Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Foreign Affairs (США): святая дипломатия Франциска на Украине

© AFP 2019 / VINCENZO PINTOПапа Римский Франциск позирует с украинскими военными на площади Святого Петра в Ватикане
Папа Римский Франциск позирует с украинскими военными на площади Святого Петра в Ватикане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему Вашингтон и Ватикан не понимают друг друга, объясняет сведущий в вопросах политики и религии автор. Нейтральная линия папы в отношении Украины — пример того, как католическая доктрина и ватиканская дипломатия расходятся с внешнеполитическими предпочтениями США. По мнению Ватикана, внешняя политика Америки после холодной войны была чрезмерно милитаристской.

Когда-то Святой престол и Соединенные Штаты тесно сотрудничали. Так, при американском президенте Рональде Рейгане ЦРУ регулярно предоставляло сводки папе Иоанну Павлу II, поскольку Ватикан предпринимал согласованные с Вашингтоном усилия по поддержке демократического переворота в Польше. Эти времена прошли.

Трудно привести лучший пример упадка этих особых отношений, чем дипломатия папы Франциска на Украине. В прошлом году российско-американское соперничество в этой стране усилилось благодаря расколу между ответвлениями православной церкви. В прошлом году Украинская православная церковь решительно отделилась от Московского патриархата с явного одобрения США. Франциск не пошел вслед за США, напротив, он предупредил украинских католиков, чтобы они не вмешивались в православную опосредованную войну. Папа использовал свои отношения с важными игроками со всех сторон этого спора — в том числе в Москве, — чтобы снять напряжение. И он преуспел в этом до такой степени, что убедил противоборствующие стороны увидеть друг в друге человеческое, а это, в свою очередь, помогает преодолеть враждебность.

Ненавязчивое, закулисное посредничество Франциска связано с подходом к дипломатии, который он изложил в 2013 году в «Евангельской радости» (Evangelii Gaudium), своем первом апостольском обращении. В этом обращении Франциск выделил четыре принципа: что целое больше, чем часть, что единство преобладает над конфликтом, что реалии важнее идей, а время значительней пространства. Несмотря на то, что эти правила на первый взгляд абстрактны, к ним действительно сводится его стратегия, и они отражают его стремление к нейтралитету среди конкурирующих геополитических держав, включая Соединенные Штаты. Этот нейтралитет, в свою очередь, помогает вернуть Святейшему престолу статус крупного дипломатического игрока.

Христианство всецело и без предпочтений

Первый руководящий принцип Франциска — целое больше, чем части, — можно разглядеть в его нежелании принять чью-либо сторону в украинском религиозном конфликте. Католики составляют не более 10% населения Украины, но они издавна играли огромную роль в формировании национальной идентичности. Самая большая католическая община — это Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ), созданная в 1596 году, когда группа православных епископов согласилась признать владычество Рима при сохранении византийского литургического обряда. (На Украине есть также значительно менее многочисленные общины, принадлежащие к Римско-католической и Русинской грекокатолической церквям,- наследие истории Западной Украины как польской и австро-венгерской территории.)

УГКЦ решительно присоединилась к прозападной стороне внутреннего конфликта на Украине. Можно было ожидать, что и Франциск поступит так же. В Буэнос-Айресе он был в дружеских отношениях с архиепископом УГКЦ, бывшим советским военным по имени Святослав Шевчук, который в то время служил в крупной аргентинской диаспоре. Шевчук сейчас возглавляет УГКЦ и был видным сторонником протестов на Майдане 2014 года, с которых начался текущий конфликт. Шевчук призывал христиан противостоять «террористическому насилию и открытой военной агрессии из-за рубежа», явно намекая на военное вмешательство России на Украине.

Папа отверг конфронтационный подход Шевчука. Когда архиепископ назвал конфликт российским «вторжением», Франциск в ответ осудил его как «братоубийственную войну». В феврале 2015 года папа вежливо рекомендовал своим украинским епископам держаться подальше от политики, объяснив, что «чувство справедливости и правды в первую очередь является нравственным, а не политическим».

Франциск убежден, что за любыми конфликтами стоят чьи-то интересы, будь то военные, экономические или связанные с национальной гордостью. Но он относится к российскому империализму не более подозрительно, чем к тому, что он считает империализмом США — и Москва, и Вашингтон, по его мнению, одинаково корыстны и опасны. Поэтому он отказывается отдавать предпочтение одному сообществу христиан над другим. Все христианство является священным, поэтому противоборствующие стороны внутри него должны прийти к миру.

Универсальная церковь

Второй принцип Франциска гласит, что единство выше конфликта. Единство, которое он хочет сохранить, существует не только между разных общин католиков, но и между католиками и их православными братьями.

Православие — это семья из 14 автономных поместных церквей. Самая крупная из них — Русская православная церковь, к которой относятся более 100 миллионов верующих. В 1960-х годах Рим стремился преодолеть раскол с восточной ветвью христианства, но русская церковь была заперта за железным занавесом. Папа Павел VI заключил мир с Афинагором, патриархом Константинопольским и «первым среди равных» в международном православии. Вслед за этим правительство США, которое не доверяло руководителям русской церкви, подконтрольным коммунистам, выдвинуло Афинагора, гражданина США, в качестве главного человека в мировом православии. Когда Афинагор был избран Патриархом в 1949 году, он прибыл в Стамбул на самолете президента Гарри Трумэна.

Папа Франциск особенно сблизился с нынешним константинопольским патриархом Варфоломеем. Они вместе путешествовали по Святым Землям и Греческим островам, бывали друг у друга дома, а в июне этого года Франциск передал реликвию Святого Петра Константинополю. Тем не менее, Франциск и его дипломаты столь же близки к патриарху Кириллу и Русской православной церкви. В этом отношении он продолжает работу двух своих предшественников: в 1989 году папа Иоанн Павел II согласился восстановить некоторые дипломатические связи с Советским Союзом, а в 2010 году Бенедикт XVI, который рассматривал глубоко христианскую Россию как союзника против светского релятивизма Западной Европы — установил отношения между Москвой и Святым престолом в полном объеме.

При Франциске отношения Ватикана с Русской церковью, — теперь поддерживаемой российским государством, — расцвели. Отчасти из-за пастырской осторожности папы в отношении Украины в 2016 году Путин дал зеленый свет первой личной встрече Франциска и Кирилла. В международном аэропорту Гаваны лидеры двух церквей подписали совместную декларацию, в которой выражены общие религиозные, социальные и политические взгляды. Три из 30 пунктов декларации относились к украинскому конфликту, и лидеры обязались придерживаться линии против «участия церкви в этой конфронтации». Руководство УГКЦ было вне себя, но, по мнению папы, ради единства христиан — последнего желания самого Христа — нужно, чтобы Рим проявлял любовь и соблюдал баланс. Если бы Франциск открыто склонился в сторону Львова, он бы разжег пламя религиозной войны. Вместо этого он проповедовал сдержанность тем, на кого он имеет наибольшее влияние — лидерам УГКЦ, — надеясь таким образом сформировать отношение Русской православной церкви к верующим на Украине.

Москва и Константинополь в настоящее время борются за статус новой Украинской православной церкви, которую Варфоломей объявил автокефальной (то есть независимой от Русской православной церкви) в 2018 году. Русская церковь утверждает, что Варфоломея вынудили пойти на этот шаг бывший президент Украины Петр Порошенко и правительство США. Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Вашингтон поддерживает автокефалию в Украине. А Франциск и здесь приказал украинским католикам не вмешиваться.

Оставаться реалистом

Третий принцип Франциска заключается в том, что реалии важнее идей. Пережив «грязную войну» в Аргентине, Франциск (тогда известный как Хорхе Бергольо) начал презирать идеологию.

Эти взгляды он принес и на Украину, где предпочитает обращаться к реалиям бедности и усталости от войны, а не выносить вердикт по взаимным претензиям. В период с 2016 по 2018 год он собрал 18 миллионов долларов для 900 тысяч украинцев, большинство из которых были православными и либо проживали в зоне конфликта, либо были вынуждены покинуть свои дома. Деньги были потрачены в основном на продукты питания, медикаменты, социальные услуги по лечению посттравматических стрессовых расстройств и ремонтные работы по подготовке домов к зиме и установке котлов. Помощь оказывали непосредственно нуждавшимся людям под контролем папского нунция, которому Папа сказал, что его роль скорее благотворительная, нежели политическая.

Что касается церковного конфликта по поводу автокефалии Украинской православной церкви, то дипломаты Ватикана не считают, что верующими легко манипулировать. Большинство украинцев принадлежат к православной церкви, находящейся в ведении Московского патриархата и так просто не оставят своих епископов и местных священников. И многие православные верующие не считают, что должны объявлять себя приверженцами того или иного «бренда». Действительно, после поражения Порошенко на президентских выборах в апреле этого года украинское правительство прекратило попытки заставить приходы Московского патриархата присоединиться к автокефальной Украинской церкви. В июле новый президент Украины Владимир Зеленский написал в Твиттере: «Я призываю руководителей церквей к диалогу, чтобы объединить веру, а не разделять украинцев. В единстве наша сила и наше будущее». Это было заявление в духе Франциска.

Никакой спешки

Франциск считает, что рука Бога проявляется в истории, и что его работа заключается в том, чтобы способствовать примирению, не зацикливаясь на результате. Благодаря терпению и упорству хорошие вещи со временем развиваются. Это убеждение — время больше пространства — является четвертым принципом, определяющим дипломатию Святого престола. По мнению Папы, политика озабочена тем, чтобы занять позиции, получить преимущество и захватить пространство способами, напоминающими военные действия. Он же предпочитает продвигаться медленно, через личные встречи, которые постепенно создают любовь и взаимное уважение.

Недавние данные опроса подтверждают предчувствия Франциска. Со временем мнения простых украинцев становятся менее поляризованными, и они более склонны «мириться с разнообразием», говоря словами Франциска из «Евангельской радости». Ранее в этом году опрос общественного мнения в Киеве показал, что среди украинцев позитивные настроения в отношении России возросли с 30% в 2015 году до 57% сегодня.

Христианская дипломатия

Нейтральная линия папы в отношении Украины — последний пример того, как католическая доктрина и ватиканская дипломатия расходятся с внешнеполитическими предпочтениями США после окончания холодной войны. Папа Иоанн Павел II, например, послал выдающихся дипломатов, чтобы лично отговорить президента США Джорджа Буша от вторжения в Ирак, пророчески предупредив Буша, что война приведет к бесчисленным жертвам и долгосрочным беспорядкам в регионе, включая репрессии против христианских общин, которые станут козлами отпущения.

По мнению Ватикана, внешняя политика Соединенных Штатов после окончания холодной войны была чрезмерно милитаристской и не учитывала преимуществ мирной дипломатии. Были заметные исключения: Рим решительно поддержал ядерное соглашение администрации Обамы с Ираном и его сближение с Кубой. В целом, однако, Святой престол обеспокоен тем, что Соединенные Штаты прекратили оказывать свое некогда значительное нравственное влияние как страна, стремящаяся разрядить обстановку, поддерживать либеральный порядок и содействовать миру, выбрав вместо этого контрпродуктивную воинственность.

Однако агрессивная позиция Соединенных Штатов расчистила пространство для Ватикана. Пока Америка теряет свой престиж, а по всему миру растет число конфликтов, становится все меньше и меньше незаинтересованных сторон, стремящихся разрядить конфликты и создать пространство для альтернативных решений. На этой неделе Папа отправляется в трехстороннюю поездку по юго-восточной Африке, где начнет применять диалог, основанный на четырех вышеизложенных принципах, как основной дипломатический инструмент. Маршрут Франциска включает посещение Мозамбика в поддержку нового мирного соглашения и поездку на Мадагаскар, чтобы поддержать хрупкий переход страны обратно к конституционному правительству, предполагает, что Святой отец не испытывает недостатка в местах, которые ждут его участия.