В нынешнем 2020 году, который стал особым для Польши, мы отмечаем множество тесно связанных между собой юбилеев, в частности столетие Иоанна-Павла II и Варшавской битвы, которая спасла Польшу и Европу от вторжения войск большевистской России. Эта победа позволила юному Войтыле вырасти в свободной Польше. Скромный мальчик из Вадовицы стал главой католической церкви и внес вклад в победу над Империей зла. Речь, без сомнения, идет об одной из самых выдающихся историй ХХ века.

Кто для меня Иоанн Павел II? Наставник, проводник и, как и сам святой Петр, краеугольный камень, на котором зиждется наша вера в свободной и солидарной Польше. Его учение всегда было частью моей семейной веры. Мне повезло в том, что мои родители глубоко верили в милосердие, о котором столько говорил Иоанн Павел II. Я до сих пор помню, с каким жаром отец ждал поездки папы в Польшу и отвагу, с которой он размахивал плакатом «Вера и независимость», чтобы показать решимость в борьбе за Бога во времена страха и неверия. Атеистический коммунизм никогда бы не понял настоящую силу учения Иоанна Павла II, в основе которого лежало человеческое достоинство. Сумеркам режима, который называл себя народным, папа противопоставлял интеллектуальное и духовное богатство католического персонализма. Именно в этом зародилась «Солидарность». В некотором роде, революция «Солидарности» стала революцией христианского персонализма и человеческого достоинства.

Иоанн Павел II не только изменил ход истории, но и позволил вновь понять ее. История издавна является моей страстью, и я должен признать, что его книга «Память и идентичность» по-настоящему тронула меня — редкое чувство для меня как читателя. Речь идет об уникальном свидетельстве, которое заставляет нас осознать, что христианство — настоящее ядро Европы. Хотя нам часто говорят, что нации создаются историками, «Память и идентичность» наглядно демонстрирует, что «архэ» Европы кроется в связи двух этих идей. Это великое наследие, которое папа описывает метафорой «двух легких», разрушило ложное разделение континента, разбив железный занавес. На нас лежит долг по сохранению этого наследия, культивации памяти наших малых родин и великих героев. Не забывая, разумеется, о главных трагедиях наших национальных историй. Ведь если наша память стирается, мы теряем ориентиры в этом мире, теряем суть нашей идентичности.

Как говорил Иоанн Павел II, нам нужно верить в красоту Европы. Идя по стопам святого Франциска Асизского, польский папа был большим почитателем природы и, как и его духовные и интеллектуальные наставники (Фома Аквинский, Иоанн Креста, Макс Шелер), он был всегда открыт культуре. Ему довелось жить в то время, когда были все основания сомневаться в Европе. Молодой человек пережил немецкую оккупацию, а затем, уже будучи представителем польской церкви, столкнулся со сформированной коммунистической властью системой угнетения. Ему как никому другому была хорошо известна горькая действительность двух столь разрушительных для нашего континента тоталитаризмов. Восточному европейскому легкому пришлось заплатить особенно высокую цену.

В одной лишь Польше, которая стала одной из главных жертв тоталитаризма ХХ века, зверства войны унесли миллионы невинных жизней. Тем не менее, именно в этой «далекой стране» взяло начало духовное обновление мира. Столкнувшись сегодня с пандемией коронавируса, Европа и мир должны вернуться к учению Иоанна Павла II о солидарности и милосердии. Самые слабые, пожилые и уязвимые среди нас как никогда нуждаются в помощи. Это наш долг. В этот трудный период мы продолжаем восхищаться преданностью и самоотверженностью медиков, которые находятся на передовой борьбы с пандемией. Это не просто пример профессионализма, а показатель великой нравственности.

Значительная часть папства Иоанна Павла II пришлось на кризисный период, но его учение отнюдь не сводилось к оторванному от действительности наивному оптимизму. Он выступал за мудрую надежду, веру в другой, лучший порядок. Сегодня, когда эпидемиологический кризис превращается в сильнейший экономический спад за почти сто лет, нам еще больше нужна эта надежда. Мы находим ее в Иоанне-Павле II, папе, с которым связаны все наши осуществившиеся надежды. Его окрыляющие слова, которые прозвучали в 1979 году перед бесчисленными толпами на площади Победы в Варшаве, до сих пор звучат в наших ушах: «Я взываю как сын этой земли и как Папа Иоанн Павел II». Я взываю из глубины нынешнего столетия, взываю накануне Пятидесятницы: «Да снизойдет Дух Твой. Да снизойдет Дух Твой и обновит лик мира, лик этой земли».

Эхо его призывов достигло Гданьска, где зародилась «Солидарность». Оно дошло до Берлина, где пала стена, а вместе с ней и весь железный занавес. Так слова и поступки Иоанна Павла II изменили облик Европы. Пусть это наследие изменит сегодня облик каждого европейского города и деревни, которые столкнулись с пандемией. Пусть оно принесет надежду, солидарность и исцеление во все уголки нашего континента.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.