Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Diplomat (Япония): укрепление российско-малайзийских отношений

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкВладимир Путин во время совместного фотографирования глав делегаций государств-участников саммита АСЕАН
Владимир Путин во время совместного фотографирования глав делегаций государств-участников саммита АСЕАН
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Малайзия, вероятно, будут углублять связи через сотрудничество в сферах обороны и торговли, считает автор статьи, анализируя контакты лидеров этих стран на недавнем саммите АСЕАН в Сингапуре и общую ситуацию в двусторонних отношениях, сложившуюся после неожиданной победы нынешнего премьер-министра Махатхира Махатира на всеобщих выборах 2018 года.

Недавно в Сингапуре завершился 33-й саммит АСЕАН и связанные с ним встречи. Ежегодный региональный саммит собрал в Городе льва (так переводится Сингапур — прим. ред.) множество национальных лидеров, среди которых были президент России Владимир Путин и премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. Примечательно, что Путин стал вторым лидером, с которым Махатхир провел двусторонние переговоры сразу после встречи с принимающей стороной, премьер-министром Сингапура Ли Сяньлуном. Путин также решил встретиться с Махатхиром сразу после общения с президентом Сингапура Халимой Якоб. Учитывая общие интересы обеих стран в поставках истребителей и сфере торговли, а также сигналы, посылаемые в ходе встречи, следует ожидать, что в будущем Малайзия и Россия будут стремиться к более глубокому сотрудничеству в экономике и вопросах обороны.

В настоящее время Малайзия располагает в общей сложности 28 боевыми самолетами российского производства. Из них 18 самолетов Су-30МКМ были закуплены предыдущим правительством в 2003 году и введены в эксплуатацию двумя партиями в 2007 и 2009 годах. Остальные десять — это истребители МиГ-29, которые начали службу в Королевских ВВС Малайзии (RMAF) в 1994 — 1995 годах. В прошлом году, когда правительством все еще руководил премьер-министр Наджиб Разак, был обнародован план закупки самолетов на два миллиарда долларов, которые должны прийти на замену 15-летним (так в оригинале — прим. ред.) МиГ-29. Однако процесс заключения соглашения был временно приостановлен после неожиданной победы Махатира на всеобщих выборах 2018 года. После создания нового правительства было объявлено о приостановке из-за бюджетных ограничений реализации некоторых планов ВВС, включая упомянутые выше закупки на два миллиарда долларов. Но позже новый министр обороны Мохамад Сабу пожаловался, что из 28 российских истребителей в настоящее время функционируют только четыре. По-видимому, у ВВС Малайзии есть острая потребность в расширении парка боевых самолетов: либо через обучение тому, как отремонтировать существующие, либо через закупки новых.

С точки зрения ремонта и модернизации, обращение к России — оригинальному производителю — является единственным вариантом для Махатхира и его правительства блока «Пакатан Харапан». Более того, похоже, что Махатхир склоняется именно к этому варианту, так как он, как сообщается, сказал Путину, что Малайзия хотела бы научиться обслуживать и ремонтировать самолеты.

Военно-техническое сотрудничество России и Малайзии началось в 1994 году и было углублено после создания в 1999 году российско-малайзийской межправительственной комиссии. Если Малайзия решит обратиться к России за дополнительной помощью по обслуживанию истребителей, то разного рода коммуникации и сотрудничество между двумя странами — от передачи технологий до обмена опытом — станут более регулярными. Кроме того, предложенная в 2016 году идея совместной разработки военной техники может получить шанс на возрождение.

Если Махатхир вместо этого решит вернуться к планам закупок для ВВС, российский МиГ-35 будет одним из вариантов, наряду с французским истребителем «Рафаль» и британским «Еврофайтер Тайфун». Однако «Рафаль» намного дороже МиГ-35 — за цену одного «Рафаль» (130 миллионов долларов — прим. автора) можно купить как минимум два МиГ-35 (55 миллионов долларов за самолет — прим. автора). И это не говоря уже о «Еврофайтер Тайфун», который еще дороже, чем «Рафаль», и обойдется в 175 миллионов долларов за борт.

Хотя для новой правящей коалиции в Малайзии усиление обороноспособности имеет важное значение, главным приоритетом правительства является контроль и сокращение огромного бюджетного дефицита; с этой целью кабинет министров блока «Пакатан Харапан» уже приостановил реализацию нескольких инфраструктурных мегапроектов. Это означает, что правительство, скорее, выберет более дешевый вариант, нежели решит покупать новые истребители. По информации малайзийского государственного информационного агентства Бернама, Путин также сообщил Махатхиру, что Россия заинтересована в заключении сделки по продаже самолетов Малайзии.

Помимо вопросов обороны, на встрече Махатхира с Путиным, естественно, затрагивалась тема углубления торговых связей между двумя странами. В последние годы Россия делает упор на развитие ненефтяных экспортоориентированных отраслей, о чем, в частности, свидетельствует открытие в 2015 году Российского экспортного центра. Малайзия на протяжении десятилетий проводит экспортно-ориентированную индустриализацию, а укрепление торговли является частью стратегии развития блока «Патакан Харапан».

Безусловно, возможности для роста двусторонних торговых отношений имеются. Малайзия и России не входят в число ведущих торговых партнеров друг друга. Более того, согласно базе данных Обсерватории экономической сложности (OЭC), более половины малазийского экспорта в Россию приходится на продукцию машиностроения, а более 70 процентов российских товаров, поставляемых в Малайзию — это минеральные продукты, что свидетельствует о наличии больших возможностей для диверсификации торгового сотрудничества обеих стран. Однако это не первый случай, когда лидеры двух государств договорились о расширении торговли, — Путин и Наджиб уже обсуждали этот вопрос на полях АТЭС в 2012 году. Несмотря на это, в течение следующих четырех лет общий объем торговли возрастал очень медленно, с 1,769 миллиарда долларов до всего лишь 2,19 миллиарда долларов в 2016 году. Для российско-малайзийской торговли вызовы и возможности идут рука об руку.

Махатхир, как известно, стремится диверсифицировать внешнеполитические отношения своей страны, в течение десятилетий балансируя между великими державами. Россия, обладая серьезными военными возможностями, безусловно, является одной из великих держав, с которыми Махатхир попытается сотрудничать. Между тем в последние годы отношения России с Западом не были гладкими, а это означает, что необходимость ладить со странами Азии, особенно Юго-Восточной Азии, похоже, становится все более важным аспектом внешней политики России. Также вероятно, это является причиной того, что в этом году Путин впервые приехал на Саммит стран Восточной Азии (EAS) в качестве официального участника (ранее он присутствовал на первом EAS в 2005 году в качестве гостя — прим. автора). Разумеется, что в таких условиях Малайзия является страной, с которой Россия хотела бы углублять отношения. Дело не только в том, что Малайзия является третьей по величине экономикой в Юго-Восточной Азии, но и в том, что новый премьер-министр страны славится свой критикой Запада.

В результате углубление двусторонних отношений отражает собой взаимную заинтересованность обеих стран. Исходя из национальных интересов Малайзии и России, наиболее вероятными направлениями развития сотрудничества являются сферы обороны и торговли.

Ли Сируй — научный сотрудник Научно-исследовательского института Китай — АСЕАН при Университете Гуанси в Китае.