Самые громкие выборы в Европе скоро начинаются. Нет, речь идет не о выборах в Европейский парламент, когда 28 стран-членов потянутся к избирательным урнам. Речь идет о назначенном на 18 мая песенном конкурсе Евровидения (EurovisionSongContest).
Евровидение — популярный телевизионный музыкальный конкурс, проводящийся ежегодно с 1956 года, разрешает голосовать из 41 страны, причем большинство имеющих в нем право голоса стран находятся в Европе. Но это — не единственный момент, политизирующий конкурс. Хотя организатор конкурса много времени рекламировал его как неполитическое, объединяющее народы мероприятие, так уж исторически сложилось, что политика на этом мероприятии доминировала всегда.
Даже место проведения «Евровидения» становится намеком на политические страсти. В юные годы этого конкурса его организатор — Европейский вещательный союз (EBU) — обсуждал, не лучше ли будет на табличке с именами участников указывать не страну происхождения, а название того или иного вещателя. В конце концов было решено выбрать первый вариант, потому что национальные обозначения короче и легче узнаваемы. Кроме того, национальность сразу вызывает множество эмоций — от патриотизма до предрассудков, — а это делает соревнование более увлекательным.
Именно поэтому голосование на Евровидении исторически становилось предметом политического анализа. И ученые, и журналисты рассматривают тончайшие мотивы, заставившие публику той или иной страны проголосовать за ту или иную песню. Этот акцент на родине или стране происхождения выступающего артиста превратил «Евровидение» в важный инструмент культурной дипломатии, а порой и в яблоко раздора.
Эти же тенденции можно увидеть и в этом году. Поскольку Нетта Барзилай, исполнительница из Израиля, победила на конкурсе прошлого года, конкурс 2019-го года проходит в Израиле, в Тель-Авиве. И один этот факт уже превратил конкурс в мишень для бойкота, лишения всяких статусов и привилегий. И все по той причине, что Израиль в разных странах норовят подвергнуть санкциям, что, естественно, опосредованно сказалось и на конкурсе, который Израиль к себе пригласил. Вопли возмущения по этому поводу были особенно мощными еще и потому, что г-жу Барзилай короновали буквально за несколько дней до вызвавшего бурю эмоций открытия нового американского посольства в Иерусалиме. К тому же и сама коронованная победительница, и израильский премьер объяснили, что хотели бы видеть «Евровидение» в Иерусалиме.
В течение последних нескольких месяцев знаменитости из разных стран подписывали коллективные открытые письма по этому поводу: одни подписывались за то, чтобы провести конкурс в Иерусалиме, другие — против такой перспективы. Участвующая в конкурсе исландская группа «Хатари» (которая сама себя позиционирует как коллектив играющих в стиле техно садомазохистских антикапиталистических панков) тоже не осталась в стороне — она и вовсе раскритиковала израильское правительство на чем свет стоит. Как на грех, накануне «больших репетиций» конкурса израильская «армия самообороны» и повстанцы в Газе обменялись отнюдь не дружественным огнем через границу, причем несколько человек было убитых и раненых. Угроза новых атак мрачной тенью нависла над столь важным культурным событием.
Впрочем, это не первый случай, когда конкурс Евровидения оказался в центре политических страстей. По сути, проведение «Евровидения» стало большой дискуссией о международных отношениях — только идет эта дискуссия под музыкальное сопровождение в стиле «Европоп». И если раньше главным политическим обвинением, поляризовавшим мнения вокруг «Евровидения», была цена мероприятия, то теперь причины стали совсем другие. Только в течение последних десяти лет телевизионные компании Армении, Грузии и России отказались от участия в конкурсах, проводившихся, соответственно, Азербайджаном, Россией и Украиной. Причиной была дипломатическая напряженность, а порой и прямой конфликт.
Есть и другая линия, по которой развивается политизация: конкурс стали выигрывать те артисты и те песни, которые несли в себе какой-то политический символизм. В 2014 году австрийская бородатая красотка Кончита Вурст сочетанием бороды с экзотическим женским обликом спровоцировала целое цунами дебатов по всей Европе о правах ЛГБТ-сообществ. В 2016 году украинский номер «1944» был посвещен «этнической чистке», в результате которой татары оказались «вычищенными» из Крыма. Песня вызвала обвинения в политизации в связи с произошедшей в 2014-м году аннексией Крыма со стороны Российской Федерации. Из-за этого песня могла восприниматься как намек. Ну, а песня израильтянки Барзилай «Игрушка» была явно вдохновлена радикальным движением за борьбу с мужскими приставаниями MeToo («И меня тоже»).
Хотя Европейский вещательный союз (EBU), вероятно, полон опасений по поводу того, как политика марает чистый бренд Eurovision (Евровидения), мои собственные исследования показывают: зрители с такой постановкой вопроса не согласны. На самом деле одна из причин, почему «Евровидение» сохранило популярность, — это как раз тот факт, что конкурс постоянно отражал политические и общественные перемены в Европе. Многим он видится своего рода барометром общественного мнения на континенте.
В этом году самой политизированной песней на «Евровидении» станет песня вышеупомянутой исландской группы Хатари (Hatari) «HateWillPrevail» («Ненависть победит»). Сценарий этого действа основан на ожидании нового апокалипсиса для старого света. Поскольку выборы в Европарламент последуют сразу после конкурса, боевой припев «ненавистников» (так расшифровывается название группы Hatari), обретает мощный символический подтекст: «Ненависть, ты победишь — Европе сердце ты пронзишь».
С этим открыто политическим припевом «Евровидение» может уловить сам дух, сам смысл нашего времени. Евровидению это, впрочем, уже не впервой удастся — опыт есть.
Дин Вулетич — специалист по истории современной Европы, историк из Венского университета и автор книги «Послевоенная Европа и конкурс песни «Евровидения»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Мне вчера звонили раз десять по поводу нашей участницы на "Евровидении", задавая одни и те же вопросы — одобряю ли я этот выбор, и каковы наши шансы на победу. Хоть я и устал твердить одно и то же, придется повторить: не имеет значения — кого посылать, главное, чтобы поехал (а) артист с номером, целиком и полностью сделанным в России и спетым на русском языке, а уж займёт или не займёт он там что-либо, не имеет ни малейшего значения. Наши опять купили банальную неброскую англоязычную песнюшку (на этот раз у израильтян), и опять собираются объяснять Европе, что сами мы ни на что не способны, и никакой своей культуры у нас нет. А по поводу победы — ну победил Дима Билан и что? Стал он хоть малюсенькой европейской звездой? Съездил хоть на одни маломальские европейские гастроли?.. Конечно же нет! Так на кой нам эта победа нужна, если она даёт лишь одно право — ввалить кучу российских денег в популяризацию английской культуры! Хотя... Если в руководстве нашей медиасистемы сидят скрытые враги или британские шпионы, то всё логично и оправдано. У нас был прекрасный шанс потребовать от организаторов этого насквозь прогнившего шоу — вернуться к первоначальным правилам проведения конкурса (всё поют на родных языках, ведут на них же, плюс никакой политики), и, если не захотят — красиво удалиться. Вот это было бы круто и соответствовало статусу великой державы, которая досталась нам от наших предков. А так, как сейчас... это позорище даже обсуждать не хочется. - Юрий Лоза, 2018 год. 
| 0 - янки сами же подогревают политический мотив Евровидения подобными статьями и... денежными переводами с посылками гуманитарной помощи* в Газу. 
| 0 Неужели кто-то до сих пор интересуется этой кучей дерьма - Евровидением? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 lutik, ага, с исследовательскими целями. Это мероприятие - своего рода "лакмусовая бумажка", которая отлично отражает процессы, происходящие в европейской политике, социуме, демографические и идеологические изменения. Например, по Евровидению очень заметно, как год от года прогрессирует болезнь толерастии - с каждым годом соответствующих перформансов становится всё больше и больше. Кто за кого голосует, опять же... Но для глаз и ушей всё это, бесспорно, тяжёлое испытание. 
| 0 Так это евровидение у богоизбранного народа, оказывается! А при просмотре в течение пяти минут твёрдое ощущение гей-парада в Берлине... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 ДОК, насчет "гей-парада": давно известно, что основные зрители Евровидения - домохозяйки и секс-меньшинства, а насчет "в Берлине": жаль, что до начала конкурса Израиль и Хамас замирились и Тель-Авив мало отличался от Берлина. Было бы замечательно если этот гей-парад сопровождался фейерверком ракет Железного купола, сбивающих Кассамы, летящие по гражданским объектам. Глядишь, сопутствующие спазмы анальных сфинктеров у борцов за права страдающих палестинцев помогли бы им понять то, чего они не могут понять головой 
| -37 С этим открыто политическим припевом «Евровидение» может уловить сам дух, сам смысл нашего времени. Факт, что в финал политизированные исландцы не попали, а словацкий дуэт в финал попал, опровергает измышления автора статьи. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 litovec11, исландцы в финале вообще-то. 
| 0 litovec11, кстати, вы Словакию и Словению попутали. Хотя, наверно, эти страны многие путают, совсем как Латвию с Литвой. 
| -37 Miss Understanding, Американцу подхрюкиваете. Традициям изменяете. В ваших традициях- аплодировать любой чуши против американцев. 
| 0 litovec11, и тут Остапаса понесло... Какому американцу, вы вообще о чем? США сроду в этом мероприятии не участвовали. Я всего лишь поправила вас, поскольку вы в своем посте все перепутали и наврали. В ответ - какой-то поток сознания, неизлечимо больного притом. Не надо так. 
| 0 Какому американцу, вы вообще о чем? litovec11, Автору статьи The Washington Post- Дину Вулетичу. Статью не читали? 
| 0 litovec11, я комментировала исключительно ваш искажающий факты пост, а не его статью. Как же я могу ему "подхрюкивать", если по существу его статьи вообще ничего не сказала? 
| 0 Да уж, как было: "Смотришь конкурс в Сопоте И глотаешь пыль, А кого не попадя Пускают в Израиль" Как всё перевернулось! Теперь уже Израиль стал заштатным Сопотом. 
| 0 сегодня в youtube попалось видео с нарезками о победителях евровидения с 1956 (с начала) и до 2018 соответственно. так вот там был один комментарий (собравший много лайков), ну просто огонь:"Вы тоже зашли сюда посмотреть с какого года начался песец?" пы.сы. надо сказать, раньше все страны пели на своих языках, без тупого эпатажа и нервных конвульсий, песни были песнями, а голоса прекрасными. и как мне показалось, вот это самый песец начался примерно с конца 90х 
| 0 "Именно политика много лет делала этот конкурс популярным". Неужели автор серьёзно считает, что этим высказыванием он открыл Америку? 
| -37 А я-то думаю, чего у меня сосед третий день песни поёт... 
| 0 "Евро" в названии означает Европу, деньги или евреев?
Показать новые комментарии (0)Забаненный
kirov43
lutik
Miss Understanding
ДОК
bergevg
litovec11
Miss Understanding
Miss Understanding
litovec11
Miss Understanding
litovec11
Miss Understanding
Добропыхатель
erisihton
Noblumbe36
Kvazar
0ncnjqybr
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)