Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): новое российское правительство — менеджеры на переходный период?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
OSW комментирует смену правительства в России и обращает внимание на то, что на первый план выходят экономический рост, инвестиции и социальная сфера. Прогноз автора, разумеется, пессимистический — и не потому, что правительство непрофессионально, а потому, что Россия выбрала не ту модель управления...

Вечером 21 января президент Владимир Путин после беседы с премьером Михаилом Мишустиным подписал указ о составе нового правительства РФ. Если на формирование предыдущего ушло почти два месяца (март — май 2018 года), то на этот раз процесс занял меньше недели, следовательно, можно сделать вывод, что кадровые перестановки готовились давно. Состав правительства изменился довольно основательно: свои посты сохранили лишь трое (треть) вице-премьеров и чуть больше половины министров. Также произошли незначительные структурные изменения: было упразднено министерство по делам Северного Кавказа (единственным «территориальным» останется министерство по развитию Дальнего Востока), его функции передали министерству экономического развития. Кроме того, между Минэкономразвития и Минфином перераспредели полномочия.

Комментарий

Главная задача правительства будет состоять в выполнении социальных обещаний, в том числе в реализации «демографического пакета», который представил в своем послании Владимир Путин, а также «национальных проектов» (приоритетные шаги кабинета министров будут связаны со здравоохранением, социальной политикой, внедрением цифровых технологий, электронным бюджетом и строительством) — ключевой инициативы главы государства, направленной на обеспечение социально-экономического развития России в ходе его четвертого президентского срока.

Именно проблемы, связанные с реализацией нацпроектов, стали формальной причиной недовольства президента предыдущим правительством, которое возглавлял Дмитрий Медведев. Кроме того, Путин поставил перед министрами задачу по укреплению позиции России в мире.

Довольно существенные изменения в составе правительства — это реакция, с одной стороны, на настроения в обществе (в первую очередь недовольство социальной политикой), а с другой — на послание Путина от 15 января, в котором говорилось о совершенствовании методов управления экономической сферой. Одновременно они отражают становящуюся все более отчетливой тенденцию к постепенному омоложению и «технократизации» правящих элит разных уровней.

Министры, руководящие так называемыми президентскими ведомствами (в первую очередь силовыми, которые непосредственно курирует Путин), сохранили свои посты. Исключением стал лишь министр юстиции: Александра Коновалова сменил бывший руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко. Несмотря на ходившие слухи, не лишился своего портфеля и министр иностранных дел Сергей Лавров, который находится на этой должности вот уже 16 лет и, по неофициальной информации, неоднократно просил об отставке. Это служит подтверждением того, что Россия не планирует менять курс в сфере безопасности и внешней политики.

Частично изменился состав так называемого экономического блока: должность первого вице-премьера, занимавшегося экономической сферой, получил вместо Антона Силуанова Андрей Белоусов, а министром экономического развития вместо Максима Орешкина стал Максим Решетников. Орешкин, по всей видимости, получит должность помощника президента России по экономике. Внимание обращает на себя в первую очередь понижение статуса Силуанова, курировавшего, в частности, Федеральную налоговую службу, которую до недавнего времени возглавлял новый премьер. Он остался министром финансов (а его ведомство получило дополнительные полномочия), но утратил пост первого вице-премьера, который фактически руководил экономической политикой правительства. Такое решение связано, как представляется, не с тем, что результаты работы Силуанова оказались неудовлетворительными (он успешно управлял государственными финансами, поддерживая дисциплину в период кризиса и стагнации, благодаря чему удалось добиться профицита бюджета), а со сменой приоритетов.

Сейчас первоочередными задачами станут, по всей видимости, стимулирование экономического роста и притока инвестиций, а также реализация программ социальных трансфертов. В такой ситуации руководящую роль в экономическом блоке Кремль доверил Белоусову, который был помощником Путина по экономике, то есть контролировал и оценивал политику правительства. Белоусов — главный автор «национальных проектов», и в правительстве он, с одной стороны, будет следить за их претворением в жизнь, а с другой — контролировать в текущем режиме как действия премьера, так и всего кабинета, что позволит президенту сосредоточиться до 2024 года на стратегическом проекте по подготовке к передаче власти (поиске преемника на президентский пост).

Свою позицию в правительстве укрепил также Юрий Борисов (бывший военный и экс-заместитель министра обороны), который в качестве вице-премьера будет курировать не только оборонно-промышленный комплекс, но также всю промышленность и энергетику. Ранее двумя последними сферами занимался Дмитрий Козак — доверенный сотрудник Путина, оказавшийся за бортом правительства. На какую новую работу переведут человека, который, как считается, занимался «выполнением специальных задач», пока неясно. Такие перестановки могут свидетельствовать о намерении в значительной степени подчинить реальную экономику оборонным потребностям государства.

В отставку отправили министров социального блока (здравоохранения, труда и социальной защиты, просвещения, а также науки и высшего образования), при этом свой пост сохранила вице-премьер Татьяна Голикова, которая курирует это направление. Отстранение непопулярных министров свидетельствует о желании улучшить имидж власти и склонить общество поверить в обещания Путина, касающиеся борьбы с бедностью или улучшения работы подвергающейся критике системы здравоохранения.

Частично изменился состав той части правительства, которая отвечает за культуру и спорт. Курировавшую эту область вице-премьера Ольгу Голодец сменил глава холдинга «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко. Пост имевшего неоднозначную репутацию из-за агрессивных высказываний на тему исторической политики и конфликтов с некоторыми деятелями искусств Владимира Мединского отдали сотруднице его министерства Ольге Любимовой, возглавлявшей Департамент кинематографии. Это может означать стремление повысить эффективность государственной пропаганды, в том числе при помощи использования новых средств распространения информации. Также появился новый министр спорта, что следует объяснить введением санкций против российских спортсменов после громкого допингового скандала.

Благодаря новым назначениям свою позицию во властных элитах укрепил мэр Москвы Сергей Собянин. Многие комментаторы полагают, что в будущем его ждет карьера на высших постах в федеральных ведомствах. Сейчас в числе членов правительства оказались трое его бывших сотрудников: Марат Хуснуллин, Максим Решетников и Владимир Якушев.

Есть основания предполагать, что Мишустину позволили принять довольно активное участие в выборе членов кабинета министров (за исключением руководителей «президентских министерств»). Трое из девяти вице-премьеров (Григоренко, Оверчук, Абрамченко) — это его бывшие сотрудники, кроме того, он поддерживает дружеские отношения еще с тремя вице-премьерами: Голиковой, Хуснуллиным и Чернышенко. Подбор кадров указывает на стремление свести к минимуму риск возникновения конфликтов или интриг, которые могли бы негативно отразиться на работе правительства. В частности, в этом контексте можно рассматривать уход фигур, которые имели сильную политическую позицию: вице-премьера Алексея Гордеева, курировавшего сельское хозяйство, или занимавшегося энергетикой вице-премьера Дмитрия Козака.

Политическая роль правительства, однако, не усилится. Все указывает на то, что кабинет Мишустина станет техническим правительством профессионалов, назначенным для успешного претворения в жизнь президентских социально-экономических проектов, а также внедрения цифровых технологий в сфере государственной администрации по образцу проведенной новым премьером компьютеризации Федеральной налоговой службы. Решение вышеназванных задач Кремль считает важным для дополнительной легитимизации путинского режима, кроме того, оно послужит заменой реальной модернизации государства в условиях нарастающего общественного недовольства.

Смена правительства — часть процесса, ведущего к более глубоким политическим переменам, о которых заявил Путин 15 января в послании к Федеральному собранию. Завершиться он должен так называемой передачей власти, то есть появлением нового президента при сохранении Путиным контроля над ключевыми направлениями политики государства. Нельзя исключать вероятности того, что правительство Мишустина получит на какое-то время кредит доверия общества, однако, эффект обновления имиджа может оказаться недолговечным. Новому кабинету министров вряд ли удастся добиться значительных успехов в социально-экономической сфере.

Стагнация экономики и ухудшение социальной ситуации — это следствие не кадровых решений, а избрания Россией модели функционирования, ориентированной на интересы коррумпированных властных элит и не способной обеспечить стабильный рост экономики. Низкое качество управления на разных уровнях тоже связано с системными факторами: намеренно внедряемой непрозрачностью и расплывчатостью принимающихся законов, централизацией и герметичностью процессов принятия решений, а также разворачивающимся внутри властных кругов соперничеством за политические и экономические влияния, к которому подключаются силовые структуры.

Управленческие таланты Мишустина могут таким образом лишь в ограниченной степени позволить наладить работу подчиненных ему ведомств. В связи с этим представляется вероятным, что новое правительство окажется переходным, но отдельные его члены, если они успеют доказать свою эффективность и ценность для Кремля, смогут рассчитывать на постоянную позицию в постепенно обновляющихся властных элитах в период до так называемой передачи власти и после нее.