Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какую Россию хочет Владимир Путин?

© РИА Новости Пресс-служба Президента РФ / Перейти в фотобанкИзбранный президент РФ Владимир Путин во время церемонии инаугурации в Кремле. 7 мая 2018
Избранный президент РФ Владимир Путин во время церемонии инаугурации в Кремле. 7 мая 2018
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Помириться с Европой или окончательно развернуться в сторону Азии? Выбор президента России, чей новый срок начинается сегодня, будет иметь серьезные последствия для Старого света, считает постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д'Анкосс. Для многих представителей Запада, это станет подтверждением режима демоктатуры в России.

Помириться с Европой или окончательно развернуться в сторону Азии? Выбор президента России, чей новый срок начинается сегодня, будет иметь серьезные последствия для Старого света, считает постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д'Анкосс. 7 мая 2018 года Владимир Путин в четвертый раз произнес присягу при вступлении в должность президента России. Для многих представителей Запада, которые предпочитают видимость здравым рассуждениям, это станет торжеством диктатора, подтверждением режима демоктатуры в России и угрозой соседним странам или даже всему миру. Разве Хиллари Клинтон не сравнивала Владимира Путина с Гитлером?


Однако переизбрание Владимира Путина свидетельствует о том, что большинство его соотечественников согласно с его новым мандатом. Это подтвердили опросы и сами избиратели. Более 60% избирателей одобряют действия своего президента. Политическая стабильность страны — самое главное для российского общества. Память о хаосе 1990-х годов, навязчивая идея о распаде страны и внутренние беспорядки объясняют поддержку президента населением. Россияне считают, что бескрайняя территория России, многообразие населения — почти сто пятьдесят национальностей, три основные религии и огромное количество религиозных течений — оправдывают централизованное и авторитарное управление их президента. Более того, Россия упрочила свои позиции, восстановив статус мировой державы, которого она лишилась в 1991 году. Для россиян, роль, которую играет их страна в Сирии, ее способность участвовать в урегулировании крупных международных конфликтов, возмещает унизительное падение их страны в постсоветские годы, когда Россия исчезла с мировой арены.

 

Однако всем россиянам, и тем более Путину, известны слабые места страны. В первую очередь речь идет об экономике. Россия пережила долгий кризис, связанный прежде всего с падением цен на энергоносители и, в меньшей степени, с санкциями. Но настоящей причиной всех трудностей стала неспособность российской власти с 2000 года провести необходимые реформы. Речь идет о диверсификации экономики, инвестиционной политике, борьбе с коррупцией. Путин и Медведев не переставали сокрушаться по этому поводу, но не пытались ничего исправить. Нефтяные доходы оставались основным источником дохода России.


В политике, итоги правления Путина также неоднозначны. Масштабное оппозиционное движение 2012 года, не привело к появлению реальных альтернативных сил. Напротив, украинский кризис и конфронтация с Западом способствовали росту консервативного движения в обществе и власти. Об этом свидетельствуют патриотический дискурс и возврат к прошлому.

 

Какое место занимает Путин в этом развитии событий? Путин подает противоположные сигналы, несмотря на то, что в своих выступлениях он согласен с консерватизмом. В течение последних двух лет Владимир Путин допустил в органы региональной власти новое, по настоящему постсоветское поколение, практически не имеющее отношения к структурам безопасности и связанное скорее с частным сектором. Эти новоиспеченные региональные губернаторы, обладающие реальными полномочиями, могут стать предвестниками «Постпутинской смены». Он также пригласил в администрацию президента историческую фигуру либерального движения, бывшего премьер-министра Кириенко.


К этим сигналам добавляются заявления, сделанные во время ежегодного обращения президента к обеим палатам парламента, 3 марта, которые звучат как программа на предстоящий срок. В своем выступлении Путин объявляет о запуске огромного количества реформ с либеральным содержанием, настаивает на переходе к цифровой экономике, расширении гражданских прав и свобод и повышении качества человеческого капитала. Эта программа направлена в первую очередь на социальный прогресс и восполнение пробелов в области технологий. Речь идет о здравоохранении, образовании и инфраструктурах, в том числе путях сообщения в такой огромной стране. И Путин настаивает на своей конечной цели: вдвое сократить количество бедных людей в России. Значительные повышения заработной платы в последние месяцы свидетельствуют о том, что простым гражданам уделяется внимание и подтверждают социальные и политические установки.

 

Вторая часть программного выступления 3 марта не менее важна, она касается безопасности и международных интересов России. Как и в своей мюнхенской речи в 2007 году, Путин говорил о том, что Запад, имея в виду США, не могут претендовать на роль правителей мира. С тех пор отношения России с Западом, ведомым США, неуклонно ухудшались. «Перезагрузка» отношений между Вашингтоном и Москвой под руководством Обамы, потерпела неудачу, украинский кризис 2014 года отдалил Россию от Европы и США. Избрание Дональда Трампа, которое, казалось, было априори благоприятным для сближения Москвы и Вашингтона, привело к противоположному результату. Американский истеблишмент сделал Россию, предположительно повлиявшую на выборы в США, инструментом президентской политики. Любая мысль о «перезагрузке» в настоящее время недопустима.

 

Европейцы, в свою очередь, должны решить, продолжать ли следовать проамериканской антироссийской линии, которая им слишком дорого обходится. Если российско-германские торговые отношения продолжают развиваться, и Италия следует по тому же пути, то Франция особенно страдает от нынешней ситуации. И Путин мог интерпретировать приглашение Макрона как сигнал готовности восстановить российско-европейские отношения.

 

Путин должен решить в самом начале своего срока, каким путем он намерен идти. Укреплять отношения с Европой, сотрудничать с ней — независимо от сложных отношений с США — или решительно развернуться в сторону Азии и развивать свой евразийский проект. Россия уже наладила тесное сотрудничество с Китаем, которое слишком часто объясняется такой схемой: полтора миллиарда китайцев ищут территорию, которую сто пятьдесят миллионов россиян не могут заселить. В реальности же все по-другому. Китай — не единственный партнер России. Она наладила связи с Японией, Индией и несколькими странами Юго-Восточной Азии. Присоединившись к различным азиатским многосторонним форумам, она также вместе с Китаем возглавляет Шанхайскую организацию сотрудничества, представляющую собой стратегический союз. Российско-китайское партнерство привлекательно для части российской элиты еще и тем, что оно опирается на геополитический сдвиг в сторону Азии, усиленный китайским проектом «Новых шелковых путей», чей масштаб Европа еще не осознает. До настоящего времени Путин думал, что азиатское направление было чисто гипотетическим, и что прозападная линия останется в повестке дня. Но теперь все зависит от европейцев: сохранит Путин эту линию или решит, что разворот в сторону Азии более благоприятен для России.


Искушение сделать такой выбор велико, поскольку отношения России с бывшими республиками СССР представляют собой одно из самых больших разочарований этого века. Почти все бывшие республики СССР присоединились к НАТО (страны Балтии) или мечтают об этом (Украина, Грузия). Таким образом, все эти страны оказались под зонтиком США против России. Другие тяготеют к ЕС и проявляют недоверие к России. Считающиеся самыми надежными союзниками Москвы — Казахстан и Белоруссия — не менее далеки, чем остальные. Не сумев создать дружественное постсоветское пространство, точнее зону влияния России, она должна найти окружение, в котором она сможет существовать в качестве державы, с ее демократической волей, которая не противоречит русской истории и культуре. Лавров определил это стремление, сославшись на «постзападный демократический международный порядок, в котором каждая страна определяется своим суверенитетом». Такие амбиции присутствуют в большинстве стран, составляющих развивающуюся Азию. Для России будет большим искушением отдать предпочтение Азии. Если это произойдет, то с одной стороны, Европа потеряет часть самой себя, потому что Россия — это прежде всего Европа, и будет отрезана от Азии, эпицентра большой международной игры. Будем надеяться, что программа Владимира Путина, которую он представит после 7 мая, будет направлена на примирение России с Европой. Но его выбор также зависит от сигналов, которые он получит от европейцев.