Для моего поколения праздник Конституции 3 мая был неразрывно связан с борьбой за свободу в эпоху Польской Народной Республики, он символизировал европейский выбор, который сделал Четырехлетний сейм (1788-1792 годы, — прим.перев.). Мне хотелось, чтобы мое поколение вновь сделало такой выбор, на этот раз навсегда.
Нам казалось, что мы сделали это, присоединившись к НАТО и Европейскому союзу. Отчасти мы были правы, ведь союзники приняли нас в свои ряды, как родных. Оказалось, однако, что европейский путь Польши, который поддерживает 80% наших соотечественников, вызывает вопросы у нынешней правящей партии. Сейчас нам приходится заново бороться за то, чтобы цивилизационное место нашей страны осталось на Западе.
Речь Посполитая двух цивилизаций
Польша была граничным государством по меньшей мере начиная с XVI века: именно тогда появилась проходящая по Эльбе граница, разделяющая Запад с его развитой цивилизацией и отстающий от него Восток. На Западе существовала система торгового капитализма, в сельском хозяйстве появился денежный оброк, благодаря чему феодальные отношения стали менее жесткими. На Востоке развивалась поместно-феодальная экономика, этому процессу сопутствовал кризис городов и класса мещанства. Различия (разумеется в разных формах) сохранялись вплоть до конца коммунистической эпохи и распространялись в том числе на форму политического режима, а также общественные ценности.
На Западе на базе истории и философии Древней Греции и Рима, гуманизма эпохи Возрождения и рационализма Просвещения появилась концепции правового государства, разделения властей, демократии, гражданских прав, толерантности и свободы. С противоположной стороны находилась Россия, укреплявшая самодержавие и стремившаяся к имперским завоеваниям.
Речь Посполитая впитала в себя черты обеих этих цивилизаций. С XVI до XVIII века она старалась извлечь пользу из восточной общественно-экономической модели, но одновременно культивировала западные ценности сословной монархии и противостояла натиску восточного соседа. В XVII веке это было сложно, в XVIII уже нереально.
Польская шляхта дала государству западный дух свободы, который, к сожалению, нашел извращенное проявление в принципе «свободного вето» (существовавший в XVI-XVIII веках парламентский обычай, требовавший для принятия решений в польском Сейме полного единогласия, — прим.пер.). Политические преобразования привели к олигархизации страны и ослаблению центральной власти. В итоге иностранные державы (в первую очередь Россия) получили возможность использовать внутреннюю политику Польши в своих интересах.
Международные отношения не терпят пустоты. Агрессивные державы всегда ищут во внутренних структурах других государств бреши, стремясь навязать свое влияние. Жертвой этого процесса пала в начале XVIII века Польша. Каждой общественно-экономической модели соответствует своя политическая структура. Проблема Польши заключалась в том, что в первой она ориентировалась на восточные образцы, а во второй — на западную систему ценностной. В долгосрочной перспективе сохранить такую конструкцию было невозможно. Речи Посполитой нужно было либо отказаться от политических свобод и позволить появиться деспотизму, чтобы сохранить поместно-феодальную систему, либо дать мещанам гражданские права, освободить крестьян и свернуть таким образом на путь капиталистического развития.
Эпоха правления Станислава Августа Понятовского была отмечена попытками реформировать государственное устройство Польши. Речь шла о том, чтобы сделать монархию более эффективной, воспользовавшись примером стран Западной Европы. Конституция 3 мая стала шагом к достижению этой цели: она создала фундамент для осторожной модернизационной революции. Была создана конституционная монархия и внедрена концепция Монтескье о разделении властей. Хотя католичество объявили основной религией, конституция провозглашала свободу совести. Она наделила мещан гражданскими правами и взяла крестьян под защиту государства. В целом она формировала фундамент для создания современного государства, ликвидируя магнатскую олигархию и открывая путь для капиталистической модернизации.
К сожалению, магнаты и часть шляхты старались остановить развитие прозападных модернизационных тенденций. Созданная под покровительством Екатерины II Тарговицкая конфедерация предполагала, что подписавшие ее силы сохранят политические и социально-экономические привилегии, а взамен развернут страну в сторону той цивилизации, которую олицетворяет Россия. Союз русского империализма и кругов, выступающих против модернизации, обернулся крахом нового государственного устройства, а в итоге и Речи Посполитой.
Эффекты российского влияния
История Польши — это история передвижения границы между западной и российской цивилизациями. Наша страна идентифицировала себя с Западом, однако, ее силой включали в круг цивилизации Востока. Земли, захваченные Россией в результате раздела Польши, а потом Польская Народная Республика были не просто оккупированной территорией или образованиями, сохранившими государственность, но лишившимися суверенитета. Российские влияния всегда означали появление ценностей и институтов, вступающих в конфликт с нашим самосознанием. Период существования Первой Речи Посполитой позволил нам, однако, осознать, что политики могут стремиться сохранить некоторые элементы восточной цивилизации в политической системе, которая опирается на западные ценности. Крах Конституции 3 мая и разделы страны показали, что в Европе XVIII века сделать это было невозможно. Люди, которые управляют Польшей в наши дни, хотят пойти по стопам отсталой шляхты XVII-XVIII столетия, то есть внедрить в западную политическую структуру элементы восточной системы, суть которой — уничтожение правового государства и подчинение всех государственных институтов партийной олигархии. К каким последствиям это может сегодня привести?
Запад и Россия и сейчас представляют две разные цивилизации. Западная — это верховенство закона, демократия и гражданские права. Восточная (российская) — это коррупционно-автократический режим. Кремль создал вертикальную систему управления государством, которая позволяет коррупционерам пользоваться государственными благами. От сделок с государством берется своего рода «оброк», который попадает в руки людей, принимающих участие в управлении страной, в том числе президента и его окружения. Иначе говоря, вместо эксплуатации деревни появилась эксплуатация государства. Разумеется, коррупция существует и на Западе, но там вся правовая система устроена так, чтобы обеспечить борьбу с ней. В России ситуация выглядит иначе: там коррупция задает логику общественных отношений. Когда две цивилизации сталкиваются, возникает напряженность, при этом агрессивной стороной выступает Россия. Кремлевским олигархам нужен доступ к западному миру, возможность инвестировать в недвижимость Флориды, Калифорнии и Манхеттена, Баден-Бадена, Ниццы и Лондона. Объем российских ресурсов ограничен, и поэтому Кремль хочет распространить свои коррупционные стандарты на западные страны. Это главная цель его политики. В современных условиях доступ к богатствам других государств можно получить без территориальных завоеваний и оккупации, достаточно просто заменить институты, работающие на основании законов, институтами коррумпированными. Именно этого и добиваются российские олигархи.
Кремль начал с подкупа западных бизнесменов, позволяя им инвестировать в России, взамен он получил разрешение на реализацию своих политических интересов в тех странах, откуда приходит капитал. Постепенно он стал использовать более тонкие инструменты. При помощи кампаний в социальных сетях Россия вмешивалась в избирательный процесс в США и референдум по вопросу выхода Великобритании из ЕС, стремясь поставить под вопрос легитимность решений, принимаемых избирателями. Суть демократии — это суверенное проведение выборов и референдумов, если на него начинает оказывать воздействие другое государство, она лишается своего фундамента. Граждане, в свою очередь, теряют ощущение стабильности, которое дает им вера в демократические институты, а это создает пространство для деятельности популистов, которые стремятся навязать обществу свои принципы. Им нужно не общественное доверие, а повиновение власти, не толерантность, а поддержка их собственной идеологии. Неудивительно, что финансовую помощь популистским партиям в Европе оказывает в том числе Кремль. В итоге он получает возможность усомниться в жизнеспособности либеральной демократии и осмысленности европейской интеграции. Все для того, чтобы заменить западное верховенство закона коррупционными механизмами, которые работают в России. Ставки в этой игре очень высоки.
Авторитаризм и коррупция
Тот, кто думает, что Польша не находится в центре всех этих событий, ошибается. Ведь наша страна — это ключ к Центральной Европе и самое важное государство восточного фланга НАТО. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: от наших отношений с западными институтами и приверженности западным ценностям зависит, какую поддержку сможет наше сообщество оказать Украине, подвергшейся нападению России. Подрыв демократии и верховенства закона в Польше позволит Кремлю вести свою деятельность на территории всего нашего региона.
Как правило, постепенное внедрение элементов авторитаризма идет в паре с распространением коррупции. Ярким примером служит здесь Венгрия, где концентрация власти в руках премьер-министра и ликвидация независимых судов сопровождалась формированием олигархической системы, опирающейся на коррупционные механизмы. Вслед за этим в Венгрии усилились политические и экономические влияния Кремля.
Польша Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński) находится сейчас в начале пути, на который свернула страна Виктора Орбана. Цель, однако, уже намечена. Первый шаг — это ликвидация принципа верховенства закона. Если партии «Право и Справедливость» (PiS) удастся его совершить, она полностью подчинит себе государство. Уже сейчас партийная номенклатура начала эксплуатировать его ресурсы: сотрудники государственной администрации и принадлежащих государству компаний стали получать огромные зарплаты. Кто может гарантировать, что через какое-то время деморализованный и продажный аппарат «Права и Справедливости» не решит принять коррупционное предложение Кремля? В таком случае Польша начнет отдаляться от западной цивилизации и перемещаться в сторону российского Востока. Исторические реалии изменились, но «ПиС» занимается тем же, что Тарговицкая конфедерация. Отход от принципа верховенства закона в Польше отвечает внешнеполитическим целям Кремля.
Это контекст, в котором следует оценивать шаги Европейской Комиссии, заговорившей о проблеме отхода Варшавы от демократических норм. Защита институтов правового государства стала сейчас чем-то большим, чем стремление сохранить единство ЕС. Это фронт борьбы за то, чтобы Европейский союз (и в том числе Польша) не попал в зависимость от путинской России.
Авторам Конституции 3 мая не удалось прочно вписать Польшу в западную цивилизацию. Тогда период благоприятной международной конъюнктуры быстро закончился, но сейчас шансов у нас гораздо больше. Мы до сих пор связаны с европейскими структурами, нас защищают от открытой российской агрессии. Все зависит от того, готовы ли мы мобилизоваться. Перед нами выборы, на которых мы должны защитить нашу политическую систему и вернуть верховенство закона, иначе наша страна вновь начнет дрейф в сторону Востока.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 1 "Речь Посполитая впитала в себя черты обеих этих цивилизаций." 
| 6 В СССР , во времена моей молодости говорили :поляк - не нация , поляк это профессия" Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 6 Кончита ПТУРС, Сейчас говорят: "Поляк это диагноз" 
| 1 иначе наша страна вновь начнет дрейф в сторону Востока.___ Поленья, да вы не кому уже не нужны не Европе не Азии. Разве что СШП используют вашу территорию для своих нужд. Вы просто рынок сбыта. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 ilya-tr, Ну почему же? Если Китай начнет башлять, то Польша конечно отправится туда, куда уже отправилась Украина. А именно в Азию со своей продукцией. 
| 0 yipoxej, а что она может поставлять? продукты питания? в Китае нет потребности в дорогой продукции из Европы, они сами могут поставить туда тоже самое но дешевле. Технологии? - мало вероятно. 
| 0 ilya-tr, Конечно, продукты питания. Украина, например, поставляет в Китай кукурузу, а Польша сможет поставлять свою знаменитую картошку, возможно даже в виде чипсов 
| 0 ilya-tr, вы не правы. Польша, помимо рынка сбыта, является великолепным плацдармом. 
| 0 "...нас защищают от открытой российской агрессии". Тяжело ему наверное было писать этот текст под непрекращающиеся бомбардировки... 
| 6 С одной стороны - ангельская Европа, с другой стороны - дьявольская Россия, а посередине Польша, у нее и ключ есть от Центральной Европы. Куда ж ей с тем ключом податься, к умным или к красивым? Кто даст больше? 
| 5 "История Польши — это история передвижения границы между западной и российской цивилизациями"

| 1 Когда две цивилизации сталкиваются, возникает напряженность, при этом агрессивной стороной выступает Россия. Кремлевским олигархам нужен доступ к западному миру, возможность инвестировать в недвижимость Флориды, Калифорнии и Манхеттена, Баден-Бадена, Ниццы и Лондона. Объем российских ресурсов ограничен, и поэтому Кремль хочет распространить свои коррупционные стандарты на западные страны. Это главная цель его политики. 
| 7 Суть демократии — это суверенное проведение выборов и референдумов, если на него начинает оказывать воздействие другое государство, она лишается своего фундамента.Суть вашей "демократии" это культ Золотого Тельца.Это наркотизация народов посредством СМИ,которые в руках тех,либо других паразитов.Суть вашей демократии это лживые сисюны-интеллигенты обслуживающие правящих вшей,лгущие и холопствующие не выходя за рамки обще паразитических программ,защищающие свои сиси,как в реальной,так и в ирреальной экономике.В идеале ваша сучь.демократия должна быть строго пропорциональна количеству ден.знаков у тех,либо других группировок паразитов.Но и этого нет и никогда не было,поэтому самой сучь.демократической страной мира США правят тысяча евреев связанных круговой порукой,узаконивших ограбление огромного государства.А где демос кратос в переводе это народ правящий.Если тысяча евреев с огромными состояниями,если паучьи инстинкты это народ,то я тогда папа римский. 
| 6 начиная с XVI века: именно тогда появилась проходящая по Эльбе граница, разделяющая Запад с его развитой цивилизацией и отстающий от него Восток. 
| 4 Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции: Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 "Император Николай I спросил маркиза де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции..."
Показать новые комментарии (0)kirov43
----------------------------
- издревле поляки впитали черты обеих цивилизаций и западной, и украинской!
- кроме того, вместе испокон веков боролись с Россией!
Кончита ПТУРС
Suxar
ilya-tr
yipoxej
ilya-tr
yipoxej
2m
Serg.ham
yipoxej
Добропыхатель
И началась эта история восточнее Москвы, которую первым делом и захватили российские оккупанты Минин с Пожарским.
gardarik
???????????????????????????????????????????????????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Никак не узрел ключа... тем более - к Европе.
Пшеки только все "надувают" щеки да истерят по поводу соседа - России.
Коррупция не только там, где воруют (воруют то всегда и всюду), но прежде всего насколько широко и глубоко... как, например, в Украине. У них то украсть, кажется, нечего, страна слишком нища - но воруют широко и глубоко, и со взаимного согласия всей власти...
Helt60
intuzazist
--------------------------
Это когда в развитой Европе ведьм сжигали и мылись два раза в жизни? А на отстающем востоке Казань брали...................
zerber1978
— Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
— Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
— Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
— А вот все вместе они и есть русские
shg200
-----------------------------------
К моменту воцарения Николая I Великая Французская революция закончилась четверть века назад.
Кюстин посещал Россию в 1839 году, когда никаких революций во Франции не было.
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)