С одной стороны, председательство Финляндии в Совете Европы закончилось успешно: Россия — по крайней мере, пока — не вышла из организации и не была из нее удалена. По мнению Финляндии и многих других стран, членство России в Совете Европы необходимо.

Но в то же время жаль, что вопрос о России стал главной темой председательства Финляндии.

Будет досадно, если заинтересованность и активность Финляндии снизятся, когда она вновь станет обычным членом Совета и станет председателем другой организации — на этот раз Европейского союза.

Финляндии не стоит забывать о Совете Европы. Финляндия должна проявить больше бдительности и готовности к активным действиям.

Потребность в защите демократии, прав ребенка и правового государства в Европе сейчас велика — как и в конце 1940-х, когда организация была основана.

Финляндия долгое время сотрудничала с Советом Европы, не являясь членом организации. Она стала членом Совета Европы лишь тогда, когда у организации больше не было политического значения, и когда граница, проведенная в годы холодной войны, начала исчезать.

Казалось, что вступление Финляндии в Совет Европы в 1989 году было связано с желанием не отделяться от Запада или со стремлением отделиться от Востока, к примеру, в вопросах прав человека и правового государства.

Совет Европы является интересной организацией для Финляндии с точки зрения ее международной роли и участия в ее работе.

В 1940-е годы Финляндия, заключившая с Советским Союзом Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, не хотела присоединяться к Совету Европы: тогда казалось, что она хотела держаться от него подальше.

Финляндия не участвовала в спорах сверхдержав, а также старалась не вступать в такие организации, которые могли давать странам-членам политические указания.

Когда на хельсинкской встрече министров Совета Европы обсуждался вопрос членства России в организации, многие страны придерживались того мнения, что членство России, которая не соблюдает международное право и условия членства, подрывает авторитет организации.

На конференции имени Леннарта Мери бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) сказал, что в знак протеста другим странам стоило бы покинуть организацию.

Однако выходить из Совета Европы и становиться лишь партнером организации все же не стоит. В современном мире легко и заманчиво проводить границы на основании взглядов и критиковать позиции или малоценность других.

Так поступает и сама Россия.

Однако Совет Европы предлагает ей возможность быть в каком-то отношении европейской страной и признать, что нечто общее у стран все-таки есть.

Совету Европы не выгодны внешние партнеры. Чтобы окрепнуть, организации нужны укрепить себя изнутри.

Организация могла бы стремиться к тому, чтобы подталкивать своих участников двигаться в правильном направлении, не сокрушая их достоинство.

С этой позиции решение организации о поддержке защитников прав человека является важным и правильным. Как и подтверждение того, что гражданские организации могут разумным образом принимать участие в деятельности Совета Европы.

Обновление отношений Парламентской ассамблеи и Комитета министров может со временем оказаться важной темой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.