Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Yeni Çağ (Турция): Казахстан готовится к историческим выборам

С решением президента и основателя современного Казахстана Назарбаева сложить полномочия эта страна вступила в новый политический процесс, за которым внимательно следит мир. В эти дни Казахстан готовится к президентским выборам, которые определят будущее страны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С решением Нурсултана Назарбаева покинуть президентский пост Казахстан вступил в новый политический процесс, за которым внимательно следит мир. Страна, которая добилась нешуточных успехов за последние годы, должна или выбрать, с кем быть — с Востоком или с Западом, или найти баланс между Россией и Китаем с одной стороны и Европой и США с другой, пишет турецкая «Ени чаг».

В воскресенье, 9 июня, Казахстан пойдет на избирательные участки, чтобы выбрать нового президента. Это будут седьмые по счету выборы с декабря 1991 года. Впервые за 29 лет президентская гонка проходит без участия лидера-основателя Назарбаева, когда обязанности президента исполняет другой человек. По данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, 11,9 миллиона избирателей выберут нового президента из семи кандидатов. За президентское кресло поборются: Жамбыл Ахметбеков (Коммунистическая партия), Дания Еспаева (партия «Ак жол»), Амиржан Косанов (Национал-патриотическое движение), Толеутай Рахимбеков (партия «Ауыл»), Амангельды Таспихов (Федерация профсоюзов Казахстана), Касым-Жомарт Токаев (партия «Нур Отан»), Садыбек Тугел («Орлы великой степи»). Кандидат в президенты Казахстана должен быть не моложе 40 лет, постоянно проживать в Казахстане как минимум последние 15 лет и хорошо знать казахский язык.

Прежде чем перейти к возможным результатам выборов, следует обратить внимание на то, как развивались события до этого момента.

С решением Нурсултана Назарбаева покинуть президентский пост Казахстан вступил в новый политический процесс, за которым внимательно следит мир. Хотя Назарбаев находился на посту президента 28 лет, в высшие эшелоны власти он пришел в 1989 году, когда был избран первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана. 30-я годовщина этого события даже будет отмечаться разными мероприятиями.

Уходя в отставку, Назарбаев в своем выступлении говорил о «казахстанском пути развития», имея в виду шаги, которые предпринимались на пути продвижения к поставленной экономической цели. У этой цели было три измерения: построение рыночной экономики, демонтаж тоталитарной идеологической системы и модернизация всех институтов общества. Действительно, проводить такой курс в условиях разрушенной технологической и экономической инфраструктуры, изолированного от мира общества с несформировавшимися институтами и, самое главное, стереотипным мышлением, было поистине непросто.

С этой точки зрения можно сказать, что под руководством Назарбаева Казахстан добился важных успехов. Уровень бедности снизился в десять раз, а доходы населения увеличились в девять раз. Если в первые дни независимости о Казахстане говорили «это государство долго не выстоит», то сегодня Казахстан вошел в 50 самых развитых стран мира. Была построена новая столица. Но это не значит, что проблем нет. Однобокий рост, зависящий от энергетических ресурсов и прежде всего нефти, отныне замедляется. Требуется поддержка промышленного и производственного секторов, создание новых рабочих мест. Крайне необходимо справедливое распределение доходов и более решительные действия в рамках модернизации институциональной системы.

И вот в такой момент Назарбаев по собственному желанию оставил пост президента и получил звание «елбасы», то есть «вечного лидера нации». В его выступлении по поводу решения об отставке больше всего обратило на себя внимание следующее предложение: «Как основатель независимого Казахстана вижу свою будущую задачу в обеспечении прихода к власти нового поколения руководителей».

Отставка Назарбаева обнаружила еще один реальный факт с точки рения административной и конституционной системы страны. Казахстан наряду со становлением самостоятельным государством продемонстрировал также наличие в своей структуре подготовленных за годы независимости кадров во многих сферах — от политики до дипломатии, от экономики до искусства. Самым примечательным примером этого процесса строительства стал спикер Сената Касым-Жомарт Токаев, представленный Назарбаевым в качестве временного главы государства. Несомненно, Токаев — главный фаворит на президентских выборах 9 июня.

Отличие Токаева

Токаев, занимавший пост председателя Сената — второй по важности в административной системе Казахстана — родился в 1953 году. С 1992 года он работает вместе с лидером — основателем страны Назарбаевым. Авторитет Токаева, который выделяется прежде всего своим опытом, закладывался очень давно. Во времена СССР, работая в посольстве в Сингапуре, Токаев начал заниматься внешнеполитическими делами и впоследствии назначался на разные должности. Он работал и в консульстве СССР в Китае. Наряду с английским, французским и русским Токаев хорошо владеет китайским языком. В 1991 году Токаев был назначен заместителем министра иностранных дел Казахстана, в 1994 году — возглавил внешнеполитическое ведомство страны. Один из важнейших вкладов Токаева в это время — воплощение в жизнь решения о ядерном разоружении страны. Затем в 1999 году Токаев занимал посты заместителя премьер-министра и премьер-министра. Находился на премьерском посту до 2002 года. Выполнял такие международные миссии, как заместитель генерального секретаря Организации Объединенных Наций и специальный представитель генерального секретаря ООН на Конференции по разоружению.

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкКасым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета
Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета

Токаев был главным сторонником решения о переходе Казахстана с кириллицы на латиницу. Открыто выражая отрицательное отношение к продаже территорий и земель иностранцам, он совершил свой первый визит в качестве временного президента в город Туркестан, где находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Учитывая жизненно важное значение отношений Казахстана с Китаем и Россией, с которыми он граничит, можно сказать, что миссией Токаева будет придание нового импульса развитию страны в условиях баланса. Но крайне важно показать миру, что после Назарбаева, который ассоциировался с управлением Казахстаном прежде всего благодаря сильной личности и историческим решениям, страна может сохранить существующую стабильность административной системы. Прежде всего политическую стабильность, экономическую и общественную стабильность…

С этой точки зрения в качестве возможных результатов и последствий выборов 9 июня можно назвать следующие.

1. Кандидатуру Токаева, учитывая прежние должности и некоторые его виды деятельности, могут поддержать граждане Казахстана, которые не являются казахами. Весьма вероятно, что в силу опыта, репутации и прошлых миссий Токаев победит на выборах. Кроме того, можно ожидать, что явка на выборах, которые станут беспрецедентными с определенных точек зрения, достигнет 85%. В этой ситуации можно прогнозировать, что Токаев как главный фаворит наберет порядка 80% голосов. Но следует подчеркнуть, что Амиржан Косанов от оппозиционного блока тоже может увеличить число голосов в свою пользу.

2. Становится понятно, что Токаев, который в ходе предвыборной кампании во многом делает акцент на продолжении политики Назарбаева, комплексном прогрессе в стране и институционализации, в случае избрания, сосредоточится на таких вопросах, как перераспределение экономических ресурсов и повышение доходов граждан, обеспечение прозрачности, преобразование бюрократической среды и особенно коррупция. Токаев отмечает, что ежегодно в стране совершается более двух тысяч коррупционных преступлений, называет коррупцию социальной болезнью и считает необходимым в срочном порядке создать механизмы противодействия ей. В связи с этим некоторые перестановки в правительстве или региональных администрациях, не обязательно масштабные, не станут сюрпризом.

3. Приоритетом во внешней политике станет продолжение решений и практик по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые не создадут проблем для независимости страны. Будет взят курс на построение баланса между Россией и Китаем путем инициативной дипломатии, ускорение процесса интеграции с соседними странами, использование преимущественно элементов мягкой силы, а наряду с этим — наращивание отношений с США и странами Европы посредством экономических и международных организаций. В отношениях с Турцией может начаться период еще более конструктивного межинституционального взаимодействия, особенно через такие совместные организации, как Тюркский совет и Тюркская академия. Первой целью станет увеличение двустороннего товарооборота до 10 миллиардов долларов.