Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

La Nación (Аргентина): конфликт между Россией и Украиной разделяет православную церковь

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкУчастники Крестного хода, посвященного 1030-летию Крещения Руси, в Киево-Печерской лавре в Киеве. 27 июля 2018
Участники Крестного хода, посвященного 1030-летию Крещения Руси, в Киево-Печерской лавре в Киеве. 27 июля 2018
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Ла Насьон» анализирует религиозное напряжение между Россией и Украиной в рамках Православной церкви, вызванное политическим конфликтом между двумя странами. Украина уже открыто заявляет о возможности вступления в НАТО, чтобы обезопасить себя от России. Напомним, что для России вступление Украины в НАТО однозначно станет актом агрессии, по словам Владимира Путина.

Украина бьется в конвульсиях и разобщена самым драматическим образом. Ее центральное правительство контролирует большую часть страны, однако некоторые районы вот уже четыре года находятся в руках сепаратистов, которых не отказываются до конца от идеи войти в состав Российской Федерации. Речь идет о востоке Украины.

Эта тема не только политическая, и она касается не только вопроса суверенитета над конкретными участками территории страны. Она является также, как мы увидим далее, сложнейшим религиозным вопросом, очень серьезно затрагивающим интересы Православной церкви. По своему конфессиональному масштабу данный конфликт не намного отличается от протестантской реформы, проходившей пять столетий назад.

На Украине более двух третей населения являются прихожанами этой церкви. Но в силу соглашений, действующих уже более трех веков, значительная часть православных украинцев до сих пор находилась под властью Московского патриархата, что сейчас, естественно, поставлено под вопрос.

Православная церковь в отличие от католической не имеет главного Патриарха: ничего похожего на папу у католиков. Каждый Патриарх считается верховным правителем в пределах своей собственной юрисдикции. Каждая Православная церковь является так называемой «автокефальной», то есть по существу независимой.

Все патриархи Православной церкви считаются равными между собой лидерами, за исключением одного очень важного момента, касающегося определения границ их соответствующих юрисдикций, то есть вопроса, относительно которого Патриарх Константинополя на протяжении всей истории разрешал и улаживал возникающие конфликты и противоречия. Сегодня это Патриарх Варфоломей с резиденцией в Стамбуле, называвшемся в свое время Константинополем и превратившемся затем в столицу Византийской империи.

Серьезный политический и военный конфликт между Россией и Украиной очень быстро создал напряженную обстановку по поводу деятельности Украинской православной церкви. До такой степени, что она приняла решение уйти от опеки Московского патриарха и превратиться в автономный Патриархат. Для этого, она обратилась за решением вопроса к упомянутому патриарху Варфоломею, который тут же собрал свой Синод, заседавший в течение трех дней. Он провозгласил без промедлений вердикт, направленный против Москвы и признающий полную автономию Украинской православной церкви с центром в городе Киеве, то есть именно там, где в свое время и зародилась сама Православная церковь.

Противоречия между Россией и Украиной привели к глубокому расколу между православными церквями обеих стран, который сейчас и признал таковым Патриарх Варфоломей.

Для Московского православного патриархата это означает явное поражение. Отношения между Патриархом Кириллом и Владимиром Путиным не только тесные, но и чрезвычайно афишируемые публично. Поэтому все православные лидеры в Москве отвергают решение Патриарха Варфоломея, которого сейчас они уже не считают первым Патриархом среди равных.

Православная церковь разделена на 14 поместных церквей. Границы некоторых из них совпадают с территориями народов Восточной Европы, а других со старыми регионами Византийской империи. Не менее трети всех приходов Украины Московский патриарх считает находящимися в его прямой юрисдикции. Этот вопрос, религиозный по своей сути, имеет, тем не менее, и достаточно сложные экономические нюансы, начиная с того, кто в конечном счете является собственником церквей, монастырей и другой недвижимости Православной церкви.

Для Владимира Путина, исчезновение элементов, на которых — в том числе и во времена коммунизма — основывалось культурное достояние народа, и всего того, что сегодня касается религиозных ценностей, способных объединить в социальном плане людей и сформировать основное ядро нации, имеет громадное значение.

Напомним, что Православная церковь родилась в 1054 году, когда Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Украинская православная церковь, со своей стороны, находилась под юрисдикцией Московского патриархата с 1686 года, то есть в течение трех столетий. Поэтому и тема такая раздражающая.

Религиозное напряжение между Россией и Украиной в рамках Православной церкви неизбежно отразилось и на ряде других восточноевропейских стран. Это и Сербия, чья православная церковь очень близка к своим единоверцам в Москве, городе, который она считает Третьим Римом. И Греция, христиане которой очень тесно связаны не только с православными сербами, но и с самим Московским патриархом. И даже в таком знаменитом монастыре, как Афонский, мнения разделились. Недавняя ликвидация Константинопольским патриархом зависимости Украинской православной церкви от Московского патриархата спровоцировала также потрясения в Белоруссии и Литве, которые в свою очередь исторически были более близки к Киевскому патриарху.

И вот прорвало весь этот сложный нарыв в религиозном поле, затронув мирное сосуществование внутри Православной церкви и обнажив глубокие трещины, которые будет не так просто закрыть. Особенно, если учесть, что в религиозном противостоянии эмоции имеют обыкновение перехлестывать через край.

Происходящее на Украине вызывает естественное недоверие окружающего мира к России. И не только в том, что касается проблем Православной церкви. В частности потому, что и другие недавние эпизоды вызывали серьезную озабоченность на Западе. Я имею в виду нашумевший случай отравления в Солсбери, в котором участвовали российские шпионы, а также недавнее раскрытие шпионского центра русских в Нидерландах.

Точно так же становятся причиной нервного возбуждения и непрерывные провокации русских военных самолетов и кораблей у различных границ и в воздушных пространствах, которые, кажется, уже превратились в постоянно нависшую опасность. Подобные действия снова создают такой климат напряженности, что напоминают нам моменты противостояния России с западными странами, которое наблюдалось во времена так называемой холодной войны. Последствия этих провокаций могут быть очень серьезными. Ведь очевидно, что незаконная оккупация Россией Крымского полуострова породила и вооруженные столкновения на востоке Украины с ужасным результатом в десять тысяч погибших, о которых сейчас уже почти не вспоминают. Но о которых невозможно забыть.

Чтобы еще более усложнить ситуацию, Украина уже открыто заявляет о возможности стать членом НАТО. Якобы, чтобы обеспечить себе «гарантии», чтобы не попасть снова под власть России. Эти устремления, тем не менее, пока не смогли реализоваться. Возможно потому, что это предполагает пересечение «красной линии» для Владимира Путина, который утверждает, что вступление Украины в НАТО для России однозначно станет «актом агрессии». Дополняя хаос в религиозном плане, Православная церковь Македонии только что объявила о своей собственной независимости.

В то же время американское правительство не признает законность оккупации Россией Крыма и Севастополя и поэтому продолжает сохранять суровые экономические санкции, наложенные Белым Домом на Российскую Федерацию.

До 2014 года на Украине было пророссийское правительство, возглавляемое Виктором Януковичем. Украинский экс-президент, под напором массовых уличных протестов, сбежал из своей страны в феврале 2014 года и с тех пор продолжает скрываться в России. И это не случайно. Россия продолжает проведение так называемой «реальной политики» (Real politik). В том числе и в религиозной сфере, что в полной мере соответствует реальности беспокойного времени, в котором мы живем.