому же выводу и опубликовал внутреннее сообщение для компании Фейсбук следующего содержания: «Я хочу извиниться за то, что я опубликовал в Твиттер мою собственную точку зрения по поводу российского вмешательства, не согласовав ее предварительно с кем-либо внутри Фейсбук. В этих твитах была представлена моя собственная точка зрения, а не позиция компании Фейсбук. Я плохо изложил свои взгляды. Специальный советник обладает значительно большей информацией, чем я, о том, что произошло, и поэтому возникшее впечатление о противоречии его заявлениям было серьезной ошибкой с моей стороны.


Я благодарен всем тем, кто связался со мной в этот уикенд и выразил свою поддержку. Спасибо вам. Вы даже не представляете, насколько это важно. А для всех тех, кто так напряженно работал в течение последних шести месяцев и пытался продемонстрировать понимание нашей ответственности в том, что касается предотвращения неправомерного использования Фейсбук — а в будущем мы будем работать еще более напряженно, — я приношу мои глубочайшие извинения».