Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Марина Сеферова: «Сегодня в Дагестане мы чувствуем себя в безопасности» (La Croix, Франция)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Марина Сеферова, занимающаяся борьбой с радикальными настроениями в Дагестане, отметила в интервью, что благодаря действиям армии и полиции против джихадистов кровавые теракты прекратились. Хотя спящие ячейки наверняка существуют.

«Круа»: Российские власти отмечают значительное сокращение числа джихадистских терактов на Кавказе. Согласны ли вы с этим выводом, и чем вы объясняете такую ситуацию?

Марина Сеферова: Несколько лет назад нам было страшно пойти в театр, в кино или на концерт, просто встретить где-то Новый год из опасения терактов. Действия армии и полиции против джихадистских групп позволили значительно уменьшить число терактов и уничтожили ячейки. Многие из тех, кто прятались в лесах, уехали воевать в Сирию и Ирак. Власти знают о них, и им будет очень трудно вернуться. Другими словами, сейчас мы чувствуем себя в безопасности в Дагестане.

Тем не менее хотя кровавые теракты прекратились, спящие ячейки наверняка существуют. Исламистский экстремизм на Кавказе принял более скрытые формы, которые труднее выявить. Сегодня прогуливаясь по дагестанским городам, ислам заметен не больше, чем в Европе.

— С учетом вашей работы, что вы можете сказать о радикалах на Кавказе?

— Хотя типичного профиля нет, мы видим определенные тенденции. Это явление касается в первую очередь людей старше 30 лет из среднего класса и, разумеется, их детей. У сторонников радикального ислама наблюдается тенденция к замыканию в семейном или общинном кругу, что может сопровождаться неприятием законов Российской Федерации, но не обязательно ведет к терроризму.

— Как идеология экстремистского ислама распространяется сегодня в Дагестане?

— В 1990-х годах появление радикальных иностранных имамов значительно способствовало распространению радикальных настроений. Сегодня, за редкими исключениями, это явление уже не идет через имамов и мечети.

В целом, методы не слишком отличаются от тех, что используются в странах вроде Франции. Одни становятся радикалами в семейном кругу, другие — через друзей и знакомых. Это может происходить в паре или, разумеется, через интернет, несмотря на усиление надзора за сетью, которое стало возможным благодаря ряду законов: они в частности обязуют платформы в течение полугода хранить всю переписку в социальных сетях. Заметно, что последователям салафизма становится гораздо труднее распространять свое мировоззрение за пределами их общины. Отметим так же, что у части населения, судя по всему, сформировался иммунитет к экстремистской идеологии после войн в Чечне и провала «Исламского государства» (террористическая организация запрещена в РФ — прим.ред.).

* Марина Сеферова, координатор проекта по борьбе с радикальными настроениями в Дагестане НКО «Октава»