Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Печат (Сербия): российское ядерное православие и преподобный Серафим Саровский

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор с симпатией относится к появлению в России священников, окормляющих военнослужащих. Отмечая враждебное отношение Запада к «смычке» церкви и обороны страны, издание объясняет это непониманием православных традиций. Оружие в этой традиции благословляют для того, чтобы его не пришлось никогда применить.

Путин — человек верующий, и его связь с предстоятелями Русской Православной Церкви, патриархами, как считается, сыграла ключевую роль в возрождении России. Важным сегментом обновления стала и армия, в которой официально служат люди, которых на Западе называют капелланами, — окормляющие солдат священники. Все больше растет значение «святых воинов», их подвигов, в честь которых организуются военные паломничества, а также «воздушные паломничества стратегической авиации».

Западные СМИ поразили снимки, сделанные в ноябре 2018 года, на которых священник благословлял комплекс С-400. Он предназначался для отправки в Крым, где будет оборонять этот российский регион от нападения с воздуха. В том же году Министерство обороны РФ объявило об освещении межконтинентальных ракет «Ярс» во время помещения их в шахты для несения боевого дежурства под Калугой на западе России. По российскому телевидению также показывали кадры, на которых священники кропят святой водой ракеты «Тополь», привезенные в Москву девятого мая на парад в честь Победы во Второй мировой войны. На Дальнем Востоке священник Максим Самохвалов благословлял самолеты Су-25, а потом так же благословлялись «Искандеры», ядерные подводные лодки. Речь не шла о бряцании оружием, поскольку все благословленные священниками вооружения считаются средствами защиты, предназначенными для спасения людей.

Известный русский священник Всеволод Чаплин в интервью интернет-изданию «Взгляд» назвал ядерные ракеты «ангелами-хранителями» государства, поскольку «только ядерное оружие спасает Россию от конфликта с Западом». Его слова вызвали шквал критики, прежде всего в Израиле, Великобритании и США. Стали появляться крайне необычные аналитические материалы с еще более причудливыми названиями: «Иконы на страже „российского Лос-Аламоса"» (американский портал War on the Rocks), «Священники укрепляют армию» (британский «Экономист»), «Российское ядерное православие» (этот заголовок появился в журнале «Нэшнл интерест», но на самом деле он является названием книги известного автора по имени Дмитрий Адамский). Упор делается на якобы несовместимость оружия и веры: «Усиливается религиозное рвение в российских вооруженных силах» («Экономист»), «Прекратит ли Русская православная церковь благословлять ракеты?» («Таймс») и так далее.

Содержание этих текстов сводится к тому, что Западу не нравится связка армии с русской церковью в любом виде, а благословление российскими священниками оружия и бойцов считается «верой в святую воду», то есть примитивным предрассудком и суеверием. Но если отбросить пропаганду, остается важный вопрос: может ли вера помочь офицерам осознать всю возложенную на них ответственность?

Религиозная «зараза»

По мнению автора книги «Российское ядерное православие», давно уже покойный Серафим Саровский не только является покровителем программы ядерного оружия, но и «несет ответственность» за сближение РПЦ и ядерного комплекса. Дмитрий Адамский (профессор, живущий и работающий в Израиле) утверждает, что церковь «укоренилась» в умах и сердцах российских политиков, а также чиновников и ученых ведущих институтов ядерной физики. Кроме того, эту «заразу» подхватили те, кто служит в космических силах Российской Федерации, а также офицеры и военнослужащие традиционных родов войск. Это, по мнению автора упомянутой книги, дает шанс на то, что политика России в области ядерного оружия изменится.

В книге «Российское ядерное православие» говорится, что роль церкви в российском обществе росла в три этапа. Первый этап пришелся на 1991 — 2000 годы (десятилетие возрождения), второй — на 2000 — 2010 год (декада возвращения к вере), а третий этап продолжается с 2010 по 2020 год (десятилетие организации).

Небесный защитник

На первом этапе общество ощутило потребность познать православие и возродить веру. Причем в оборонном комплексе царил «духовный голод», который Русская православная церковь могла утолить. Пасторское служение тогдашнего патриарха Алексия, а также нынешнего патриарха Кирилла сыграли важную роль в том, что «ядерная элита» приняла православие в качестве своего духовного ориентира. В то десятилетие, таким образом, все три составляющие ядерной триады обрели своих небесных покровителей.

По мнению Адамского, «десятилетия обращения в веру» важны, поскольку такова была государственная политика, то есть именно в то время Владимир Путин стремился вернуть России вес в международной политике. Отдельно подчеркивается, что российский президент — человек верующий и что связь Путина с патриархами сыграла ключевую роль в этом процессе. Тогда во всех местах дислокации российских вооруженных сил начали возводить церкви, а священников — официально принимать на службу. Вспомнили о «святых воинах», подвигах верующих воинов, в честь которых организовываются воинские паломничества по монастырям, а также «воздушные паломничества стратегической дальней авиации».

Тогда ядерный арсенал Российской Федерации превратился в важнейший инструмент национальной безопасности, а православие заняло значимое место в ценностной и идеологической системе. В этом контексте западные аналитики обратили внимание на заявление Владимира Путина, сделанное в 2012 году. Он говорил о важности духовности для единства русского народа и государства. Именно в упомянутое десятилетие православие превратилось в чрезвычайно значимую константу российской политики, так как россияне все чаще стали «вникать» в православие и под влиянием церкви из «номинальных верующих» превращались в прихожан, которые регулярно ходят на службы. Вместе с тем РПЦ обрела авторитетный голос в международной политике, в особенности в том, что касается Украины и Сирии. Также армия пополняется военными священниками, которые организуют паломничества, а на кораблях и подводных лодках российского флота появились молитвенные места.

В связи с этим важен и тот факт, что преподобный Серафим Саровский стал небесным защитником ядерных сил РФ. Западные аналитики насмешливо говорят, что РПЦ создала миф о Саровском, чтобы указать «на божественное происхождение советского ядерного проекта и неслучайность выбора места для создания первого конструкторского бюро, символом которого стал как раз упомянутый святой». (Именно в Сарове, месте «подвижничества» святого Серафима Саровского еще в двадцатом веке разместился центр разработки ядерного оборонного потенциала сначала СССР, а потом и новой России — прим. ред.)

Святое место

Преподобный Серафим родился в 1754 году и был отшельником, старцем, связанным с монастырем в Сарове. В 1903 году по распоряжению русского царя Николая Второго его канонизировали из-за аскетичного образа жизни и проповедей, а также способности лечить людей. Советская власть пыталась дискредитировать Серафима Саровского, и поэтому на месте монастыря, связанного с его именем, открыли конструкторское бюро по разработке ядерного оружия. Прилегающие к бюро территории назвали Арзамасом-16. Это был закрытый город, который называли русским Лос-Аламос. Бюро внесло большой вклад в создание многочисленных зарядов-носителей советского ядерного оружия, в том числе термоядерной бомбы РДС-220, которую называли царь-бомбой.

В 90-е годы прошлого века патриарх Алексий каким-то чудом обнаружил мощи Серафима Саровского и заявил о нем как о пророке. Потом церковь начала развивать взаимоотношения со Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики, оказывая ему тем самым поддержку (в те времена российские власти не финансировали этот сектор из-за кризиса и нехватки денег). Патриарх Кирилл (возглавляет РПЦ с 2000 года) полагает, что церковь внесла большой вклад в сохранение ядерного потенциала, поскольку в период, когда институты и программы в этой области не финансировались, РПЦ помогала им удержаться на плаву.

В 2005 году во главе корпорации «Росатом» встал Сергей Кириенко, который дополнительно укрепил связи ядерной отрасли и церкви. Саровский монастырь восстановили, и тогда стали появляться статьи, в которых говорилось: преподобный Серафим предсказал появление «ядерного щита» России и даже благословил его создание. Иными словами, российское ядерное оружие появилось по Божьему провидению, чтобы сохранить мир на Земле, а также русский народ, уравновесив американскую военную мощь и установив «баланс сил».

О том, что ядерные физики на самом деле считают Серафима Саровского своим покровителем, говорит тот факт, что во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики развесили 76 икон и 66 панно, посвященных связи Саровского с институтом. Кроме того, было закуплено 90 триптихов и 165 книг об этом святом — не только для сотрудников, но и для гостей института.

Русофобы начеку

Разумеется, все это не ушло от внимания русофобов. Один из них, Николас Гвоздев, написал в американском «Нэшнл интерест», что российская военная элита поставила себе цель — найти способ мотивировать людей к подчинению, чтобы тем самым сохранить государство и утвердить граждан России в необходимости его защищать. На Западе эта цель российской военной элиты вызывает насмешки (у таких аналитиков, как Дерек Реверон, Макубин Оуэнс и Гвоздев). Эти авторы ложно интерпретируют вполне оправданные опасения русских относительно сохранения их государства и не менее оправданное желание его защитить. Интерпретация американских авторов сводится к необоснованным утверждениям о том, что русские в этой борьбе действуют по формуле «умри — убей — плати». Сама эта формула трактуется так: русский, определившись, за что он готов умереть,во имя этой же цели готов убивать, а также приносить материальные жертвы, то есть платить.

Для американцев все это непостижимо. Они не могут расшифровать, что же такое «ядерное православие». Ведь в большинстве случаев американская военная элита вообще не знакома ни с православием, ни с историей славян, поэтому и не понимает богословской и культурной концепции православного общества.

В западном мире императора Константина чаще всего воспринимают негативно, считая его человеком, который изуродовал христианство, сделав его разрешенной религией в Римской империи. Он, мол, был циничным властолюбцем, который принял молодую религию, чтобы укрепить свою власть над древним Римом. В православном мире Константин канонизирован, так как, предприняв ряд мер и прекратив казни христиан, он сократил разрыв между царством земным и царством небесным. В России, как и во всем православном мире, сильных лидеров, которые принимали христианство, называли новыми Константинами или наследниками Константина.

Оборона как миссия государства

Таким образом, миссия государства и в особенности шаги, которые оно предпринимает для собственной защиты, рассматриваются в православии и как защита церкви, и как защита общества. С четвертого века православный мир верит, что государство — защитник христиан. Эту идею в дальнейшем разработали славянофилы в девятнадцатом веке, прежде всего Алексей Хомяков. Он писал о роли «стража», который выполняет трудную задачу по защите верующих от внешних врагов (не только в физическом, но и в духовном смысле, связанном с укреплением самосознания народа). Другие авторы тоже рассматривали эти вопросы, и когда появилась идея о Москве как Третьем Риме, появилось и обязательство русского государства защищать православных по всему миру.

Западные аналитики знают об этом контексте современной российской политики, и иногда даже объясняют его читателям. Как пишет Николас Гвоздев, после распада СССР церковь создала новый нарратив, согласно которому ядерное оружие и вооруженные силы существуют для защиты отечества и других великих целей. То есть ядерное оружие — это не столько оружие массового уничтожения, сколько гарант мира («оружие мира»). В связи с этим подразумевается, что российские военнослужащие, а также представители связанного с обороной научного сообщества, выполняют священную обязанность — бороться со злом. А и если они сдадутся, то совершат грех, поскольку зло неминуемо победит.

Сотрудничество церкви и армии не нравится, однако, британским аналитикам, которые пришли к выводу, что из-за него страдают религиозные меньшинства и нарушаются свобода вероисповедания и права человека. По мнению автора журнала «Экономист», подобное происходит потому, что положение священников РПЦ все больше напоминает положение прежних советских комиссаров. Их задача — поддержать политико-моральный дух бойцов, а также пресечь инакомыслие в духовной жизни.

Новый орган

В августе 2018 года в российской армии появился новый орган — Главное военно-политическое управление. Его возглавляет генерал в статусе заместителя министра обороны. Британским аналитикам это напоминает управление, которое повышало коммунистический энтузиазм в Красной армии. Одна из важнейших задач нового органа заключается в ориентировании бойцов на православную традицию. С этой целью будут готовить военных священников и собирать средства на строительство храма вооруженных сил. В следующем году его планируют открыть в подмосковном парке «Патриот». Храм вместит шесть тысяч верующих, а внешние стены будут покрыты контурами ракет и БМП. Внутри храма на иконах, разумеется, будут изображены события из Святого писания, а близ храма установят памятники святым покровителям вооруженных сил. Комментируя эти планы, начальник нового органа, генерал Андрей Картаполов заявил, что «формирование современного российского воина не может проходить без формирования в нем высокой духовности».

Понятно, что западным аналитикам не нравится, когда священники благословляют атомные подводные лодки, межконтинентальные ракеты и ядерные объекты. Также им не нравится и строительство православных храмов и присутствие военных священников в подразделениях российской армии. Их не устраивает соработничество государства и церкви, а также то, что два этих общественных института вместе встали на защиту ядерного потенциала как гаранта сохранения русского народа и России. Именно поэтому редакция издания «Экономист» пришло к выводу, что «руководство Церкви и Кремля старается укреплять боевой дух, а не миролюбие и смирение». Конечно, если бы все было наоборот, Запад остался бы доволен.