Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борьба за кулисами: в каких областях конкурируют Россия и Китай? (Sasapost, Египет)

© РИА НовостиВладимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на саммите АТЭС в Пекине
Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на саммите АТЭС в Пекине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что объединяет Россию и Китай, несмотря на разногласия по многим вопросам и явное соперничество в ряде областей? Отвечая на этот вопрос, авторы собрали воедино проблемные точки в отношениях, дополнив картину стратегическими интересами, которые побуждают лидеров к компромиссу. Так кто же они: друзья или враги?

Друзья или враги? Такой вопрос приходит в голову каждому читателю, которому известны столь переплетенные и порой противоположные интересы России и Китая, которые нередко вызывают путаницу и сложности в отношениях двух государств. К примеру, в Центральной Азии мы наблюдаем прямое столкновение интересов между ними, однако стороны всегда приходят к согласию, когда речь идет о противостоянии американскому влиянию.

Несмотря на серьезную конкуренцию между Россией и Китаем в Центральной Азии и вокруг торговых артерий, Кремль считает, что между политическим руководством двух стран есть некоторая «химия». Об этом говорят многочисленные встречи российского президента Владимира Путина и его китайского коллеги Си Цзиньпина, которых за последние шесть лет было 28, а также объем двусторонней торговли, превысивший 100 миллиардов долларов в 2018 году.

Комментируя уникальный характер отношений между Москвой и Пекином, декан университета «Высшая школа экономики» Сергей Караганов заметил: «Что объединяет Россию и Китай и подталкивает их к сближению, несмотря на разногласия и соперничество? Это ощущение давления со стороны Запада».

Между дружбой и враждой — как исторически сложились отношения между Россией и Китаем

Китай сохранял неровные отношения с Россией с 1640 года, когда две страны впервые установили торговые связи. С 1858 года на первый план стали выходить пограничные конфликты, когда Россия присоединила к своей территории реку Амур, которая является границей между двумя странами, и с этого момента напряженность всегда присутствовала в их отношениях.

С утверждением Советского Союза в роли сверхдержавы после окончания Второй мировой войны в 1945 году Китай, последовавший коммунистической модели, получил значительную помощь в целях развития от Москвы. В 1949 году страны обменялись дипломатическим представительствами.

Отношения между Москвой и Пекином переживали хорошие времена, однако вскоре осложнились — Советский Союз в начале 1960-х годов решил сократить помощь Китаю, что привело к экономическому спаду, безработице и бедности в этой стране.

В 1969 году из-за проблемы границ между Советским Союзом и Китаем произошли вооруженные столкновения, которые продолжались в течение семи месяцев. Разногласия удалось преодолеть лишь в 1991 году благодаря подписанию соглашения о границе между двумя государствами.

Однако в 1990-х годах россияне осознали, что отказ от Китая является «исторической ошибкой», и Пекин вскоре стал настоящим экономическим и политическим партнером дезинтегрированной России, резко расширилось экономическое сотрудничество и стало развиваться военное партнерство между двумя странами.

Новая область конкуренции между Россией и Китаем

В июле прошлого года Китай провел военные учения с Таджикистаном в районе, граничащем с неспокойным Синьцзяном на западе страны. Это регион, который Москва долгое время считала зоной своего влияния.

Военные учения, вторые за три года, совпали по времени со строительством центра для китайских пограничников, а также с созданием китайского охранного объекта у таджикско-афганской границы протяженностью 1300 километров.

Действия Китая по обеспечению безопасности в приграничных районах Таджикистана, не говоря уже о его доминировании в экономике страны, вступают в конфликт с российско-китайскими договоренностями в этом регионе, которые предусматривают «разделение труда» между ними. Считалось, что пока Китай расширяется в Центральной Азии в экономическом отношении, Россия гарантирует ее безопасность.

Эксперт по России Стивен Бланк отметил: «Учения представляют собой враждебный жест Китая, касающийся региона Центральной Азии — зоны российского влияния». Тем временем как полагает эксперт по евразийским вопросам Пол Гобель, Москва не уделила достаточного внимания возможности проецирования китайской мягкой силы в Центральной Азии, создания там баз и, как следствие, возможности сокращения собственного влияния.

В дополнение к конфликту в сфере безопасности следует отметить снижение зависимости Китая от российских военных технологий, что может угрожать потерей крупного рынка. В 2017 году Китай выпустил пятое поколение истребителей Chengdu J-20, которое продвигает как более современные самолеты по сравнению с российскими истребителями Су-57. Кроме того, Пекин в настоящее время значительно наращивает свою военно-морскую мощь.

Торговые пути: холодное противостояние или координация?

В 2013 году президент Китая Си Цзиньпин решил представить свою инициативу «Один пояс — один путь» — гигантский инфраструктурный проект, цель которого связать Пекин с миром по линиям древнего Шелкового пути. И сделал он это в столице Казахстана Астане, а не в Москве.

Несмотря на символическое значение этого шага и мнения относительно маргинализации Китая для России, китайско-российское сотрудничество продолжалось даже в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

В июле прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о намерении России построить трассу «Меридиан», которую в средствах массовой информации назвали «русским шелковым путем». Трасса имеет протяженность 2 тысячи километров и соединит российско-казахстанскую границу с существующей магистралью, которая связывает Минск с Москвой.

Стоимость этого проекта составляет около 600 миллиардов рублей (9,5 миллиарда долларов), согласно подсчетам Александра Рязанова, заместителя председателя правления российского газового гиганта «Газпром», которому уже принадлежит около 80% земель, где должна пролегать трасса.

Строительство дороги будет осуществляться в рамках частно-государственного партнерства с огромными издержками, которые должны быть покрыты благодаря плате за транзит грузовых автомобилей.

Как ожидается, четырехполосная магистраль «Меридиан» активизирует сообщение между республиками Центральной Азии, особенно Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Эта дорога также станет частью более широкого сотрудничества между Китаем и Россией, которые совместно работают над ее строительством. Трасса будет служить в качестве российского коридора между Китаем и Европой для ускорения темпов грузовых перевозок.

Объявление о запуске этого проекта связано с обострением торговой войны между Китаем и Соединенными Штатами, поскольку первый стремится усилить свое присутствие на других рынках, а также укрепить торговые отношения с партнерами в Европе и Центральной Азии. Среди прочего оно имеет отношение к нынешней напряженности в российско-американских отношениях, особенно с введением американских экономических санкций.

Таким образом, объявление Медведева не является совпадением. Оно было сделано через несколько месяцев после второго форума инициативы «Один пояс — один путь», который прошел в Пекине в апреле прошлого года с участием президента России Владимира Путина. Тем самым стороны подтвердили прочность российско-китайского альянса, противостоящего США. В своей речи на форуме Путин назвал нынешний этап в отношениях с Китаем «лучшим в истории».

Инициатива по строительству трассы «Меридиан» очень выгодна для Пекина и Москвы, поскольку сократит сроки транспортировки товаров между Азией и Европой до 11 дней, что почти в три раза быстрее, чем в настоящее время (45 дней). Другими словами, она приведет к снижению стоимости экспорта и оживлению экономики Китая.

Россия будет получать огромную прибыль от проекта «Меридиан» в дополнение к другим объектам, которые будут построены по обе стороны от трассы, обеспечат новые рабочие места и дополнительный доход для российской экономики. Она также в значительной степени активизирует коммуникацию между Европой и республиками Центральной Азии: Казахстаном, восточной частью Узбекистана, Киргизией и Таджикистаном. Это означает создание новой инфраструктуры и экономическую выгоду для этих государств. С другой стороны, в случае завершения проект лишь усилит противоречия между Китаем и Россией и конкуренцию за влияние в Центральной Азии, что может негативно отразиться на безопасности региональных государств в случае любого российско-китайского конфликта.

«Сухой порт» — пример геополитического соперничества

Хоргос на китайско-казахстанской границе — бесплодная территория, окруженная заснеженными вершинами, через которую среди множества подъемных кранов, железнодорожных путей и складов пролегает трасса. Однако, он является прямым свидетельством геополитического соперничества между Пекином и Москвой в Центральной Азии.

Хоргос находится примерно в 1550 милях от ближайшего побережья, но местные назвали его «сухим портом», поскольку изначально он был построен для активизации грузовых перевозок. Последние были запущены в 2015 году, и их количество устойчиво растет. Это можно рассматривать как отправную точку для амбиций Пекина по соединению Европы с Азией с помощью новых способов торговли и транспортировки, что лидер Китая Си Цзиньпин назвал «проектом века». Этот населенный пункт готов стать центром внутренних перевозок и важным связующим звеном в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

Проект включает экономическую зону, окружающую Хоргос, ряд заводов и нацелен привлечь крупные инвестиции, а также превратиться в промышленный центр в будущем. На китайской стороне границы в 2014 году появился город с таким же названием, где проживают 100 тысяч человек.

Казахстан, крупнейшая экономика в Центральной Азии, с радостью приняла партнерство с Китаем в рамках инициативы «Пояс и дорога» и надеется воспользоваться новыми экономическими возможностями, предлагаемыми Пекином.

Действительно, в последние годы Китай проводил активную политику в отношении центральноазиатского региона посредством проектов и инвестиций, связанных с упомянутой инициативой, что превращает его в новую арену геополитического соперничества и направление мировой торговли.

Исторически Россия рассматривала Центральную Азию как сферу своего влияния, но подъем Пекина как сильной экономической державы изменил динамику региона, ознаменовав собой новую эру. Пекин и Москва — не единственные игроки в Центральной Азии. Среди них можно выделить Индию, Японию и Европейский союз. Что касается администрации президента США Дональда Трампа, она планирует разработать новую стратегию в отношении региона в преддверии ожидаемой в январе поездки госсекретаря США Майка Помпео (Mike Pompeo).

«Центральная Азия — интересный случай, поскольку Китай действует с осторожностью во враждебной обстановке», — отметил Александр Габуев, сотрудник Московского центра Карнеги. Он продолжил: «Пекин придерживается прагматичного подхода и порой пытается сдерживать Россию, чтобы укрепить свои позиции и стать главной экономической силой в регионе».

Марк Галеотти (Mark Galeotti), эксперт по российским делам, считает, что Москва и Пекин следуют прагматической линии в двусторонних отношениях, предотвращая прямую конфронтацию, чтобы расширять экономическое сотрудничество.

По его мнению, несмотря на перечисленные области конкуренции, Россия и Китай явно хотят устранить разногласия и максимально использовать возможности экономического сотрудничества. Галеотти добавил: «Однако центральноазиатский регион — это бомба замедленного действия, и любой небольшой конфликт между двумя странами в этом регионе может обернуться крупного кризиса».