Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Евроинтеграция де-факто: что осталось сделать Украине для внедрения соглашения об ассоциации (Европейська правда, Украина)

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкПрезидент Украины В. Зеленский посетил школу депутатов партии "Слуга народа"
Президент Украины В. Зеленский посетил школу депутатов  партии Слуга народа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Больше трех лет Украина выполняет «домашнее задание» по соглашению об ассоциации с ЕС. Работа рассчитана на восемь лет, и Украине осталось еще четыре с половиной года на ее реализацию. Программа должна быть завершена в нынешний президентский срок Владимира Зеленского и при новоизбранной Верховной раде. Автор рассматривает, что же должно произойти в течение следующих четырех с половиной лет.

«Быстрые победы»

На основании текста соглашения об ассоциации, оно заключено на неограниченный срок, но стороны осуществляют «всесторонний анализ достижения целей настоящего соглашения через пять лет с момента вступления в силу, а также в любое другое время по взаимному согласию сторон». Итак, до 1 января 2021-го года должен быть осуществлен всесторонний анализ достижения целей интеграции Украины во внутренний рынок ЕС в рамках выполнения УВЗСТ.

Для достижения положительного результата анализа, Киеву и Брюсселю необходимо определить список краткосрочных приоритетов интеграции Украины во внутренней рынок ЕС в рамках выполнения УВЗСТ до конца 2020-го года. Таким образом, приоритеты секторальной интеграции в ЕС можно разделить на несколько уровней приоритетности:

— сверхсрочные (до конца этого года);

— краткосрочные (до конца 2020-го года, то есть за 5 лет с начала использования УВЗСТ);

— среднесрочные (до конца 2023-го года, то есть времени окончания срока выполнения Украиной своего «домашнего задания» в последних из 14-ти секторов, определенных соглашением).

Из всех сверхсрочных приоритетов (до конца этого года) основным является интеграция на рынке газа.

Недавнее обновление приложения XXVII к соглашению об ассоциации следует рассматривать именно как шаг в этом направлении. В конце 2019-го года завершается срок контракта между Нафтогазом и Газпромом о транспортировке российского газа в ЕС через Украину. Интеграция Украины во внутренний рынок газа ЕС позволит изменить всю схему: европейские компании смогут покупать газ у Газпрома на украинско-российской границе, а транспортировка через территорию Украины будет уже предметом украинско-европейских соглашений.

Чтобы выполнить положения соглашения по рынку газа, Украина до конца этого года должна осуществить следующие мероприятия:

— обеспечить внедрение положений сетевых кодексов ЕС;

— реализовать основные шаги по анбандлингу (разделению видов бизнеса — прим. ред.) Нафтогаза для отделения независимого оператора газотранспортной системы Украины;

— пересмотреть схему возложения «специальных обязанностей» на рынке газа Украины, чтобы она соответствовала законодательству ЕС;

— внести изменения в конституцию и закон о НКРЭКУ, которые будут гарантировать юридическую, функциональную и финансовую независимость регулятора, в соответствии с положениями acquis ЕС.

«Быстрыми победами» новой Верховной рады в выполнении соглашения об ассоциации могут стать ряд готовых евроинтеграционных законопроектов, которые не смог принять предыдущий созыв Рады, в частности:

— в сфере стандартизации и рыночного надзора — нужно перерегистрировать и принять законопроекты № 7123 и № 10222, которые не успел рассмотреть предыдущий созыв Рады.

Принятие этих законов поможет убедить ЕС согласиться на заключение соглашения ACAA — «промышленный безвиз», который облегчит торговлю промышленными товарами и приведет к росту имиджа продукции made in Ukraine (сделано на Украине) не только в ЕС, но и во всем мире:

— в сфере таможни — одобрить принятые предыдущей Верховной радой в первом чтении законопроектов № 7473 и № 9532, согласно которым вносятся изменения в таможенный кодекс для внедрения института уполномоченного экономического оператора и упрощения транзитных процедур, которые существенно упростят таможенные процедуры и будут способствовать росту торговли (одновременно для нового правительства приоритетом должно стать ускорение создания государственной таможенной службы);

— в сфере публичных (государственных) закупок — внести изменения в действующее законодательство, как было предусмотрено отклоненным предыдущей Верховной радой законопроектом № 8265. Это позволит поставить перед ЕС вопрос об официальном формальном признании прохождения Украиной сразу двух первых этапов выполнения обязательств в этой сфере.

Шансы на пересмотр

Если несколько ускорить динамику выполнения «домашнего задания» и правильно построить коммуникацию с ЕС, то было бы вполне реально к концу 2020-го года осуществить следующие достижения в выполнении соглашения:

— признание со стороны ЕС украинских уполномоченных экономических операторов;

— присоединение Украины к единой транзитной системе ЕС (NCTS);

— заключение соглашения АСАА и ее распространение на дальнейшие сектора, кроме первых трех;

— признание эквивалентности системы санитарной и фитосанитарной защиты в ключевых секторах агропромышленных товаров;

— заключение соглашения о взаимном признании электронных доверительных услуг между Украиной и ЕС;

— принятие нового законодательства в сфере телекоммуникаций (что приблизит к получению режима внутреннего рынка для телекоммуникационных услуг);

— подписание, ратификация и вступление в силу уже давно парафированного (предварительно подписанного) соглашения о совместном авиационном пространстве (ведь брексит устранит блокирующее влияние спора между Великобританией и Испанией об упоминании аэропорта Гибралтар в тексте данного соглашения);

— решение двусторонних органов ассоциации о доступе к рынку государственных закупок на уровне не менее чем завершенный 4-й этап, то есть начало взаимного открытия рынка в большем объеме, чем это предусмотрено соглашением GPA в рамках ВТО;

— начало де-факто режима функционирования внутреннего рынка в секторе газа, а возможно, также и электроэнергетики;

— заключение соглашений с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией о совместном контроле на границе с Украиной и об открытии новых пунктов пропуска.

Подтвержденная эффективность выполнения СА предоставит основания в результате «всестороннего рассмотрения достижения целей» соглашения в конце 2020-го года предложить пересмотр ее положений в сторону усиления амбиций по поводу интеграции рынков.

Это путь к реализации потенциала промышленной интеграции, интеграции цифрового рынка ЕС, физической интеграции в транспортные сети ЕС (TEN-T) и экономической интеграции во всех секторах транспортных услуг, полной интеграции энергетических рынков товаров, финансовых услуг, публичных (государственных) закупок. Полученные решения ЕС об интеграции Украины в различные сектора общего рынка — лучший KPI (показатель достижения успеха) по выполнению экономической части соглашения. Это не отрицает самодостаточную ценность выполнения «домашнего задания» для внутреннего развития самой Украины. Но с точки зрения интеграции с ЕС важны именно такие решения.

Это означает, что в соответствующих приоритетных секторах нужно иметь не 50% или 75%, а все 100% выполнений «домашнего задания» — плюс, как показывает опыт получения безвиза и пробуксовка соглашения АСАА, все еще надо работать с ЕС для консолидации политической воли.

Это амбициозно, но, абсолютно прагматично, ведь последствиями интеграции в общий рынок ЕС будут иметь экономические выгоды для Украины: дальнейший рост объемов торговли и инвестиций, а, следовательно, и ВВП, бюджета и зарплат на Украине.

А все это уже является главным индикатором работы власти в глазах избирателей.

«Политическая часть» соглашения

Хотя в СА и упомянут термин «политическая ассоциация», но он остался совсем нераскрытым. Однако можно понять, что здесь прежде всего речь идет об уважении общих европейских ценностей, которые признаны основными элементами этого соглашения.

Здесь следует обратить внимание на тот факт, что формулировка соглашения этой части очень напоминает формулировку первого — политического — Копенгагенского критерия членства в ЕС («Стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека и уважение и защиту меньшинств»), выполнение которого было необходимо еще до начала переговоров о вступлении.

Это логично, ведь украинцы хотят иметь такой же уровень демократии, верховенства права и прав человека, как и в странах — членах ЕС. Итак, почему бы не поставить целью выполнение первого Копенгагенского критерия членства? Пока — как самоцель.

Но, в перспективе это должно стать аргументом для подачи заявки и начала переговоров о вступлении.

ЕС неустанно напоминает о борьбе с коррупцией и о судебной реформе как наибольших приоритетах для Украины. Некоторые шаги очевидны, но по многим вопросам существует различное восприятие успехов или провалов, нужных моделей и решений.

Учитывая все обстоятельства, очень уместным было бы официальное обращение к Еврокомиссии с просьбой о проведении оценки состояния дел с практическим соблюдением этих общих ценностей на Украине согласно внутренней методологии ЕС.

Конкретно речь может идти об оценке состояния борьбы с коррупцией на Украине в формате EU Anti-Corruption Report и оценку судебной системы Украины в соответствии с методологией EU Justice Scoreboard.

С одной стороны, такие комплексные оценки помогут максимально расширенно и объективно оценить состояние дел и определить ключевые индикаторы реформ, а также снять излишнюю политизацию, заручившись европейской экспертизой.

С другой — это привлечет Евросоюз к реальной оценке прогресса в этих сферах, что впоследствии, если Украина продемонстрирует приближение к показателям, которые имеют страны-члены, поможет обосновать логичность предоставления Украине перспективы членства в ЕС де-юре.