Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sankei (Япония): СПГ-проект в Арктике; японский частный бизнес сомневается

© РИА Новости Сергей МамонтовРабочие на строительной площадке завода «Ямал СПГ» и морского порта Сабетта
Рабочие на строительной площадке завода «Ямал СПГ» и морского порта Сабетта
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская газовая корпорация «Новатэк» зондирует почву на предмет участия японских «Мицуи» и «Мицубиси» в арктическом СПГ-проекте. Японские частные и государственные корпорации также обсуждают этот вопрос. Правительство Японии желает добиться развития переговоров по «северным территориям» и хочет использовать участие в газовом проекте в качестве переговорного козыря, сообщает японское агентство «Санкей».

Российская газовая корпорация «Новатэк» зондирует почву на предмет участия японских «Мицуи» и «Мицубиси» в арктическом СПГ- проекте. Японские частные и государственные корпорации также обсуждают этот вопрос. Правительство Японии желает добиться развития переговоров по «северным территориям» и хочет использовать участие в газовом проекте в качестве переговорного козыря.

Тем не менее частные компании ведут себя настороженно, исходя из экономической целесообразности проекта, поэтому им сложно прийти к общему знаменателю с властями.

Поскольку встреча глав России и Японии, которая может пройти на полях саммита G20 в июне, станет поворотной точкой российско-японских отношений, ключ к ней в том, смогут ли власти найти пути урегулирования этой проблемы.

«Новатэк» занимается реализацией второго СПГ-проекта на полуострове Ямал — строительство базы «Арктик СПГ-2». Предполагается, что общие расходы превысят три триллиона йен. «Новатэк» планирует инвестировать 60%. Французская «Тотал» уже объявила, что она вложит 10% от общей суммы. Российская сторона зондирует почву на предмет того, чтобы оставшиеся 30% взяли на себя Япония, Саудовская Аравия и Китай.

В ходе Пятого международного арктического форума, прошедшего в Санкт-Петербурге 9 апреля, президент Путин вновь подчеркнул важность развития Арктики.

«Поскольку существующие нефтяные месторождения когда-нибудь иссякнут, арктические СПГ-проекты заменят их. Это — крайне важный проект для администрации Путина. Он будет способствовать завоеванию новых азиатских рынков», — отмечает представитель Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам Дайсукэ Харада (Daisuke Harada).

В Арктике находится около 30% от общих необнаруженных запасов газа и 13% нефти. В результате глобального потепления в летний период количество льдов уменьшается, в связи с чем возросли ожидания по поводу увеличения поставок в Азию по Северному морскому пути. Это привлекло внимание к развитию новых проектов.

На этом фоне правительство Японии позиционирует участие в проекте Ямал-2 в качестве крупномасштабного экономического сотрудничества, которое будет способствовать развитию территориальных переговоров. Недавно японские власти через Японскую национальную корпорацию по нефти, газу и металлам передали корпорациям «Мицуи» и «Мицубиси» свое желание выделить на Ямал-2 около 50% от суммы общих инвестиций и поддержать участие в проекте, исходя из энергетической безопасности Японии.

Что касается отправки СПГ из Ямала-2, то в Европу она возможна круглый год, однако в восточном направлении — только летом, когда таят льды, и это связано с более значительными расходами. Поэтому для того, чтобы построить перевалочный пункт, правительство рассчитывает привлечь капитал Японского банка международного сотрудничества.

Мировой спрос на СПГ растет: в 2017 году Китай, склоняющийся к заботе об окружающей среде, обошел РК и вышел на второе место в мире по импорту СПГ. Опережение Японии — это вопрос времени.

Спрос на СПГ в юго-западной Азии также растет стремительными темпами. Эксперты полагают, что к 2023 году спрос и предложение сравняются. Из-за таких изменений на рынке в прошлом году крупные компании начали вновь инвестировать в большие проекты.

Кроме того, заинтересованные лица в один голос отмечают: «СПГ станет важным источником энергии для Японии и других азиатских стран перед тем, как они полностью перейдут на возобновляемую энергетику».

«Новатэк» также сможет показать конкурентоспособность в области производственных расходов, если они будут ниже затрат на производство американского сланцевого газа.

«Мицуи» и «Мицубиси» ведут переговоры по поводу стоимости приобретения прав, однако российская сторона ведет себя агрессивно, но при этом она до сих пор не может гарантировать убедительную для акционеров окупаемость. Французская «Тотал», объявившая об участии в проекте, также ведет переговоры о снижении цен, поскольку стоимость нефти снизилась по сравнению с прошлым годом, однако российская сторона не уступает.

Самый большой риск заключается в американских экономических санкциях против России. Действующие санкции не включают СПГ-проекты. Тем не менее если подобные санкции будут введены, негативного влияния не избежать.

«Россия объявила о субсидиях, а также снизила налоги на экспорт и юридических лиц, поэтому впервые этот проект приобретает реальные очертания», — отмечает Харада. Если Россия не откажется от этой политики и предоставит определенные гарантии, «Мицуи» и «Мицубиси» скорее всего примут решение об участии в проекте.

У Японии есть горький опыт: Россия предлагала ей акции «Роснефти», однако в конечном итоге они ушли швейцарской «Глинкор» (Glencore) и «Катар Инвестмент Осорити» (Qatar Investment Authority).

«Новатэк» хочет, чтобы окончательное решение об инвестициях было принято в этом году. Ожидается, что глава «Новатэка» Михельсон посетит саммит G20, который пройдет в Японии в июне. Удастся ли добиться определенных результатов к этому моменту? Времени осталось мало.

Ямал СПГ-2

Проект арктического СПГ, который реализует «Новатэк». Производственная мощность не отличается от СПГ-1: примерно 16,5 миллиона тонн. Запуск в эксплуатацию запланирован на 2023 год.

В проекте СПГ-1, который стартовал в декабре 2017 года, японские компании участия не принимают. Контрактов на прямые закупки также нет, однако в строительстве завода участвовали такие корпорации, как JGC, «Тиёда» и так далее. Проект финансировали Японский банк международного сотрудничества и другие зарубежные экспортно-кредитные организации.