Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Advance (Хорватия): их оставили ждать у дверей. Отдаст ли Макрон Балканы в руки России и Китая?

Чем судьба балканских стран, не входящих в ЕС, похожа на сирийских курдов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Балканские страны, которым Макрон закрыл дверь в ЕС, какое-то время еще будут стучать в его двери, но вскоре отправят своих делегатов в Москву и Пекин согласно плану Б. Хотя есть еще один вариант — США. Поэтому возникает вопрос: для кого Макрон открывает балканские двери, закрывая двери в ЕС?

16 лет назад, когда еще ни Словения, ни Хорватия не входили в Европейский Союз (Словения стала его членом в 2004 году, а Хорватия — в 2013), в Греции прошел саммит стран Европейского Союза и государств так называемых Западных Балкан. Там всем участникам было заявлено, что «будущее Балкан — в Европейском Союзе». В то время так оно и казалось, и это заявление не делали с фигой в кармане. Единственное, чего ожидали от балканских стран, было то, что они сами «приведут себя в порядок» и в хорошей «форме» (а также готовые к бизнесу) станут членами Европейского Союза.

Альтернатива? Ее не было, или, возможно, она вырисовывалась только в долгосрочной перспективе. «Восток» как таковой в качестве мощного аналога Западу и не упоминался. Россия тогда только начала восстанавливаться после «шоковой терапии» 90-х годов. Владимир Путин уже пришел к власти, но в то время его все еще считали важным западным союзником, на которого можно рассчитывать. Китай же, в свою очередь, «молчал и работал», создавая экономический мега-локомотив, который только в последнее время громко заявил о себе. В 2003 году никто всерьез не задумывался над тем, чтобы выбрать Китай вместо Европейского Союза.

Как же все, о чем написано выше, изменилось с тех пор! Все разговоры о «будущем Балкан в Европейском Союзе» закончились после вступления Хорватии. Так Западные Балканы оказались на самом деле дополнительно разделены еще на две части: на «Западно-Западные Балканы» и «Восточно-Западные Балканы». Все, кто восточнее Хорватии, уткнулись носом в дверь европейской стратегии, которая довольно сильно изменилась, и новым неумолимым «швейцаром» стал французский президент Эммануэль Макрон. В конце прошлого месяца он наложил вето на вступление Северной Македонии и Албании в Европейский Союз (а на самом деле вообще на дальнейшее расширение Европейского Союза). На уровне всего Европейского Союза нет необходимого консенсуса в этом вопросе, но все понимают, что если подобное решение приняла такая страна, как Франция (и если ее видение будущего ЕС вскоре поддержит Германия), то поделать уже ничего нельзя.

Очень плохие новости для тех, кто строил свою политическую карьеру на Балканах, намереваясь провести реформы, которые в итоге, согласно уговору, были бы вознаграждены вступлением в Евросоюз. Эти люди, такие как македонский премьер Зоран Заев, теперь обречены на сокрушительное политическое поражение, так как больше ни на что они не способны. Заев сам объявил досрочные выборы, на которых, по-видимому, проиграет, и тогда к власти вернутся его правые конкуренты.

Разумеется, это не единственное последствие решения Макрона, закрывшего двери в ЕС. Балканские страны, которые не вошли в Европейский Союз, не останутся «ничьей землей» в широком геополитическом смысле, так как им это, с идеологической точки зрения, просто невыгодно.

Как я уже сказал, мир за последние 15 лет довольно сильно изменился (и эти перемены, то есть укрепление России и Китая, продолжаются в том же темпе), а значит, балканские государства, лежащие за пределами Европейского Союза, вынуждены будут искать себе других партнеров.

Эти страны можно в каком-то смысле сравнить с сирийскими курдскими бойцами. Они сотрудничают уже много лет с западными силами, прежде всего с Соединенными Штатами. Однако в момент, когда наметился разрыв этого сотрудничества, они охотно и без всяких колебаний отправили своих представителей в Москву и Дамаск. И не потому что страстно этого желают (ясно, что это не так), а потому что просто вынуждены. Они нуждаются в сотрудничестве и защите хотя бы одной сильной стороны, так как без этого просто превратятся в пушечное мясо для врагов (в данном случае для турецких войск и протурецких боевиков).

То же можно сказать и о таких странах, как Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Албания и Северная Македония. Они еще какое-то время будут стучать в двери Европейского Союза, но, осознав, что для них она закрыта, вскоре отправят своих делегатов, согласно плану Б, в Москву и Пекин.

Если каким-то чудом двери Европейского Союза все-таки откроются, эти страны тут же поспешат туда (опять-таки сходство с сирийскими курдами, которые снова и снова возвращаются к американцам по первому зову, забыв, в какой уже раз те бросили их на произвол судьбы).

Как в свое время курды поддерживали отношения с Дамаском и Москвой (даже сотрудничая одновременно с США), так и эти балканские страны уже начали временное сотрудничество с «державой Б», чтобы упростить себе жизнь в случае, если сценарий, представленный Эммануэлем Макроном, будет реализован.

В последнее время Сербия стала главной целью китайских финансовых инвестиций в этом регионе Европы. А в соседней Боснии и Герцеговине Китай сделал уникальное крупнейшее вложение со времен войн 90-х годов, построив огромную ТЭЦ в Тузле (этот проект вызвал большую обеспокоенность у граждан в связи с влиянием ТЭЦ на окружающую среду и здоровье человека). Что касается Черногории, то там китайские компании строят автобан стоимостью полтора миллиарда долларов США.

Россия и Китай воплощают собой растущий «Восток». Они действуют в тандеме, и их роли вот уже некоторое время четко распределены. Китай «строит» и не вмешивается в политику, а Россия занята как раз политикой и, прежде всего, энергетикой. Координация между Москвой и Пекином на самом деле существует, и они нуждаются друг в друге, так как вместе могут завладеть этим новым рынком. Так, например, Россия уделяет больше внимания усилению политического влияния в этих странах, а Китай поддерживает ее устремления, осознавая, что тем самым Россия облегчает путь его инвестициям.

Китайские и российские инвестиции привлекательны по нескольким причинам, и одна из них, разумеется, заключается в том, что они поступают без всяких условий. Чего не скажешь Европейском Союзе. Он предъявлял к потенциальным новым членам (пока хотел их видеть в своем составе) исключительно высокие требования, касающиеся прав человека, устранения коррупции, исходя из того, что все это необходимо для процветания бизнеса.

Китай смотрит на все это совершенно по-другому. Коррупция? Права человека? Какая разница, если возможна хорошая сделка. По сути и Евросоюз, и Китай относятся к этим странам эксплуататорски, но философия вступления в ЕС весьма отличается.

Конечно, Россия и Китай не единственный вариант, который остается, когда ЕС захлопывает двери. Всегда есть еще Соединенные Штаты. Поэтому возникает вопрос: закрывая двери в ЕС, для кого Макрон на самом деле открывает балканские двери? Для России, Китая или, возможно, США? Не секрет, что в последнее время Макрон и президент США Дональд Трамп сходятся во мнении по все большему количеству вопросов (в отличие от Трампа и Меркель, между которыми с самого начала сложились прохладные отношения, которые со временем становятся все холоднее). Недавно Макрон заявил, что НАТО переживает «клиническую смерть», и хотя США — ведущее государство альянса (американцы многие десятилетия использовали его в качестве инструмента собственной внешней политики), вероятно, это заявление понравилось Трампу. Ведь будь его воля, он вообще избавился бы от НАТО, так как для операций в разных уголках мира ему вполне достаточно лозунга «Господи, благослови Америку!», и он не нуждается в прикрытии в виде трансатлантической коалиции.

Кто-то считает, что решение Макрона отказаться от дальнейшего расширения Европейского Союза дает США шанс немедленно действовать и легко усилить свое влияние на Балканах. Конечно, балканские страны могут попытаться вновь разыграть карту «неприсоединения», но сегодня подобные схемы труднореализуемы. Хотя на самом деле в случае успеха это был бы самый лучший вариант.

Если Евросоюз отступится от Балкан, где сегодня пользуется самым сильным влиянием благодаря самому большому торговому обороту, значит, официально начнется гонка за влияние на Балканах. В нее могут вступить Соединенные Штаты с одной стороны и Россия и Китай с другой. Заинтересован ли в этом Трамп? Возможно, это даже не столь важно, так как американскую стратегию на Балканах реализовывал бы не он, а те люди, которые уже давно тут присутствуют и рассматривают подобный вариант уже много лет, если не десятилетий.

Но в связи с гипотетическим «разворотом к Балканам» Трампа существует одна проблема. Чтобы удержать Балканы в западной сфере интересов, ему, во-первых, пришлось бы уговорить Макрона не закрывать двери Европейского Союза. Поскольку, в конечном счете, вступления в ЕС и экономического развития хотят все страны. Сами Соединенные Штаты не могут этого предложить балканским странам (если только радикально, очень радикально не изменят свою внешнюю политику, а этого не случится). То естьТрамп будет просить Макрона (а просить он не любит) продолжить расширение Европейского Союза (его Трамп тоже не жалует)? Звучит неправдоподобно.

С другой стороны, точно так же маловероятно, чтобы США на тарелочке с голубой каемочкой преподнесли несколько европейских государств державам Востока, так как сейчас Соединенные Штаты активно борются за сохранение влияния даже в менее привлекательных регионах мира.

А что сам Макрон? Почему он вдруг выступил против дальнейшего расширения Европейского Союза? С формальной точки зрения Макрон не сказал: «Я против». Он лишь заявил, что хочет пересмотра условий вступления в Европейский Союз. Однако «в переводе» это на самом деле означает, что он против, так как создание дополнительных бюрократических препятствий — это не что иное, как попытка удержать балканские страны на постоянной дистанции от Европейского Союза, но не лишать их при этом надежды когда-нибудь стать частью клуба (подобная тактика применялась к Турции на протяжении нескольких десятилетий, и теперь мы видим, к чему это привело).

Причина, по которой Макрон противится расширению Европейского Союза, на самом деле весьма прозаична. Речь не идет о какой-то масштабной стратегии французского лидера, которому хочется позиционировать себя как ведущего лидера Европы. Он против расширения, потому что резко против расширения выступает французская общественность. А на фоне протестов желтых жилетов, этот огонь, который затухает, но продолжает тлеть, Макрон решил, что лучше больше не противоречить французским избирателям.

Все эти факты определили судьбу Балкан. Страны, которые остались у дверей Европейского Союза, должны понимать это, как и то, чем грозит подобная ситуация. Самый полезный совет им: несмотря на произошедшее, крайне внимательно следить за сохранением мира и стабильности у себя. Ведь если кто-нибудь решит, что значительную часть Балкан нужно сделать частью того или иного геополитического лагеря, он ударит именно по этим опорам.