Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): Россия совершает «разворот на Восток»?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подводя итоги прошедших на прошлой неделе встреч Путина и Медведева с лидерами азиатских стран, польское издание приходит к выводу, что это в первую очередь политическое заявление, адресованное Западу: Россия разворачивается к Азии, и у нее есть там партнеры, и главный из них — Китай. Российские лидеры подчеркнули, что в развернувшейся торговой войне между Китаем и США винят Вашингтон и поддерживают Пекин.

На прошлой неделе российские лидеры приняли участие в ряде многосторонних встреч на высшем уровне в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Президент Владимир Путин в ходе трехдневного официального визита в Сингапур (13-15 ноября) принял участие в саммите Россия — АСЕАН, а потом в Восточноазиатском саммите. Премьер Дмитрий Медведев 17-18 ноября присутствовал на ежегодном саммите АТЭС.

На саммите Россия — АСЕАН были подписаны два заявления: о выведении двусторонних отношений на уровень стратегического партнерства и о сотрудничестве в сфере безопасного использования информационно-коммуникационных технологий. В Сингапуре Путин провел также несколько двусторонних встреч с руководителями важнейших азиатских стран: Китая, Японии, Индии, Южной Кореи, Индонезии и Таиланда. Кроме того, он посетил церемонию закладки первого камня в основание Российского культурного центра и православного храма.

Комментарий

Участие российских лидеров в многосторонних встречах с ведущими азиатскими политиками было в первую очередь политической демонстрацией, призванной показать, что Россия все больше интересуется Азией. Запад (в первую очередь Европейский союз) должен был увидеть, что у Москвы есть перспективные экономические партнеры в этом регионе, а продление действия западных санкций приведет лишь к тому, что россияне будут ориентироваться в своих торговых контактах не на Европу, а на Азию.

Представителям российской властной элиты не приходится, однако, рассчитывать, что в этом регионе к ним будут относиться с особым пиететом. Примечательным в этом контексте было то, что сделал сингапурский премьер Ли Сяньлун, когда Путин не появился вовремя на назначенной встрече, которая должна была состояться 13 ноября. В отличие от западных лидеров, которые в подобных ситуациях обычно терпеливо ждут российского президента, глава сингапурского правительства перенес переговоры на следующий день.

Доля азиатских стран во внешнеторговом обороте России в период с 2013 по 2017 годы увеличилась с 21,9% до 25,5%, тогда как доля ЕС уменьшилась с 49,4% до 42%. Постепенный рост значения Азии в торговых контактах Российской Федерации наметился, однако, еще до того, как Запад ввел санкции. Эта тенденция появилась в период экономического кризиса в 2008-2009 годы (в 2008 году доля азиатских стран во внешнеторговом обороте РФ составляла 17,1, а ЕС — 52%).

Переориентация происходит главным образом за счет увеличения торгового оборота России с Китаем, доля которого в ее внешнеторговом обороте выросла с 7,6% в 2008 году до 10,5% в 2013 и 14,9% в 2017. Доля стран-членов АСЕАН составляла в 2008 году 1,4%, в 2008 — 2,1%, а в 2017 — 3,2%.

Оба азиатских саммита стали сценой столкновения Вашингтона и Пекина, находящихся в состоянии торговой войны. Ставка в этом конфликте — форма будущей системы международной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а, возможно, и в глобальном масштабе. В этой игре, как следовало из высказываний Путина и Медведева, Россия занимает однозначно антиамериканскую позицию. Она возлагает вину за развязывание конфликта исключительно на США и выступает в роли защитницы либерализма в международной торговле.

Осязаемым трофеем российской дипломатии стало согласие премьер-министра Японии Синдзо Абэ вести переговоры по урегулированию конфликта вокруг Курильских островов на основе «декларации 1956 года». Согласно этому документу Советский Союз заявлял о готовности передать Японии после заключения мирного договора два самых маленьких Курильских острова (10% спорной территории). От этой декларации вначале отказался Токио, а затем и Москва.

До сих пор Япония настаивала, что заключение мирного договора (а неофициально — активизация экономического сотрудничества с Россией) станет возможным только в случае возвращения всех четырех островов. Как сообщает японская пресса, Абэ обещал также не допускать появления на возвращенных островах американских войск, что соответствует позиции Кремля (при этом, согласно союзническому соглашению с Японией, США имеют право размещать свои базы на всей ее территории).

Реакция российской стороны на эти существенные уступки премьера Абэ показывает, что Москва не собирается отказываться от жесткого торга по поводу условий урегулирования спора. Продолжающиеся уже два года российско-японские переговоры на тему совместной экономической деятельности на спорных островах застопорились из-за процедурно-правовых проблем. На этом фоне возникают сомнения, склонят ли уступки со стороны Японии россиян изменить свой подход к проблеме, который на практике сводился к тому, что передавать острова они отказывались.