Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые надежды, прежние риски: перспективы урегулирования конфликта в Донбассе (Ośrodek Studiów Wschodnich, Польша)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польский журналист, комментируя ситуацию, которая сложилась вокруг урегулирования ситуации на Донбассе, подчеркивает, что Киев многим рискует, идя на уступки Кремлю. Следствием этого может стать серьезный политический кризис и дестабилизация внутренней ситуации, которые грозят пошатнуть позиции Зеленского, считает он. При этом опросы показывают, что установления мира в Донбассе ожидают 65% украинцев.

2 сентября в Берлине прошла рабочая встреча, связанная с подготовкой к первому с 2016 года саммиту в «нормандском формате» на тему урегулирования ситуации в Донбассе. После ее завершения глава украинского МИД Вадим Пристайко заявил, что Украина собирается предпринять шаги для завершения войны до конца года, а, значит, ей придется пойти на «определенные болезненные компромиссы». Это, как он отметил, связано с решениями, принятыми в предыдущий период, начиная с 2014 года.

Придя к власти, Владимир Зеленский постарался оживить международные переговоры на тему Донбасса, поскольку прекращение военных действий является для него одной из ключевых целей. В период избирательной кампании и после вступления в должность он неоднократно обещал, что будет стремиться урегулировать конфликт в максимально сжатые сроки. Украина не может позволить себе, чтобы современная ситуация на востоке страны оставалась в ближайшие годы неизменной, подчеркивал президент. Как показывают опросы общественного мнения (в частности, проводившиеся в июне Социологической группой «Рейтинг»), 65% украинцев ожидают, что президент установит в Донбассе мир. Это для них важнее, чем нормализация экономической ситуации (39%) или борьба с коррупцией (33%).

Новое украинское руководство приняло решение о возобновлении формальных и неформальных консультаций с Россией на тему урегулирования конфликта. Сразу же после вступления в должность Зеленский назначил юриста и кинопродюсера Андрея Ермака своим советником по Донбассу, поручив ему задачу поддерживать рабочие контакты с Кремлем. Президент также объявил, что украинская сторона разработала план действий по прекращению войны, но его детали пока не обнародованы. Одновременно Зеленский подчеркивает, что основой мирного процесса остаются Минские соглашения. После продолжавшегося много месяцев перерыва возобновились встречи в рамках «нормандского формата» на уровне советников (первая прошла 12 июля в Париже), также президенты Украины и России провели два телефонных разговора.

Комментарий

В течение последних трех месяцев украинская дипломатия значительно активизировала контакты с Францией и Германией — ключевыми государствами в европейской политике Киева. С первыми заграничными визитами новый президент отправился в Брюссель, Париж и Берлин, стремясь обеспечить себе политическую поддержку в процессе размораживания переговоров в формате «нормандской четверки» и надеясь, что при помощи Запада ему удастся выработать компромисс с Россией. Также в этот период Зеленский провел четыре телефонных разговора с канцлером Ангелой Меркель и три — с президентом Эммануэлем Макроном. Кроме того, прошло несколько встреч представителей Украины и американской администрации (в частности, глава украинского государства встретился с вице-президентом США Майком Пенсом в Варшаве и с советником Трампа по вопросам безопасности Джоном Болтоном в Киеве).

В то время как Киев активизировал усилия по запуску мирного процесса в Донбассе, на Западе заговорили о необходимости пересмотреть политику ЕС в отношении России, в том числе — приступить к постепенной отмене санкций. Наибольший резонанс произвело выступление Макрона 27 августа, в котором он, в частности, назвал изоляцию Москвы серьезной ошибкой и заявил, что Евросоюз должен сделать ей новое стратегическое предложение. Современный политический климат в Европе дает Зеленскому надежду на то, что его шаги по урегулированию ситуации на востоке Украины встретят поддержку. Более того, важнейшие европейские столицы будут сами подталкивать Киев к соглашению с Москвой, поскольку война в Донбассе считается основным препятствием, мешающим нормализации отношений между ЕС и РФ.

Действия Киева на международной арене и заметное смягчение риторики нового украинского руководства в отношении России подтверждают, что Зеленский хочет нормализовать ситуацию в Донбассе как можно быстрее. Высказывания людей из его окружения указывают на то, что Украина готова пойти на некоторые уступки, если они будут исходить из содержания Минских соглашений (этот документ во многих пунктах противоречит интересам Киева). Москва осознает, что Зеленский связан своими обещаниями, поэтому она надеется навязать Киеву свои условия. Ключевой вопрос для России — закрепление в конституции Украины специального статуса Донбасса в рамках украинского государства. Обретение этим регионом автономии стала бы частью процесса децентрализации, которому бы сопутствовала легитимизация подконтрольных Москве сепаратистов при помощи проведения выборов под международным наблюдением (так называемый план Штайнмайера). По сути это будет означать, что Россия сохранит контроль над Донбассом и таким образом сможет оказывать влияние на политику Украины.

Одновременно Кремль заинтересован в том, чтобы процесс урегулирования конфликта продвинулся вперед, если это, конечно, будет происходить на его условиях, ведь результатом может стать отмена или, по крайней мере, смягчение болезненных для российской экономики западных санкций. Важно, чтобы мирный процесс, о котором идет речь, не затрагивал Крым, поскольку его статус, по мнению Москвы, не подлежит обсуждению. В последние недели в риторике непризнанных Луганской и Донецкой народных республик наметились изменения: они начали подчеркивать, что их будущее — это объединение с Украиной.

Согласившись на уступки в отношении России, украинские власти совершат рискованный шаг. Не исключено, что часть общества сочтет соглашение, нарушающее интересы Украины, неприемлемым. Следствием этого может стать серьезный политический кризис и дестабилизация внутренней ситуации, которые грозят пошатнуть позиции Зеленского. Возможно, Киев решит провести референдум, чтобы утвердить договоренности с Москвой, но это потребует изменений в украинском законодательстве: сейчас там нет норм, регулирующих проведение плебисцитов (в прошлом году Конституционный суд признал закон от 2012 года «О всеукраинском референдуме» противоречащим конституции).

Переговоры на уровне лидеров в «нормандском формате» могут пройти уже в ближайшие недели. Это будет означать, что в ходе рабочих встреч удалось согласовать основные детали соглашения. Не исключено, что перед этим состоится готовящийся вот уже несколько недель российско-украинский обмен пленными. Благодаря ему Зеленский сможет укрепить свою позицию на Украине и предстать в образе эффективного лидера, а Россия — продемонстрировать Западу свое стремление урегулировать конфликт в Донбассе.