Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Karar (Турция): Путин поставил российское государство на ноги

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкРабочая поездка президента РФ В. Путина и премьер-министра РФ Д. Медведева в Северо-Западный федеральный округ
Рабочая поездка президента РФ В. Путина и премьер-министра РФ Д. Медведева в Северо-Западный федеральный округ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что такое «путинизм»? Почему Россия, будучи военной сверхдержавой, не в силах создать ни одного экономически успешного бренда? Доверяет ли Эрдоган Путину? За счет чего российский президент добился успеха на внешнем фронте? Известный турецкий исследователь «путинской России» ответил на вопросы колумниста «Карар».

Митат Челикпала (Mitat Çelikpala), известный своими исследованиями путинской России, ответил на вопросы колумниста «Карар» (Karar) Тахи Акйола (Taha Akyol).

Таха Акйол: Какой он, Путин? Как Россия, придя в упадок, снова стала сверхдержавой, хоть и военной?

Митат Челикпала: На самом деле Путин — не просто политический деятель, а скорее человек, выросший в структуре бюрократических механизмов государства бывшей советской системы. Когда Путин пришел к власти, Российская Федерация пребывала в тяжелом экономическом и политическом кризисе, в обществе царило недоверие к политикам, которых считали причиной всех бед. Путин стал символом обеспечения контроля над традиционной государственной бюрократической системой и противостояния коррумпированным политикам, а также нуворишам, которые назывались «олигархами» и подчинили себе экономический порядок за счет крупного западного капитала. Прекращение экономических и политических колебаний, усиление центральной власти и нормализация отношений с разными политическими силами, а также церковью и обществом сделали Путина влиятельной и ключевой фигурой в стране. Также следует добавить, что в этот период мировая экономика переживала рост. Повышение спроса и цен на нефть и природный газ одновременно с ростом мировой экономики и торговли, тесное сотрудничество России с европейским рынком и таким крупным рынком, как Турция, дали России очень большой ресурс. Приведем несколько цифр. Во время мирового кризиса 1998 года стоимость барреля нефти упала до 10 долларов, а в ранний период правления Путина — повысилась до 150 долларов. За два первых президентских срока Путина, с 1999 по 2008 годы, ВВП России вырос на 94%, а национальный доход на душу населения — в два раза. Размер российской экономики увеличился с 210 миллиардов долларов до 1,8 триллиона долларов. В этот период такие игроки, как Иран, Ирак, которые также обладают значительными энергетическими ресурсами, оказались за рамками энергетического уравнения, и Россия стала практически единственным безопасным вариантом. Благодаря этому Россия в 2005 году покрыла почти 15-миллиардный долг, который был взят у МВФ в 1990-е годы. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что с момента прихода Путина к власти Россия не брала кредитов и за пять лет смогла погасить долги, выплата которых растягивалась на 20 лет.

Что такое путинизм?

- Что означает понятие «путинизм», которое часто встречается в литературе?

— Понятие «путинизм» было введено в большей степени на Западе для определения стиля управления Путина. По сути, речь идет о преданной Путину команде, которая входит в его ближайшее окружение с самого раннего периода правления. Это группа людей, которые преимущественно были коллегами Путина по работе в Санкт-Петербурге, имеют юридическое образование, и даже опыт службы в разведке или муниципальных органах власти, и борются за власть. По-русски их также называют «силовиками», что можно перевести на турецкий язык как «güçlü adamlar». Путин при поддержке этой группы контролирует военную, экономическую, политическую структуры и обеспечивает их сохранение, внося при необходимости небольшие штрихи. Это централизованная, авторитарная система, основанная на сосредоточении всей полноты власти в одном центре. Путин здесь выступает как своего рода арбитр, посредник между время от времени конкурирующими друг с другом элементами, которых он сам назначает. Путин — это высшая власть. Обладая надпартийной идентичностью, он берет на себя роль в некотором смысле неприкосновенного «мудрого лидера», который не допускает ошибок. Акцент на силе, конкуренция со всевозможными крупными игроками под лозунгом «Россия — великая держава», а также такая риторика, как защита сфер влияния, определяют и внешнюю, и внутреннюю политику Москвы.

Китай — технологии, Россия — нефть

- Китай борется с США в экономике и сфере гражданских технологий. Россия — военная сверхдержава, но почему же в экономике она не смогла создать ни одного бренда?

— На самом деле причину следует искать в том, что определяющая роль в торгово-экономической системе России принадлежит государству. Энергетика, военные технологии, оружейная промышленность, а также сельское хозяйство — основные направления экономической деятельности России. В этих сферах, разумеется, есть созданные бренды. Но структура российской экономики не ориентирована на потребителей — людей, что в принципе напоминает Советы. Доминирует ресурсная экономика, и на ней строится существующий экономический порядок. Вот в чем ограничение. Россия при такой экономической структуре выглядит исключительно как поставщик ресурсов. Это удерживает Россию на первых строчках среди сил средней величины с торгово-экономической точки зрения. Если не учитывать военный потенциал, Россию нельзя назвать великой державой. Эта ситуация также определяет рамки российской внешней и внутренней политики.

«Теплые моря»

- Россия при Путине вышла к «теплым морям»?

- Да, через Турцию — из-за растущих связей в сфере туризма. А если серьезно, Россия снова вернулась на Ближний Восток и в арабский мир вследствие событий в Ливии и особенно Сирии. В этом регионе Россия выступает как альтернатива Западу, более конструктивный и генерирующий решения игрок. Отсутствие идеологического багажа, некоторые конструктивные формы военного, торгового и экономического сотрудничества превратили Россию в более заметного игрока в этом регионе. Определенную роль в этом, конечно, сыграл негативный образ, закрепившийся за западными странами, прежде всего США. Западные государства рассматриваются как «чужаки», которые приходят, вносят смуту, ломают повседневную жизнь людей, политико-экономический порядок и уходят. А Россия вернулась как надежный партнер, с которым можно сотрудничать в области наведения порядка и создания стабильности. Российские военные базы, российский флот в Средиземном море, господство России в воздухе, в то время как ее крупные конкуренты не имеют доброй воли и ресурсов, вывели Россию на передний план. Сегодня Россию, которая правильно и эффективно использует советское кадровое наследие, мы видим в качестве активного партнера в регионе, от Ливии до Сирии, от Ирана до Саудовской Аравии.

Турецко-российские отношения

- Как можно определить отношения Турции с Россией?

— В последнее время турецко-российские отношения развиваются так, что оставляют глубокие следы на международной арене и привлекают внимание к себе. Торгово-экономические связи, прогрессирующие на базе энергетики, распространились сначала на политическую, а затем и на военную сферу. Спор о том, приведут ли эти отношения в некотором смысле к смене орбиты для Турции, продолжается почти десять лет. Некоторые утверждают, что в связи с событиями в Сирии отношения России и Турции вышли на стратегический уровень. Я думаю, что это не совсем правильно. Такое впечатление возникает во многом под влиянием волнообразных отношений Турции с ее традиционными западными союзниками. У Турции и России есть непримиримые противоречия на многие важные вопросы. Нагорный Карабах, Армения и армянский вопрос, Кипр, Крым — лишь некоторые из них. Нельзя сказать, что два игрока смотрят с одинаковой точки зрения на события глобального масштаба, выдвигают похожие предложения решения проблем и пытаются вместе строить гармоничный порядок, начиная со своего ближнего зарубежья. Я рассматриваю турецко-российские отношения как тактические отношения, которые движутся вперед или откатываются назад в зависимости от времени и конъюнктуры. Взоры обеих сторон всегда обращены на евроатлантический мир. Их ожидания и будущее тесно связаны именно с этим направлением. Добрососедство и сотрудничество в отличие от периода холодной войны, конечно, выступают перед нами как положительные стороны двусторонних отношений. Но не нужно забывать, что Турция по-прежнему является членом НАТО, видит определенную угрозу со стороны России, и отношения двух стран формируются под управлением двух лидеров в зависимости от конъюнктурных событий. У российского и турецкого президентов похожие стратегии ведения переговоров, а также восприятие интересов. В этих условиях между ними, например, не возникает такого кризиса доверия, который возникает с западным миром. Лидерам удается избегать проблемных вопросов и видеть и оптимистично смотреть на различные ситуации. Но двусторонние отношения по-прежнему не институционализированы, недоверие и исторические страхи все еще сохраняются. Основную ось сотрудничества двух сторон в политической сфере и сфере безопасности определит вопрос о будущем Сирии, который еще более четко начертит границы их сотрудничества.

- Сможет ли Россия наравне с Западом обеспечить финансовые, инвестиционные, рыночные потребности Турции?

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно «да». В сфере инвестиционного сотрудничества Россия проводит политику в соответствии со своими приоритетами в Турции. Сотрудничество двух сторон в таких стыкующихся сферах, как энергетика, очевидно и реалистично, но выйти за его пределы не представляется возможным. Турция и Россия поставили цель — увеличить объем двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов, но экономики двух стран не обладают такими возможностями. Вместе с тем эти торговые отношения всегда развиваются не в пользу Турции. Турецкая сторона постоянно имеет дефицит, который вызывают и растущие цены на энергоресурсы. Российская экономика, которая в последнее время страдает под влиянием санкций, также не дает России возможности играть роль крупного инвестора. Одним словом, Россия в торгово-экономической сфере не обладает потенциалом игрока, способного заменить Турции Запад.

Турецко-американское соглашение

- Можно ли сказать, что в соглашении, заключенном между президентом Эрдоганом и вице-президентом США Майком Пенсом (Mike Pence), проблема безопасности границ Турции и партии «Демократический союз» (PYD) передается Дамаску и через Дамаск Москве? Насколько это безопасная ситуация?

— Здесь речь идет о решении на текущий момент. Рамки, очерченные с Россией в Сочи, по крайней мере пока, создали определенный временной интервал, который должен удовлетворить Турцию и устранить ее тревоги в сфере безопасности. Турецкие власти получили пространство для маневра, благодаря которому они смогут чувствовать себя комфортнее как на международной арене, так и во внутренней политике. В настроениях общественного мнения доминирует точка зрения о том, что вопрос безопасности и PYD / Отрядов народной самообороны (YPG) / Рабочей партии Курдистана (РПК) гораздо легче обсуждать с Россией, чем с западными игроками, и это обсуждение дает результаты в соответствии с ожиданиями и интересами Турции. Будут ли дальше развиваться события в этих рамках, покажет время. От этого зависит и дальнейший ход развития турецко-российских отношений. Своими военными операциями, а также переговорами и соглашениями с США и Россией турецкая сторона показала, что она никому не намерена доверять свою безопасность. Турция хочет получить результаты. В качестве такого сигнала следует рассматривать и заявление президента Эрдогана о том, что в случае устранения террористических элементов Турцию не будет беспокоить присутствие сирийского режима в соответствующих районах. Это шаг, который указывает на то, что с Дамаском будут созданы новые каналы взаимодействия. Но, с другой стороны, возникает вопрос: почему к этому пришли так поздно? Турция здесь не собирается доверять собственную безопасность Москве или Дамаску, а пытается нащупать почву, на которой сможет вести переговоры с ними, предпринимать совместные действия при необходимости.

Диалог Эрдогана с Путиным

- Эрдоган и Путин подписали соглашение из десяти пунктов. Россия не считает РПК террористической организацией. Каков ее взгляд на курдскую проблему на Ближнем Востоке? В какой мере ей можно верить?

— По этому соглашению мы можем видеть, что Россия в определенных пунктах учла чувствительные моменты для Турции. Но, с другой стороны, взгляд России на

понятие «терроризм» и «террористическая организация» отличается от взгляда Турции и западных игроков. РПК и ее ответвления время от времени рассматривались Москвой как инструмент, даже как партнер, хотя это, пожалуй, будет преувеличением. 1990-е или события, произошедшие сразу после уничтожения российского самолета, у всех в памяти. С этой точки зрения для России курды входят в число элементов ближневосточного уравнения, которые нельзя не принимать во внимание. Русские будут вырабатывать политический подход в рамках традиционных отношений. Так, мы видим, что Москва проводит серию открытых или скрытых переговоров аналогично флирту «администрация — сенат — PYD / YPG» в США. Становится понятно, что Россия в контексте отношений с курдскими элементами на поле боя, включая PYD / YPG, стремится быстро занять место США. Одним из решающих факторов здесь станет то, с какими силами пожелает сотрудничать Дамаск. Для России ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), например, является очевидной угрозой, а курды — нет. Думаю, что параметром, которому Россия тоже придаст значение, станет то, какие группы Дамаск посчитает угрозой. До настоящего времени к чувствительным для Турции вопросам проявляли уважение. Что будет дальше — увидим. Полагаю, Россия захочет использовать этот инструмент, хотя и не на основе таких тесных связей, как американцы. Но на каком уровне, в какой форме и против кого — это покажет время.

- Соглашение из 10 пунктов, подписанное Эрдоганом и Путиным в Сочи, фактически дополнило все эти события. Не могли бы вы коротко его прокомментировать?

— Последняя встреча в Сочи указывает на способность двух лидеров вести переговоры друг с другом и достигать согласия. В последнее время эта способность была гарантом принятия нужных решения, если не учитывать инцидент, связанный с уничтожением российского самолета, и восемь месяцев после него. Смогут ли лидеры продолжать в том же духе, разумеется, покажут события на поле боя в Сирии. Из-за сирийского вопроса стороны оказывались на грани очень серьезного разрыва. Произойдет ли нечто подобное в дальнейшем? Я не могу с уверенностью сказать «нет — не произойдет». Но мы видим, что лидеры «обжегшись на молоке, дуют на воду», занимаются урегулированием сирийского вопроса на двустороннем, в том числе высшем, уровнях. Позиции западных игроков, прежде всего США, тоже продолжат оказывать влияние на баланс сил в регионе.